Обеспечение органов юстиции квалифицированными кадрами и содействие в правовом воспитании населения

Определить кадровую политику – это (будь то на уровне какой-либо отдельной службы, на уровне министерства, или в глобальных масштабах всего государственного управления) значит дать ответ на множество вопросов. «Самые продуманные структуры и современнейшие орудия труда не дадут ожидаемых результатов, если служебные штаты будут недоукомплектованные или – еще хуже – укомплектованы работниками низкой квалификации» [21].

Поэтому заслуживают специального выделения принципы организации управления кадрами.

Так, в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Украины в круг полномочий Министерства юстиции входит обеспечение подбора и подготовки кандидатов в судьи, подготовка по материалам квалификационных комиссий судей материалов для назначения или избрания судей, председателей судов, заместителей председателей судов, их переведение на должности в другие суды и увольнение с должностей (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов).

Во исполнение этого положения в Украине действует Высший совет юстиции, к ведению которого относится:

1) внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

2) принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;

3) осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрении жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров[22].

Высший совет юстиции является коллегиальным, независимым органом, отвечающим за формирование высокопрофессионального судейского корпуса, способного квалифицированно совершать правосудие на профессиональной основе, а также за принятие решений к кандидатам в судьи и в пределах своих полномочий об их дисциплинарной ответственности [23].

Таким образом, этот конституционный орган должен воплощать в жизнь кадровую политику правового государства в отношении судейского корпуса. Судья, который призван вершить правосудие, должен быть не только высоким профессионалом в области права, а и добропорядочным, высокоморальным человеком.

Безусловно, процесс формирования профессионального судейского корпуса с высокими моральными качествами очень сложный и, в то же время, еще недостаточно нормированный. Подбор кандидата на должность судьи не должен ограничиваться только сдачей квалификационного экзамена по гражданскому, уголовному, процессуальному и другим отраслям права. На мой взгляд, необходимо глубоко проверять способ жизни кандидатов в судьи, их поведение на предыдущей работе. Рекомендоваться на должность судьи должен тот кандидат, кто имеет не только соответствующие профессиональные знания, а и высокие моральные и необходимые для исполнения обязанностей судьи личные качества.

Учитывая опыт работы Высшего совета юстиции, можно утверждать, что этот конституционный орган является важным и необходимым звеном механизма демократического общества в обеспечении подбора кандидатов в судьи на качественно новом уровне. В то же время это инструмент разрушения элементов корпоративности при решении вопросов формирования судейского корпуса.

«Первые месяцы работы высветили недостатки нормативно-правовых актов, которыми регулируются полномочия, организация и порядок деятельности Высшего совета юстиции. Существенными недостатками Закона «О Высшем совете юстиции» является то, что вопреки Основному Закону, в полномочия совета не включено рассмотрение и внесение представлений Верховной Раде Украины»[24]. а ведь первое назначение судьи сроком на пять лет - это фактически испытательный срок. Затем он рекомендуется на должность пожизненно и тут ошибки при подборе судей должны быть сведены до минимума. Учитывая состав Высшего совета юстиции, можно неукоснительно, объективно оценивать судей на основе их квалификации, честности, способностей и умения исполнять свои обязанности.

Кроме того, в соответствии с Положением О Министерстве юстиции Украины, Законом Украины «О квалификационных комиссиях, квалификационную аттестацию и дисциплинарную ответственность судей судов Украины», в Украине создаются квалификационные комиссии судей, заданием которых является формирование судейского корпуса, способного квалифицированно, добросовестно и неукоснительно осуществлять правосудие на профессиональной основе, а также определения уровня профессиональной подготовки судей и рассмотрение вопросов их дисциплинарной ответственности [25].

Судья – носитель судебной власти, он является должностным лицом непосредственно государственной власти, наделенный в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Поэтому в целях повышения авторитета судебной власти, необходим тщательный подбор высококвалифицированных кадров, формирующих судейский корпус на Украине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: