Доклад
Статья «Нейропсихологический подход к предупреждению нарушений письменной речи у детей со стертой дизартрией» (авт. Сухова О.В., журнал «Коррекционная педагогика: теория и практика» № 3(39) 2010 г., стр. 79-88)
Выполнил: студент гр. 355 Шавырина Ксения
Проверил: кпн Дубовская В. А.
Курган 2011г.
В последние годы значительно усилился интерес к проблемам, которые возникают в начале школьного обучения. Отмечается что результатом невнимания к школьным трудностям является нарушение состояния здоровья детей, в первую очередь их нервно психической сферы.
Среди детей массовых школ, последнее время отмечается достаточно большое количество детей, с нерезко выраженными речевыми нарушениями, в том числе (7-15%) по типу стертой дизартрии.
Стертая дизартрия по своим проявлениям характеризуется сглаженностью симптоматики, по сравнению с выраженной дизартрией, неоднородностью, вариативностью симптомов, различным соотношением неречевой и речевой симптоматики, нарушением языкового и сенсомоторного уровней речи. Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения детей.
|
|
Необходимо учитывать, что даже у ребенка, не имеющего речевых недостатков, несформированность высших психических функций (ВПФ) негативно отражается на эффективности его обучения, становится причиной школьной дезадаптации. У детей с речевыми нарушениями отмечается большая выраженность подобных затруднений. Среди проблем, возникающих при обучении детей с нерезко выраженными недостатками речи, в том числе по типу стертой дизартрии, ведущее место занимают трудности овладения письменной речью.
В связи с этим остро стоит вопрос своевременной диагностики стертой дизартрии и проведение коррекционно-педагогической работы, направленной на предупреждение нарушений письменной речи. Нейропсихологический подход к решению вопросов диагностики стертой дизартрии дает возможность на ранних этапах выявить нарушения как речевых, так и неречевых функций, влияющих на развитие письменной речи. Существующие методы коррекционно-логопедической работы недостаточно дифференцированы в зависимости от механизма и структуры дефекта при различных проявлениях стертой дизартрии.
В своей работе мы ориентировались на следующие задачи:
• Проведение сравнительного анализа особенностей речевых и неречевых функций, влияющих на становление письменной речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией и их нормально развивающихся сверстников.
|
|
• Разработка, апробация и оценка эффективности экспериментальной программы коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, основанной на нейропсихологической технологии.
Эксперимент осуществлялся в первые две недели сентября 2009г. на базе МДОУ ЦРР детский сад «Россиянка» г. Обнинск Калужской области в три этапа.
В эксперименте принимали участие две группы детей по 20 человек в каждой.
В первую группу входили дети с нарушениями речи. Вторую группу составляли их сверстники имеющие нормальное речевое развитие.
Нами был составлен диагностический комплекс в который входили два блока:
I блок «Нейропсихологическая диагностика высших психических функций».
Целью этого блока являлось изучение функционального базиса письменной речи детей старшего дошкольного возраста.
При составлении I блока диагностического комплекса за основу была взята методика нейропсихологической диагностики А.В.Семенович (2002г.), которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, влияющих на формирование письменной речи детей. Данная методика была модифицирована нами с учетом психологических особенностей изучаемой группы детей. Нами был расширена серия заданий, направленных на изучение речевой функциональной системы, что позволило выявить зависимости между первичными и вторичными нарушениями. Данное направление диагностики предполагало:
- исследование двигательных функций (кинетический, кинестетический и оральный праксис).
- исследование тактильных и соматогно- стических функций.
- исследование зрительного гнозиса.
- исследование пространственных представлений (пространственный гнозис, самостоятельный рисунок, копирование).
- исследование слухового гнозиса (восприятие и воспроизведение ритмов).
- исследование памяти (слухоречевой, зрительной).
- исследование речевых функций (автоматизированная речь, фонематический слух, речевая артикуляция и звукопроизно- шение, номинативные процессы, лексикограмматические конструкции, самостоятельное высказывание).
- исследование интеллектуальных функций.
Система оценок строилась с учетом того, что у каждой психической функции и функционального звена в онтогенезе есть своя программа развития, с учетом существующих периодов стабильности и уязвимости отдельных функций. Общим для всех методик является четырехбалльный характер оценки.
Балльные оценки определяются на основе шкалы:
«0» - выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенную экспериментальную программу;
«1» - если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком практически без участия экспериментатора; по сути «I» - это нижняя нормативная граница;
«2» - ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов;
«3» - задание недоступно даже после подробного многократного разъяснения со стороны экспериментатора.
II блок «Изучение готовности к письменной речи».
Целью которого являлось выявление степени готовности к школьному обучению на основе анализа уровня сформированности графических умений.
Этот блок был основан на методике А. Керна - Я. Йирасика, которая позволяет выявить уровни сформированности тонкой моторики рук и зрительно-двигательной координации, графических навыков, общего интеллектуального развития и усидчивости, являющиеся показателями готовности ребенка к школьному обучению. С целью объктивизации показателей нами был модифицирован стимульный материал ко 2 заданию: в качестве образца для копирования письменных букв мы использовали латинский шрифт Оценка осуществлялась по пятибалльной шкале, предложенной автором методики.
|
|
В результате проведенного исследования нами были выявлены следующие показатели:
«Исследование состояния ВПФ»
Сравнительный анализ результатов, полученных при обследовании состояния высших психических функций и готовности к обучению в школе показал:
У детей с минимальными дизартрическими расстройствами сформированность высших психических функций ниже нормативной оценки (1,5 балла) и как следствие этого выявилась недостаточная готовность к обучению в школе.
Разница результатов, полученная при обследовании детей с минимальными дизартрическими расстройствами и детей, не имеющих речевых нарушений, составила около 50 %» как при обследовании состояния высших психических функций, так и при обследовании готовности к обучению в школе.
Эксперимент показал, что наибольшие трудности возникли у детей при выполнении следующих заданий:
• Задание на исследование двигательных функций (кинестетический праксис, оральный праксис), что объясняется своеобразием структуры речевого дефекта при дизартрии.
Задание на исследование пространственных представлений (самостоятельный рисунок, копирование), что соответствует возрастной норме. Однако следует отметить, что у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, несформированность пространственных представлений выражена
«Исследование готовности к обучению в школе»
сильнее, чем у детей, не имеющих речевых нарушений.
• Зрительный гнозис (незавершенные изображения, сюжетные картинки). Это объясняется тем, что до 6 - 7 лет дети демонстрируют затруднения при восприятии и интерпретации сюжетных (особенно серийных) картин. Однако, следует отметить, что несформированность этих психических функций сильнее выражена у детей с минимальными дизартрическими расстройствами, чем у их сверстников, не имеющих речевых нарушений.
• Задание на исследование речевых функций (звукопроизношение, фонетико- фонематическое восприятие, автоматизированная речь, построение самостоятельных высказываний). Это объясняется своеобразием структуры речевого дефекта при стертой дизартрии.
|
|
Экспериментальная работа способствовала выявлению фактора, который ранее не был отражен в психолого-педагогической и медицинской документации. У 15% детей ведущей рукой является левая; у 55 % выявилось скрытое левшество.
С учетом выявленных факторов нами была составлена и успешно апробирована программа коррекционно-логопедической работы по предупреждению нарушений письменной речи, а также разработаны рекомендации для родителей, воспитателей групп, будущих учителей.
Экспериментальная коррекционно-логопедическая программа по предупреждению нарушения письменной речи у детей со стертой дизартрией включала в себя такие направления, как:
- развитие зрительного гнозиса,
- развитие оптико-пространственных представлений,
- развитие мелкой моторики, точности координации,
- развитие зрительной и слуховой памяти,
- развитие межполушарных связей,
- развитие фонематического слуха, фонетико-фонематического восприятия,
- развитие правильной артикуляции и звукопроизношением,
- обучение грамоте, развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза,
- расширение активного словаря,
- уточнение лексико-грамматических категорий.
Логопедическая работа с детьми со стертой дизартрией была направлена на преодоление у них речевых и психофизических на
рушений путём проведения индивидуальных и подгрупповых занятий.
На каждом занятии (индивидуальном, подгрупповом) использовался наглядный материал, соответствующий дидактическим требованиям, этапу и содержанию логопедической работы.
Учитывая особенности коррекционной работы на логопункте, занятия строились следующим образом:
На подгрупповых занятиях основная работа была направлена на обучение грамоте, развития навыков звукобуквенного анализа. Особое внимание уделялось развитию оптико-пространственных представлений, навыку ориентации на листе бумаге.
Работа в подгруппах строилась на основе среднегрупповых результатов диагностики.
На индивидуальных занятиях проводилась работа по развитию фонетико-фонематического слуха, постановки и автоматизации звуков, расширению словаря и совершенствованию употребления лексико-грамматических категорий.
Индивидуальная работа строилась на основе индивидуальных графиков результатов диагностики.
На основе методической литературы отобраны и систематизированы задания и упражнения, направленные на предупреждение нарушений письменной речи у детей со стертой дизартрией. Приведем примеры некоторых заданий и упражнений, способствовавших повышению эффективности коррекционной работы.
Таблица №_1
Направления работы по развитию психологических и речевых функций
|
Задания на развитие зрительного гнозиса
Задание I. «Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения. Целое (образец) иразрезанное на несколько частей: на две (по горизонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде полос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количество фрагментов должно соответствовать актуальным возможностям ребенка. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по конфигурации.
Задание 2 «Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагается картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фрагмент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.
Задания на развитие оптико-пространственных представлений
Задание I, «Капризный фотограф». Логопед, желая сделать снимок зверей, ищет кадр. Его помощнику (ребенку) надо рассадить: кошку - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей.
Усложненная задача выполняется по двухступенчатой инструкции: «Посади утку справа от медведя, а птицу - слева от лисы». Модификация задания- ребенок сам говорит: «Я посадил льва справа от медведя». Остальные дети или взрослый его проверяют. Затем один из детей становится фотографом, дает инструкцию остальным и проверяет ее выполнение.
Задание 2. «Проведи линию». По инструкции психолога ребенок проводит определенные линии (прямые, пунктирные, волнистые, цветные и т.д.) в определенном направлении, не отрывая карандаш от бумаги. Например: «Из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, затем - прямую линию в левый нижний угол» и т.д.
На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку - «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Необходимо предварительно научить ребенка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.
Задания на развитие мелкой моторики, точности координации
Задание 1. «Разложи горошины»
Ребенку предлагается разложить пинцетом цветные горошинки в специальные ячейки.
Рассыпался горошек
На семь больших дорожек
Кто горошек соберет,
Тот конфетку заберет
Задание 2. Пальчиковая гимнастика «ПАУЧОК»
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать,
Паучок ползёт опять,
А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.
Руки скрещены; пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светим) Действия аналогичны первоначальным «Паучки» ползают на голове.
Задание 3. Упражнения для ладоней с массажным шариком
Ежики-клубочки Колючие дружочки
Сел ежонок на ладошку,
Раз! Не ёжик, а клубок
Два! Расправился немножко
Три! Опять сидит комок.
На другую на ладошку
Ёж колючий пересел
Распустил свои иголки
Сколько нужно сделать дел
Раз! Не ёжик, а клубок
Два! Расправился немножко
Три! Опять сидит комок.
Покатился по дорожке
Ёж колючий мимо ёлок
Между сосен и берез
Не жалел своих иголок.
То с горы, то в горку
Катил от ёлки к ёлке
Вдруг остановился ёж:
«Я устал, меня не трожь»
Шарик удерживается на раскрытой ладони
Сжимать и разжимать кулак с массажным шариком
Массажный шарик перекладывается на другую ладонь и удерживается на ней
Сжимать и разжимать кулак с массажным шариком
Круговыми движениями массажный шарик перемещается по ладони
Массажный шарик с усилием прокатывается по ладони в направлении от запястья к пальцам
Задания на развитие графических навыков и навыков копирования
Задание I. «Штриховки и обводки». Ребенку предлагается заштриховать предложенный контур. Рабо
' |
Задание 2. «Продолжи узор». Ребенку предлагают продолжить ряд.
Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов и в дальнейшем к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ.
Задания на развитие мнестических процессов Задание 1, «Что пропало?» На столе ставятся 6 игрушек, затем незаметно убрать и предложить назвать, что пропало.
Задание 2. «Запоминание предметных картинок путем ассоциаций» Перед ребенком выкладывается ряд предметных картинок Затем ребенку предлагается найти связь между каждой предыдущей и каждой последующей картинкой.
Задание 3. «Магазин». Ребенок отправляется в «магазин» и должен запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1-2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5-7.В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди.могут быть и дочкой (или сыном), и мамой (или папой), и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными: «Булочная», «Молоко», «Игрушки» и любые другие.
Задание 4. «Пары слов». Логопед предлагает ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом, Например: пары «кошка - молоко», «мальчик- машина», «стол - пирог» и просит запомнить вторые слова из каждой пары. Затем логопед называет первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.
Задания на развитие межполушарных связей
Задание 1. «Ладушки» Эта игра одной из первых появляется в опыте любого ребенка. Если он с ней не знаком - научите его играть сначала в классическом варианте, но не только руками, но и лежа - ногами. Затем усложните задачу:
а) хлопок в ладоши, хлопок двумя руками с партнером (руки у обоих перекрещены), хлопок, хлопок с партнером - «левая -правая», хлопок, хлопок с партнером - «правая-левая». Далее увеличивается число движений за счет соединения классического и данного вариантов. Аналогично - ногами;
б) «кулак-ладонь»: руки ребенка все время повернуты ладонями друг к другу; хлопок в ладоши, удар кулака о ладонь, хлопок, удар другой ладони о кулак. Играя в паре, ребенок после хлопка удар «кулак-ладонь» делает с вами. Еще более сложный вариант - удар «кулак- ладонь» делается с партнером перекрещенными руками (впереди то левая, то правая рука);
в) «ладушки» с разворотами ладоней: классический вариант, в котором хлопки с партнером осуществляются так, что одна ладонь ребенка смотрит вниз, а другая - вверх (или ставятся друг на друга ребрами);
г) после хлопка ребенок «здоровается» с партнером, как в классическом варианте, соприкасаясь с ним стопами, коленями, бедрами, локтями, плечами.
Задание 2. «Курочки по зернышкам». Ребенок одновременно обеими руками должен собрать горошины и положить их в разные емкости. При этом ребенок проговаривает:
Две курочки подружки на улице гуляли.
Две курочки горошек случайно увидали.
Раз, два, три, четыре, пять - стали курочки клевать,
Подбирать хорошие, вкусные горошины.
Задания на развитие фонематического слуха, фонетико-фонематического восприятия
Задание 1 «Игра в рифму». Ребенку предлагается придумать рифму к различным словам. Например: кошка - мошка - поварешка, удочка - улочка - булочка и т.д.
Задание 2. «Звук спрятался». Логопед просит ребенка запомнить звук, который он произнесет. Затем логопед произносит несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук. Более сложный вариант, когда логопед называет ему несколько слов. Предложите поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.
Задание 3 «Звуковая дорожка». Перед ребенком нарисованная звуковая дорожка. Ребенка просят закрыть фишками слова с нужным звуком.
Задания на развитие правильной артикуляции и звукопроизношения
Задание 1.Доскажи слово. Ребенку предлагают закончить за логопедом слово прибавляя нужный звук. Например: доскажи звук «р» ми..., уда..., забо..., топо...
Задание 2. Разучивание стихов, скороговорок, пословиц. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Задание 3. «Мини-концерт». Концерт проводится на речевом материале, используемом на логопедических занятиях. Цель концерта сконцентрировать внимание детей на правильном произнесении звуков, развивать способность детей публичным выступлениям.
Задание 4.«Радиоконцерт». Ребенку предлагают на магнитофон записать стихи и рассказы, затем прослушивается. Цель сконцентрировать внимание ребенка на правильном произношении.
Обучение грамоте
Задание 1. «Отыщи букву». Логопед предлагает ребенку найти заданную букву в ряду разных букв и символов.
Задание 2. «Подвижная азбука». Первый этап разучивание букв и соотнесение звука с конкретной буквой. На втором этапе логопед просит ребенка выложить заданное слово.
Задание 3. «Текст с картинками». Чтение ребенком текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями.
Задания на развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза
Задание 1. «Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний? Логопед называет слово. Ребенку дают задание посчитать, сколько в нем звуков. Начните с простых коротких слов, постепенно усложняя задание (кот, солнце, праздник и т.д.). Естественно, следует артикулировать слова четко.
Ребенку предлагают последовательно назвать все звуки в слове, затем на выбор любой звук. Ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните со слов из трех звуков, например: сок, рот, мак, дом, кот и т.д.
Задание 2. «Веселая цепочка». Логопед называет слово и попросит ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол-лодка - арбуз-зуб и т. д.).
Задание 3. «Зашифрованное слово». Ребенку предлагают последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус - кофта.) ребенок может составить такую же «шифровку» сам.
Задание 4. «Скажи слово наоборот». Ребенка просят сказать предложенное вами слово с конца. Начать можно с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным.
Задания на расширение активного словаря
Задание 1. «Закончи словосочетания». Ребенку предлагается подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое.,.; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.
Задание 2. «Сравнение понятий». Логопед предлагает ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая, а редька... Зима холодная, а лето...
Молоко жидкое, а сметана... Сажа черная, а мел...
Трава низкая, а дерево... Сахар сладкий, а перец...
Задание 3. «Составляем определения», а) блюдце - это..., масленка - груша -..., берлога - врач -.... б) лечит людей..., овощи растут..., самолет ведет..., выше всех летает..., быстрее всех бегает.,., выходит на охоту ночью...
Задания на уточнение лексико-грамматических категорий
Задание 1. «Хвастунишка» У логопеда и ребенка одинаковое количество карточек У логопеда предметы изображены в единственном числе, а у ребенка на карточках нарисовано от двух до пяти предметов. Логопед говорит: «У меня один зонтик». Ребенок: «А у меня пять зонтиков».
Задание 2. «Где лежит карандаш?». Положите карандаш на тетрадь и предложите ребенку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежит на тетради, а тетрадь..., а стол...»). Так поиграйте, перекладывая карандаш под, в, слева от тетради, поднимая его над, пряча за или помещая перед тетрадью. Каждый раз просите ребенка составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем поменяйте эти предметы местами («Тетрадь лежит под карандашом»).
Задание 3. «Кто лучше?». Логопед показывает детям 2 картинки, на которых изображены лес и ягоды, и просит придумать предложение по этим двум картинкам: «В лесу растут ягоды». Затем добавляет еще одну картинку, на которой нарисованы дети, и предлагает ребенку придумать новое предложение уже по трем картинкам: «Дети в лесу собирают ягоды». Показывает еще 2-3 и предлагает детям самим придумать по ним предложения, сравнивая, чьё лучше.
Задание 4. «Зашифрованное послание». Ребенок должен прочитать послание, содержание которого ясно из рисунка, и записать его прямо под картинками.
Реализация экспериментальной программы составлялась на год. В настоящие время мы можем проследить динамическое развитие детей.
В формирующем эксперименте участвовало 10 детей. По окончании динамического наблюдения за развитием можно было отметить положительные изменения развития ВПФ
Анализ изменений результатов исследования высших психических функций
в ходе формирующего эксперимента.
До эксперимента
Экспериментальная группа
Контрольная группа
1. Двигательные функции
2. Тактильные и
соматогностические функции
3 Зрительный гнозис
4 Пространственные представления
5 Слуховой гноэис
6 Память
7 Речевые функции
8 Интеллектуальные функции