Развитие в подростковом возрасте

Теоретическое исследование тревожности подростков

Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является феном, на котором протекает психологический кризис (Коломенский, 2016)

Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.

· Общение является для подростков очень важным информационным каналом;

· Общение – специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия;

· Общение – специфический вид эмоционального благополучия, самоуважения. (Люблинская, 2012)

К.М. Гурьевич говорит о том, что важнейший фактор развития личности подростка – его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и товарищами, на самого себя (проектирование своей личности и своего будущего с попытками реализовать намерения, цели, задачи). (Гуревия, 2008).

В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире, подросток начинает фетишизировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп.

Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме – в стремление противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм – первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развивать свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремиться стать. Его потерянное «Я» стремиться к «Мы». Но на этот раз это «Мы» («Мы - группа») составляют сверстники – считает С.А. Игумнов (Игумнов, 2010).

Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин считают, что подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на 11-13 лет, у девочек на 13-15 лет. В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемостью и неадекватность. (Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин, 2013)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: