Задания на развитие графических навыков и навыков копирования

Доклад

Статья «Нейропсихологический подход к предупреждению нарушений письменной речи у детей со стертой дизартрией» (авт. Сухова О.В., журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 3(39) 2010 г., стр. 79-88)

 

Выполнил: студент гр. 355 Шавырина Ксения

Проверил: кпн Дубовская В. А.

 

Курган 2011г.

В последние годы значительно усилился интерес к проблемам, которые возникают в начале школьного обучения. Отмечается что результатом невнимания к школьным трудностям является нарушение состояния здоровья детей, в первую очередь их нервно психической сферы.

Среди детей массовых школ, последнее время отмечается достаточно большое количество детей, с нерезко выраженными речевыми нарушениями, в том числе (7-15%) по типу стертой дизартрии.

Стертая дизартрия по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптоматики, по сравнению с выраженной дизартрией, неоднородностью, вариативностью симптомов, различным соотношением неречевой и рече­вой симптоматики, нарушением языкового и сенсомоторного уровней речи. Эти нарушения вызывают вторичные от­клонения в развитии фонематической, лексиче­ской и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей.

Необходимо учитывать, что даже у ребенка, не имеющего речевых недостатков, несформированность высших психических функций (ВПФ) негативно отражается на эффективности его обучения, становится причиной школьной дезадаптации. У детей с речевыми нарушениями отмечается большая выраженность подобных затруднений. Среди проблем, возникающих при обучении детей с нерезко выраженными недостатками речи, в том числе по типу стертой дизартрии, ве­дущее место занимают трудности овладения письменной речью.

В связи с этим остро стоит вопрос своев­ременной диагностики стертой дизартрии и проведение коррекционно-педагогической работы, направленной на предупреждение нарушений письменной речи. Нейропсихологический подход к решению вопросов диагностики стертой дизартрии дает возможность на ранних этапах выявить нарушения как речевых, так и неречевых функций, влияющих на развитие письменной речи. Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно диффе­ренцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявле­ниях стертой дизартрии.

В своей работе мы ориентировались на следующие задачи:

• Проведение сравнительного анализа особенностей речевых и неречевых функций, влияющих на становление письменной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и их нормально разви­вающихся сверстников.

• Разработка, апробация и оценка эф­фективности экспериментальной програм­мы коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста со стер­той дизартрией, основанной на нейропсихологической технологии.

Эксперимент осуществлялся в первые две недели сентября 2009г. на базе МДОУ ЦРР детский сад «Россиянка» г. Обнинск Калуж­ской области в три этапа.

В эксперименте принимали участие две группы детей по 20 человек в каждой.

В первую группу входили дети с нарушения­ми речи. Вторую группу составляли их свер­стники имеющие нормальное речевое развитие.

Нами был составлен диагностический комплекс в который входили два блока:

I блок «Нейропсихологическая диагно­стика высших психических функций».

Целью этого блока являлось изучение функционального базиса письменной речи детей старшего дошкольного возраста.

При составлении I блока диагностиче­ского комплекса за основу была взята ме­тодика нейропсихологической диагностики А.В.Семенович (2002г.), которая позволяет определить уровень развития высших психи­ческих функций, влияющих на формирова­ние письменной речи детей. Данная методика была модифицирована нами с учетом психо­логических особенностей изучаемой группы детей. Нами был расширена серия заданий, направленных на изучение речевой функцио­нальной системы, что позволило выявить зависимости между первичными и вторичными нарушениями. Данное направление диагностики предполагало:

- исследование двигательных функций (кинетический, кинестетический и оральный праксис).

- исследование тактильных и соматогно- стических функций.

- исследование зрительного гнозиса.

- исследование пространственных пред­ставлений (пространственный гнозис, само­стоятельный рисунок, копирование).

- исследование слухового гнозиса (вос­приятие и воспроизведение ритмов).

- исследование памяти (слухоречевой, зрительной).

- исследование речевых функций (ав­томатизированная речь, фонематический слух, речевая артикуляция и звукопроизно- шение, номинативные процессы, лексико­грамматические конструкции, самостоятель­ное высказывание).

- исследование интеллектуальных функций.

Система оценок строилась с учетом того, что у каждой психической функции и функ­ционального звена в онтогенезе есть своя программа развития, с учетом существующих периодов стабильности и уязвимости отдель­ных функций. Общим для всех методик явля­ется четырехбалльный характер оценки.

Балльные оценки определяются на основе шкалы:

«0» - выставляется в тех случаях, когда ре­бенок без дополнительных разъяснений вы­полняет предложенную экспериментальную программу;

«1» - если отмечается ряд мелких погреш­ностей, исправляемых самим ребенком прак­тически без участия экспериментатора; по сути «I» - это нижняя нормативная граница;

«2» - ребенок в состоянии выполнить за­дание после нескольких попыток, разверну­тых подсказок и наводящих вопросов;

«3» - задание недоступно даже после под­робного многократного разъяснения со сто­роны экспериментатора.

II блок «Изучение готовности к письменной речи».

Целью которого являлось выявление сте­пени готовности к школьному обучению на основе анализа уровня сформированности графических умений.

Этот блок был основан на методике А. Керна - Я. Йирасика, которая позволяет выявить уровни сформированности тонкой моторики рук и зрительно-двигательной ко­ординации, графических навыков, общего интеллектуального развития и усидчивости, являющиеся показателями готовности ребен­ка к школьному обучению. С целью объктивизации показателей нами был модифици­рован стимульный материал ко 2 заданию: в качестве образца для копирования письмен­ных букв мы использовали латинский шрифт Оценка осуществлялась по пятибалльной шкале, предложенной автором методики.

В результате проведенного исследования нами были выявлены следующие показатели:

«Исследование состояния ВПФ»

Сравнительный анализ результатов, полу­ченных при обследовании состояния высших психических функций и готовности к обуче­нию в школе показал:

У детей с минимальными дизартрическими расстройствами сформированность высших психических функций ниже нормативной оцен­ки (1,5 балла) и как следствие этого выявилась недостаточная готовность к обучению в школе.

Разница результатов, полученная при обследовании детей с минимальными дизартрическими расстройствами и детей, не име­ющих речевых нарушений, составила около 50 %» как при обследовании состояния высших психических функций, так и при обследовании готовности к обучению в школе.

Эксперимент показал, что наибольшие трудности возникли у детей при выполнении следующих заданий:

• Задание на исследование двигательных функций (кинестетический праксис, ораль­ный праксис), что объясняется своеобразием структуры речевого дефекта при дизартрии.

Задание на исследование простран­ственных представлений (самостоятельный рисунок, копирование), что соответствует возрастной норме. Однако следует отметить, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, несформированность пространственных представлений выражена

«Исследование готовности к обучению в школе»

сильнее, чем у детей, не имеющих речевых нарушений.

• Зрительный гнозис (незавершенные изо­бражения, сюжетные картинки). Это объясня­ется тем, что до 6 - 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпрета­ции сюжетных (особенно серийных) картин. Однако, следует отметить, что несформиро­ванность этих психических функций сильнее выражена у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, чем у их сверстни­ков, не имеющих речевых нарушений.

• Задание на исследование речевых функций (звукопроизношение, фонетико- фонематическое восприятие, автоматизированная речь, построе­ние самостоятельных высказываний). Это объяс­няется своеобразием структуры речевого дефекта при стертой дизартрии.

Экспериментальная работа способствовала выявлению фактора, который ранее не был отражен в психолого-педагогической и медицинской документации. У 15% детей ведущей рукой является левая; у 55 % выяви­лось скрытое левшество.

С учетом выявленных факторов нами была составлена и успешно апробирована про­грамма коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письмен­ной речи, а также разработаны рекомендации для родителей, воспитателей групп, будущих учителей.

Экспериментальная коррекционно-лого­педическая программа по предупреждению нарушения письменной речи у детей со стер­той дизартрией включала в себя такие на­правления, как:

- развитие зрительного гнозиса,

- развитие оптико-пространственных представлений,

- развитие мелкой моторики, точности координации,

- развитие зрительной и слуховой памяти,

- развитие межполушарных связей,

- развитие фонематического слуха, фонетико-фонематического восприятия,

- развитие правильной артикуляции и звукопроизношением,

- обучение грамоте, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза,

- расширение активного словаря,

- уточнение лексико-грамматических ка­тегорий.

Логопедическая работа с детьми со стер­той дизартрией была направлена на преодо­ление у них речевых и психофизических на­

рушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.

На каждом занятии (индивидуальном, подгрупповом) использовался наглядный материал, соответствующий дидактическим требованиям, этапу и содержанию логопеди­ческой работы.

Учитывая особенности коррекционной работы на логопункте, занятия строились следующим образом:

На подгрупповых занятиях основная ра­бота была направлена на обучение грамоте, развития навыков звукобуквенного анали­за. Особое внимание уделялось развитию оптико-пространственных представлений, навыку ориентации на листе бумаге.

Работа в подгруппах строилась на основе среднегрупповых результатов диагностики.

На индивидуальных занятиях прово­дилась работа по развитию фонетико-фонематического слуха, постановки и авто­матизации звуков, расширению словаря и совершенствованию употребления лексико-грамматических категорий.

Индивидуальная работа строилась на основе индивидуальных графиков результа­тов диагностики.

На основе методической литературы отобраны и систематизированы задания и упражнения, направленные на предупрежде­ние нарушений письменной речи у детей со стертой дизартрией. Приведем примеры не­которых заданий и упражнений, способство­вавших повышению эффективности коррек­ционной работы.

 

Таблица №_1

 

Направления работы по развитию психологических и речевых функций
Работа по развитию ВПФ Работа по исправлению речевых нарушений
Развитие зрительного гнозиса. Развитие оптико-пространственных представлений. Развитие мелкой моторики, точности координации. |Развитие зрительной и слуховой | памяти. 1 Развитие межполушарных связей. Развитие фонематического слуха, фонетико-фонемати- ческого восприятия. Развития правильной артикуляции и звукопроизношения. Обучение грамоте. Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Расширение активного словаря. Уточнение лексико-грамматических категорий.

 

Задания на развитие зрительного гнозиса

Задание I. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения. Целое (образец) иразрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а эле­менты усложняются по конфигурации.

Задание 2 «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (пред­метный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсут­ствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.

Задания на развитие оптико-пространственных представлений

Задание I, «Капризный фотограф». Логопед, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его по­мощнику (ребенку) надо рассадить: кошку - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фо­тограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.

Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу - слева от лисы». Модификация задания- ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.

Задание 2. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не от­рывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем - прямую линию в левый нижний угол» и т.д.

На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку - «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необхо­димо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от преды­дущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

Задания на развитие мелкой моторики, точности координации

Задание 1. «Разложи горошины»

Ребенку предлагается разложить пинцетом цветные горо­шинки в специальные ячейки.

Рассыпался горошек

На семь больших дорожек

Кто горошек соберет,

Тот конфетку заберет

Задание 2. Пальчиковая гимнастика «ПАУЧОК»

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил,

Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,

Паучок ползёт опять,

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

 

Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).

Хлопок ладонями по столу/коленям.

Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светим) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.

Задание 3. Упражнения для ладоней с массажным шариком

Ежики-клубочки Колючие дружочки

Сел ежонок на ладошку,

Раз! Не ёжик, а клубок

Два! Расправился немножко

Три! Опять сидит комок.

На другую на ладошку

Ёж колючий пересел

Распустил свои иголки

Сколько нужно сделать дел

Раз! Не ёжик, а клубок

Два! Расправился немножко

Три! Опять сидит комок.

Покатился по дорожке

Ёж колючий мимо ёлок

Между сосен и берез

Не жалел своих иголок.

То с горы, то в горку

Катил от ёлки к ёлке

Вдруг остановился ёж:

«Я устал, меня не трожь»

Шарик удерживается на раскрытой ладони

Сжимать и разжимать кулак с массажным шариком

Массажный шарик перекладывается на другую ладонь и удерживается на ней

Сжимать и разжимать кулак с массажным шариком

Круговыми движениями массажный шарик перемещается по ладони

Массажный шарик с усилием прокатывается по ладони в направлении от запястья к пальцам

Задания на развитие графических навыков и навыков копирования

Задание I. «Штриховки и обводки». Ребенку предлагается заштриховать предложенный контур. Рабо

'
та выполняется простым карандашом, особе внимание уделяется параллельности линий. При обводках ребенку предлагается обвести рисунок по исходным контурам.

Задание 2. «Продолжи узор». Ребенку предлагают продолжить ряд.

Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов и в дальнейшем к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.

 

Задания на развитие мнестических процессов Задание 1, «Что пропало?» На столе ставятся 6 игрушек, затем незаметно убрать и предложить назвать, что пропало.

Задание 2. «Запоминание предметных кар­тинок путем ассоциаций» Перед ребенком выкладывается ряд предметных картинок Затем ребенку предлагается найти связь между каждой предыдущей и каждой последующей картинкой.

 

Задание 3. «Магазин». Ребенок отправляется в «магазин» и должен запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7.В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди.могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, ко­торый сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины мо­гут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.

 

Задание 4. «Пары слов». Логопед предлагает ребенку запомнить несколько слов, предъяв­ляя каждое из них в паре с другим словом, Например: пары «кошка - молоко», «мальчик- машина», «стол - пирог» и просит запомнить вторые слова из каждой пары. Затем логопед называет первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с от­даленными смысловыми связями.

Задания на развитие межполушарных связей

Задание 1. «Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком - научите его играть сначала в классическом варианте, но не только рука­ми, но и лежа - ногами. Затем усложните задачу:

а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хло­пок, хлопок с партнером - «левая -правая», хлопок, хлопок с партнером - «правая-левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично - ногами;

б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ла­доши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок по­сле хлопка удар «кулак-ладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант - удар «кулак- ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);

в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партне­ром осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (или ставятся друг на друга ребрами);

г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, со­прикасаясь с ним стопами, коленями, бедра­ми, локтями, плечами.

Задание 2. «Курочки по зернышкам». Ре­бенок одновременно обеими руками должен собрать горошины и положить их в разные емкости. При этом ребенок проговаривает:

 

Две курочки подружки на улице гуляли.

Две курочки горошек случайно увидали.

Раз, два, три, четыре, пять - стали курочки клевать,

Подбирать хорошие, вкусные горошины.

 

Задания на развитие фонематического слуха, фонетико-фонематического восприятия

Задание 1 «Игра в рифму». Ребенку предла­гается придумать рифму к различным словам. Например: кошка - мошка - поварешка, удоч­ка - улочка - булочка и т.д.

Задание 2. «Звук спрятался». Логопед просит ребенка запомнить звук, который он произнесет. Затем логопед произносит несколько звуков под­ряд. Ребенок должен поднять руку, если прозву­чит нужный звук. Более сложный вариант, когда логопед называет ему несколько слов. Предложи­те поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.

Задание 3 «Звуковая дорожка». Перед ребенком нарисованная звуковая дорожка. Ребенка просят закрыть фишками слова с нужным звуком.

Задания на развитие правильной артикуляции и звукопроизношения

Задание 1.Доскажи слово. Ребенку предлагают закончить за логопедом слово прибавляя нужный звук. Например: доскажи звук «р» ми..., уда..., забо..., топо...

Задание 2. Разучивание стихов, скороговорок, пословиц. Со­ставление рассказа по серии сюжетных картинок.

Задание 3. «Мини-концерт». Концерт проводится на речевом материале, используемом на логопедических занятиях. Цель концерта сконцентрировать внимание детей на правильном произнесении звуков, развивать способность детей публичным выступлениям.

Задание 4.«Радиоконцерт». Ребенку предлагают на магни­тофон записать стихи и рассказы, затем прослушивается. Цель сконцентрировать внимание ребенка на правильном произно­шении.

Обучение грамоте

Задание 1. «Отыщи букву». Логопед предлага­ет ребенку найти заданную букву в ряду разных букв и символов.

Задание 2. «Подвижная азбука». Первый этап разучивание букв и соотнесение звука с конкрет­ной буквой. На втором этапе логопед просит ре­бенка выложить заданное слово.

Задание 3. «Текст с картинками». Чтение ре­бенком текста, в котором слова-наименования за­менены соответствующими изображениями.

Задания на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза

Задание 1. «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний? Логопед называет слово. Ребенку дают задание посчитать, сколько в нем звуков. Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот, солнце, праздник и т.д.). Естественно, следует арти­кулировать слова четко.

Ребенку предлагают последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, мак, дом, кот и т.д.

Задание 2. «Веселая цепочка». Логопед называет слово и попросит ребенка придумать сле­дующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол-лодка - арбуз-зуб и т. д.).

Задание 3. «Зашифрованное слово». Ребенку предлагают последовательность слов, из пер­вых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, ав­тобус - кофта.) ребенок может составить такую же «шифровку» сам.

Задание 4. «Скажи слово наоборот». Ребенка просят сказать предложенное вами слово с конца. Начать можно с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.

Задания на расширение активного словаря

Задание 1. «Закончи словосочетания». Ребенку предлагается подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое.,.; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.

Задание 2. «Сравнение понятий». Логопед предлагает ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.

Морковь сладкая, а редька... Зима холодная, а лето...

Молоко жидкое, а сметана... Сажа черная, а мел...

Трава низкая, а дерево... Сахар сладкий, а перец...

Задание 3. «Составляем определения», а) блюдце - это..., масленка - груша -..., берло­га - врач -.... б) лечит людей..., овощи растут..., самолет ведет..., выше всех летает..., быстрее всех бегает.,., выходит на охоту ночью...

Задания на уточнение лексико-грамматических категорий

Задание 1. «Хвастунишка» У логопеда и ребенка одинаковое количество карточек У логопеда предметы изображены в единственном числе, а у ребенка на карточках нарисовано от двух до пяти предметов. Логопед говорит: «У меня один зонтик». Ребенок: «А у меня пять зонтиков».

Задание 2. «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).

Задание 3. «Кто лучше?». Логопед показывает детям 2 картинки, на которых изображены лес и ягоды, и просит придумать предложение по этим двум картинкам: «В лесу растут яго­ды». Затем добавляет еще одну картинку, на которой нарисованы дети, и предлагает ребенку придумать новое предложение уже по трем картинкам: «Дети в лесу собирают ягоды». По­казывает еще 2-3 и предлагает детям самим придумать по ним предложения, сравнивая, чьё лучше.

Задание 4. «Зашифрованное по­слание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка, и записать его прямо под картинками.

Реализация экспериментальной программы составлялась на год. В настоящие время мы можем проследить динамическое развитие детей.

В формирующем эксперименте участвовало 10 детей. По окончании динамического наблю­дения за развитием можно было отметить положительные изменения развития ВПФ

Анализ изменений результатов исследования высших психических функций

в ходе формирующего эксперимента.

До эксперимента

Экспериментальная группа

Контрольная группа

 

 


1. Двигательные функции

2. Тактильные и

соматогностические функции

3 Зрительный гнозис

4 Пространственные представления

5 Слуховой гноэис

6 Память

7 Речевые функции

8 Интеллектуальные функции

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: