Правовое регулирование

Правовой основой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения являются: Конституция РФ, федеральные законы «О медицинском страховании граждан РФ» и иные нормативные правовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.

Конституция РФ определяет здравоохранения как предмет совместного ведения РФ и её субъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носит иерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощи населению оказывается на муниципальном уровне.

К сожалению, несмотря на очевидную значимость правового регулирования охраны здоровья граждан и специфичность общественных отношений в жизни современного общества, законодательное обеспечение права человека на здоровье в Российской Федерации было весьма ограниченно.

В первый блок надзорных законов включены следующие законы: "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (это первый закон, который был принят во времена построения российского государства в современном его виде); "О радиационной безопасности"; "О качестве и безопасности пищевых продуктов";

Второй блок -- законы профилактического направления: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней"; "Об ограничении курения табака"; лечебно-оздоровительных местностях и курортах"; "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); "О предупреждении распространения туберкулеза"; "О наркотических средствах и психотропных веществах"; "О физической культуре и спорте".

Третий блок -- законы, защищающие права граждан на охрану здоровья: "О правах пациентов" (в стадии подготовки)"; "О рекламе медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств" (отдельная статья в законе "О рекламе"); "О защите прав потребителей".

Четвертый блок -- законы, определяющие права и ответственность медицинских работников: "О страховании профессиональной ответственности медицинских работников" (в стадии разработки); Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс; статья в "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан"

Пятый блок -- законы, регламентирующие деятельность национальной системы здравоохранения: "О здравоохранении в Российской Федерации" (принят в 1-м чтении); "О регулировании частной медицинской деятельности" (в стадии разработки); "О лекарственных средствах"; "О медицинских организациях" (в стадии разработки); "О фармацевтической деятельности" (в стадии разработки).

Шестой блок -- законы, регулирующие финансирование здравоохранения: "О медицинском страховании граждан в РФ"; "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования"; "О тарифах страховых взносов на обязательное медицинское страхование"; "О таможенных пошлинах, налогах акцизах".

Седьмой блок -- законы, регулирующие отдельные виды медицинской деятельности: "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"; "О трансплантации органов и (или) тканей человека"; "О донорстве крови и ее компонентов"; "О Российском обществе Красного Креста"; "О временном запрете на клонирование человека" и др.[14]

В управлении муниципальным здравоохранениемпредлагается основываться на международных принципах муниципального управления, изложенных в Европейской Хартии о местном самоуправлении:

1. Единоначалие и коллегиальность. Руководитель пользуется правами единого руководства в решении вопросов, входящих в его компетенцию. Принцип коллегиальности может реализовываться через координационные советы и институт главных внештатных специалистов при органах управления здравоохранением. От соблюдения рационального соотношения между принципами коллегиальности и единоначалия зависит эффективность и действенность управления в целом.

2. Законность - гарантия эффективного муниципального управления. Соблюдение законности обеспечивается с помощью прокурорского надзора.

3. Гласность. Принцип гласности способствует демократизации управленческой деятельности, ее подконтрольности обществу.

4. Государственная гарантия правовых основ финансовой, экономической и организационной деятельности муниципальных органов управления здравоохранением.

5. Участие населения в процессе управления через выборные и другие органы местного самоуправления, а также непосредственно через советы, конференции, референдумы и др.

6. Комплексность. Комплексный системный подход позволяет рационально использовать трудовые, материальные, финансовые и другие ресурсы в здравоохранении муниципального образования. Объединение нескольких муниципальных образований в округа (волости) с формированием межрайонных советов позволяет эффективно использовать имеющуюся сеть медицинских учреждений в интересах населения всего округа.

7. Принцип удовлетворения потребностей населения обязывает органы управления муниципальным здравоохранением обеспечивать население медицинскими услугами в соответствии со стандартами медицинской помощи и заботиться о санитарном благополучии населения.

8. Сочетание отраслевого и территориального управления. На основе отраслевого принципа формируются муниципальные органы управления здравоохранением. По территориальному принципу создаются межотраслевые органы управления, объединяющие производственные и непроизводственные хозяйственные системы, расположенные на данной территории (координационные советы, комиссии и др.). Сочетание отраслевого и территориального принципов управления является ведущим в формировании систем и структуры муниципального управления. Эффективность организации руководства муниципальным здравоохранением зависит не только от оптимального сочетания отраслевого и территориального принципов управления в рамках единой муниципальной системы, но и от межмуниципального сотрудничества.

Знание законодательства необходимо в работе, чтобы определить, что можно и чего нельзя делать (например, у нас запрещены эвтаназия и клонирование).

Законодательное обеспечение охраны здоровья граждан направлено на достижение одной из главных целей государственной политики -- сбережение и укрепление здоровья народа. Национальная система здравоохранения должна быть построена на основе прогрессивного законодательства, вобравшего в себя передовой опыт отечественной и мировой науки и практики в области охраны здоровья и права.[13]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: