Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, необходимо использовать различные педагогические технологии.
Если в своей деятельности учитель применяет технологии, способствующие активизации деятельности учащихся, то процесс обучения должен стать более результативным, повысится заинтересованность и качество знаний учащихся.
Задачи исследования:
изучить и проанализировать педагогическую литературу по проблеме исследования;
рассмотреть технологии, способствующие активизации учебной деятельности учащихся на уроке;
дать оценку эффективности применения данных технологий в процессе обучения стараться сделать оптимальный выбор форм, методов и средств обучения в зависимости от содержания материала, подготовленности и интересов учащихся.
Надо стараться оптимально сочетать традиционные и инновационные образовательные технологии, внедрение инновационных технологий, оказывающих эффективное влияние на воспитание, развитие, социальную адаптацию, защиту прав и законных интересов учащихся школы, является важным в педагогической деятельности современного учителя.
|
|
Интерактивные технологии – используются для развития коммуникативных и творческих способностей учащихся, для формирования умения работать в команде, что очень важно для групповых видов учебной работы. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий правильно ориентироваться в современной жизни.
Проектная технология помогает активизации познавательной деятельности, развитию личности способностей учащихся в процессе обучения, побуждает проявлять способности к:
- осмыслению своей деятельности с позиции ценностного подхода;
- целеполаганию;
- самообразованию и самоорганизации;
- синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников.
Учитывая актуальность технологии проектного обучения, она активно применяется в педагогической деятельности.
При этом, рассматривая здоровье в различных аспектах (физическом, эмоциональном, социальном, личностном, духовном, интеллектуальном), надо создать на уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат, использовать учебный материал для популяризации здорового образа жизни.
Немаловажную роль, в получении учащимися глубоких и прочных знаний и выработке навыков адекватного поведения при попадании в опасные ситуации играет ситуационное обучение. Данный метод призван воспитывать у каждого обучаемого потребности предвидеть возможные опасные жизненные ситуации, научить правильно анализировать сложившуюся ситуацию и при этом грамотно действовать для сохранения жизни и здоровья. Положительным моментом данного метода является и то, что решая проблемы, поставленные в ситуационных заданиях, обучающийся становится как бы непосредственным участником ситуации. У него подсознательно возникает мысль «Это может случиться со мной!» Таким образом, у учащихся появляется в том числе и положительные мотивы к изучению курса ОБЖ.
|
|
При составлении ситуационных заданий надо придерживаться следующих принципов:
- моделирование ситуаций, ведущих к частичной неудаче и требующих в дальнейшем повышения активности;
- постановка задачи и создание ситуаций, требующих немедленного перехода к смелым, самостоятельным и организованным действиям;
- создание ситуации с элементами риска и опасности.
Эффективность подготовки учащихся по ОБЖ довольно высока при использовании в учебном процессе специальных алгоритмов поведения в ЧС, которые легко запоминаются и воспроизводятся. Применение их в ходе учебных игр помогает достаточно быстро выработать стереотип поведения, необходимый для той или иной опасной ситуации. Ситуационные задачи используются также и для проведения контрольных занятий. Таким образом, роль ситуационного обучения по многим разделам и темам курса ОБЖ неоценима для получения учащимися знаний, выработки правильного поведения при попадании в опасные ситуации.
При планировании педагогической деятельности надо придерживаться следующих принципов:
- создание здоровье-сберегающих условий обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной нагрузки возрастным возможностям ученика;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Понятие как здоровье и безопасность человека - одна из предпосылок счастья и его полноценной жизни.
В педагогической деятельности максимально развивать потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету «ОБЖ». Систематически педагог совершенствует свой профессиональный уровень, в целях обогащения своего педагогического опыта и повышения педагогического мастерства, изучать методическую литературу по предмету, периодическую печать, научно-популярную литературу, постановления и рекомендации Министерства образования РФ.
Практика показала что в результате использования таких технологий в процессе обучения, можно наблюдать следующие результаты:
Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
Растет качество знаний
Однако в окружающем мире далеко не все и не в равной мере привлекает человека, не все он стремится исследовать, понять, познать. Познавательный интерес — это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Следует отметить, что становление многих характеристик личности находится в прямой зависимости от уровня сформированности познавательного интереса, который рассматривается как интегральная характеристика личности, выражающая ее эмоционально-положительное отношение к знаниям, процессу познания, своим интеллектуальным, эмоциональным и коммуникативно-волевым возможностям в познании. Суть познавательного интереса заключается в том, что его объектом является сам процесс познания, характеризующийся стремлением проникать в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной области знаний, устойчивым стремлением к постоянному глубокому и основательному их изучению. Формирование познавательной активности, познавательного интереса учащихся в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности происходит под влиянием внешних и внутренних факторов: методической подготовки учителя, уровня развития учащихся, сформированности знаний, умений и навыков, направленности на активную учебную деятельность и других. Принцип активности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике, под которым подразумевается качество деятельности, характеризующиеся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и следствием организации педагогической среды, в том числе включающей в себя игровые формы обучения. В игре учащийся развивается как личность, получает новые знания, овладевает необходимыми умениями. Кроме того, у него появляется возможность актуализировать имеющиеся знания и проверить свои умения и навыки. В процессе игровой деятельности происходит развитие активности, самостоятельности, творчества и инициативы учащихся, так как игра построена на интересе, увлеченности, эмоциональной привлекательности, желании каждого участника проявить себя с наилучшей стороны. В ходе игры у обучаемых формируются такие стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть отношения с окружающими людьми, готовность к действиям в неординарных, в том числе несущих прямую угрозу жизни и здоровью, ситуациях. Большинству игр, применяемых в педагогической практике, присущи следующие черты: свободная развивающая деятельность, творческий, импровизирующий характер, эмоциональная приподнятость; наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры. Если рассматривать игру как процесс, то в ее содержание входят роли, которые берут на себя играющие; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов как замещение реальных объектов условными; сюжет, который условно воспроизводится в игре. Роль игры в экологическом воспитании определяется тем, что она способствует расширению знаний ребенка о природе; формированию нравственных представлений и потребности положительного воздействия на окружающую среду; развитию способности предсказывать следствие по причине.
|
|
|
|