Состояние здоровья населения в современной России характеризуется низким уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, особенно среди мужчин трудоспособного возраста. Показатели отрицательно сказываются на продолжительности жизни, которая в 2009 г. Составила 65,5 года, в том числе у мужчин 59 лет, а у женщин -72 года. В отечественной системе здравоохранения, и в том числе, конечно, муниципальной, накоплено огромное количество проблем. Они послужили основанием для разработки в 2008 году приоритетного национального проекта в области здравоохранения, который включает в себя совокупность мер по решению основных проблем здравоохранения, а именно оптимизацию расходования бюджетных средств, профилактическую направленность здравоохранения. На данный момент реализация проекта привела к осуществлению мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности, санитарно-гигиеническому образованию населения.
|
|
Проблемы муниципального здравоохранения
Среди основных проблем муниципального здравоохранения мною выделены следующие:
1. дефицит финансирования;
2. слабую материально-техническую базу большинства муниципальных медицинских учреждений, особенно на селе. Есть регионы, в которых более 50% зданий лечебно-профилактические учреждения находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта;
3. значительный износ оборудования и медицинского автотранспорта;
4. кадровый дефицит. Безнадежно устарело и требует немедленного пересмотра и новых подходов;
5. утрата профилактической направленности в работе муниципальных учреждений;
6. недостатки и дефицит организационно-методического и нормативно-правового обеспечения. Медицинские учреждения до сих пор работают по приказам СССР;
7. двоякий смысл приказов и информационных писем, поступающих в субъекты из Министерства здравоохранения и социального развития РФ. С одной стороны, документы носят рекомендательный характер, а с другой стороны субъекты не выполнять их не могут. Кроме того, нередко в таких документах отсутствует механизм реализации предлагаемого;
8. невозможность оказывать специализированную помощь и внедрять современные технологии;
9. существенные проблемы лекарственного обеспечения, особенно сельских жителей;
10. отсутствие самостоятельности лечебно-профилактических учреждений в решении финансовых и кадровых вопросов;
11. слабое взаимодействие на межмуниципальном уровне;
12. не решен вопрос об оплате дорогостоящей медицинской помощи беднейшим слоям населения, не являющимися льготниками.
|
|
Пути решения
1. Вернуться к пересмотру Федерального Закона № 131, 122 и внести в них комплекс поправок по восстановлению специализированной помощи и других служб, ликвидированных в муниципальных образованиях этими законами, с учетом своеобразия территорий и опыта работы отечественного здравоохранения.
2. Законодательно закрепить 25%-ю надбавку к зарплате сельских медицинских работников и медицинских работников труднодоступных территорий и предусмотреть льготы по предоставлению субсидий на строительство жилья и оплату жилищно-коммунальных услуг.
3. Решить вопрос об оплате дорогостоящей медицинской помощи беднейшим слоям населения, не являющимися льготниками.
4. Правительству РФ восстановить вертикаль управления и финансирования отраслью.
5.Минздравсоцразвитию РФ:
5.1 Провести четкое разграничение понятий: первичная медико-санитарная помощь, квалифицированная помощь, специализированная помощь и высокотехнологичная (дорогостоящая) помощь.
5.2 Разработать проект Федеральной целевой программы
«Восстановление муниципального и сельского здравоохранения».
5.3 Считать, что перераспределение объемов медицинской помощи между стационаром и поликлиникой должно проходить только при готовности поликлиник взять на себя эти объемы.
5.4 Разработать прогрессивные механизмы оплаты труда медицинских работников, учитывающих результаты их деятельности.
5.5 Необходимо в самые короткие сроки усовершенствовать нормативно-правовую базу деятельности медицинских учреждений с учетом территориальных особенностей.