Способы активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ

 

1). Занимательные задания

 

Роль развлекательного элемента в обучении видится в том, чтобы не науку, превращать в забаву, а забаву ставить на службу обучению.

 

Какие же элементы занимательности вызывают чувство удивления? Новизна, необычность, неожиданность, странность, несоответствие прежним представлениям. Все эти особенности, составляющие сущность занимательности, сильнейшие побудители познавательного интереса, обостряющие эмоционально-мыслительные процессы, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, находить выход из создавшейся ситуации.

 

Занимательные задания побуждают работать мысль учащегося. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание учащимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.

 

При использовании занимательных заданий для их эффективного воздействия на знания, умения и навыки учащихся учителю стоит придерживаться методических рекомендаций:

 

- Занимательные задания можно применять на всех этапах обучения, на любом этапе урока - они могут использоваться при объяснении нового материала, перед закреплением материала и т.д.;

 

- Занимательные материалы можно подбирать, применять по каждой теме предмета;

 

- Решением занимательных заданий можно заниматься в домашних условиях;

 

- Важен последовательный переход от простых задач к сложным;

 

- Учитывать индивидуальные качества учащихся, подбирать варианты задач, головоломок различной степени сложности;

 

- После решений занимательных заданий полезен разбор правильных ответов.

 

2). Головоломки

 

В практике преподавания ОБЖ, широко используются вербальные (словесные) головоломки. Широко известны кроссворды, чайнворды, ребусы, шарады, анаграммы, загадки, сканворды.

 

Дети в любом возрасте с большой охотой и интересом разгадывают загадки, головоломки, шарады, ребусы, кроссворды. Использование их в учебной работе способствует поддержанию и развитию интереса к изучаемому предмету, разнообразит занятия, позволит в необычной форме не только повторить и закрепить изученный материал, но и познакомить учащихся с новыми названиями, понятиями, явлениями. Можно предложить им самим дать краткие, но точные определения, т.е. проделать обратную работу. Для этого придется обратиться к словарям, дополнительной литературе. Сложные кроссворды школьники могут решать дома в свободное время.

 

Решение кроссвордов развивает сообразительность, настойчивость, догадливость, умение анализировать и обобщать. Кроме того, это увеличивает запас слов, расширяет кругозор детей.

 

Составлять и предлагать кроссворды надо осмысленно, в определенной системе и последовательности, с учетом уровня знаний и умственного развития учащихся. Непосильная работа может оттолкнуть от этого занятия. Но если ученик смог осилить кроссворд, даже с помощью учителя или родителей, он испытывает радость и удовлетворение, проявит желание решать более сложный.

 

Очень хороший результат дает задание учащимся составлять кроссворд во внеурочное время. Тогда не только подбирают слова для заполнения горизонтальных и вертикальных рядов клеток, но и дают их правильное определение, характеристику того или иного понятия.

 

 

Разгадывание ребусов с использованием интересных сведений способствует развитию познавательной активности учащихся, их сообразительности и фантазии.

 

Ребусы - загадочные рисунки, в которых слова и высказывания зашифрованы сочетаниями букв, цифр и других знаков, изображениями предметов домашнего обихода, животных, рыб, насекомых, деревьев, цветов, инструментов и т.д

 

Опытом установлено, что использование загадок при обучении безопасности жизнедеятельности, включающих разнообразные термины и понятия, связанные с темами ОБЖ, расширяет общий кругозор учащихся, способствует их умственному развитию, повышает интерес к учебе, помогает лучшему усвоению материала, формирует такие качества личности, как настойчивость, целеустремленность. Научившись самостоятельно составлять подобные загадки, учитель сможет оживить учебный процесс, а при желании обучить данному делу учащихся.

 

Загадки, несомненно, окажутся полезными учителю, заинтересовавшему учащихся этой работой. Их можно использовать на разных этапах урока, например, после изучения нового материала на уроке загадки помогут закрепить различные термины и понятия.

Например:

Полено в топке полыхает

 

И "звезды" эти в нас бросает.

 

Одна горящая частица

 

Пожаром может обратиться.

 

(Искра.)

 

 

3). Произведения художественной литературы.

 

Произведения художественной литературы при изучении ОБЖ, обогащают учебный процесс. Отрывки из рассказов, сказок и стихов оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся к уроку ОБЖ. Образные, яркие художественные тексты повышают эмоциональность восприятия. Литературные произведения помогают наблюдать за действиями людей в чрезвычайных ситуациях, подмечать их закономерности.

 

Методика использования литературных источников может быть разнообразной. Например, если отрывок содержит описание чрезвычайной ситуации, то его целесообразно использовать для иллюстрации изучаемого материала. А можно, зачитав фрагмент их художественного произведения, предложить учащимся ряд заданий к прочитанному тексту.

 

Задания следует разнообразить. Например, задать вопросы:

 

Какую чрезвычайную ситуацию вы узнаете в данном литературном произведении?

 

Какие действия в данной чрезвычайной ситуации здесь описаны?

 

Почему волку удалось съесть козлят?

 

Что помогло проникнуть в их дом?

 

Какую ошибку совершила бабушка Красной шапочки?

 

Какие ошибки в поведении Красной шапочки ты можешь назвать?

 

Какую ошибку с точки зрения личной безопасности совершил колобок?

 

Или предложить учащимся сравнить наблюдения писателя с их жизненным опытом и ответить на вопрос: как поступили бы дети на месте героя?

 

К художественным произведениям можно обращаться на разных этапах урока при объяснении нового материала, при его закреплении, во время опроса.

 

Привлечение художественной литературы при изучении ОБЖ дает хороший педагогический эффект, если обладает художественной ценностью, а изложенное в ней органически связано с темой урока, доступно учащимся, имеет познавательное значение, расширяет кругозор.

 

«Всколыхнулися озера,

Горы медные дрожали,

Камни твердые трещали,

Со скалы скала свалилась,

Раздроблялися утесы».

 

учащиеся самостоятельно определяют, что произошло и к какому виду ЧС можно отнести случившееся. Такие задания развивают внимание, самостоятельность.

 

4). Игровая деятельность

 

Игра – культурный феномен. «Без игры - нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский.

 

Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интерес к предмету, но и сами стремились к получению новых знаний и умений? Выход в использовании игровых форм. Подобные уроки дают хорошие результаты

 

Цель игрового обучения – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки соревнования, конкурсы, викторины и т.п.

 

При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению старых знаний и добыванию новых.

 

Каждый решает задачу в соответствии со своей ролью, зная, что его действия отражаются на общих результатах. Это обучение умениям и навыкам сотрудничества, воспитание ответственности за качество выполненной работы перед коллективом.

 

Игры – один из способов активизации обучения, неотъемлемая часть школьного процесса. Как результат - повышается интерес учащихся к конкретным вопросам изучения раздела, развивается чувство товарищества и взаимной ответственности. Участвуя в игре, школьники ненавязчиво усваивают определенные понятия, т.е. теоретические, методические и практические знания, легче запоминают значительные объемы информации, и учебный процесс превращается из «школы памяти» в «школу мышления».

 

5). Конкурсные программы

 

На уроках ОБЖ зарекомендовали себя и конкурсные программы. Организация их одинакова, какие бы названия они при этом ни имели, как бы ни разнились по содержанию. Конкурсные программы – специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Цель таких соревнований – сравнение уровней мастерства участников, поскольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический эффект конкурсных программ: развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс – это и есть момент сравнения.

 

Содержанием для организации конкурсной программы по ОБЖ будет служить содержание тем по курсу основ безопасности жизнедеятельности – все это зависит от календарного срока изучения материала, возрастных особенностей учащихся.

 

Организация конкурсных программ по ОБЖ – процесс многоэтапный. Учитель не должен забывать об организационных моментах (участники, задания, критерии, жюри, призы, ведущий, реквизит, техника, помещение).

 

В последнее время очень часто используется проведение нестандартных форм занятий. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Наиболее распространенные и широко используемые в практике обучения ОБЖ:

 

деловые игры

 

пресс-конференции

 

соревнования типа КВН

 

семинары

 

консультации

 

обобщения-суды

 

уроки «Следствия ведут знатоки»

 

аукционы

 

игры

 

уроки поиска истины и т.д.

 

Занимательные задания побуждают работать мысли обучающихся. Насыщенные занимательностью задачи, головоломки, вопросы и упражнения углубляют понимание обучающимися тем предмета, вовлекают их в активное сотрудничество с преподавателем, будят любознательность, повышают наблюдательность и поощряют их к первым самостоятельным открытиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: