Трансформация общественных отношений в современной России затронула все отрасли социальной сферы, в т. ч. и систему здравоохранения. Изменения федерального законодательства в 2006-2007 гг. привели к изменению в определении ответственности и компетенции органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан.
Законодательство России в сфере охраны здоровья граждан к муниципальному здравоохранению относит муниципальные органы управления здравоохранением, а также находящиеся в муниципальной собственности и являющиеся юридическими лицами медицинские, фармацевтические и аптечные организации.
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность в пределах своей компетенции.
Формирование органов управления и развитие учреждений муниципального здравоохранения входит в компетенцию органов местного самоуправления. Федеральное законодательство определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя РФ, которое признается, гарантируется и осуществляется на всей территории России.
|
|
В Российской Федерации по состоянию на 2010 г. насчитывалось 23 907 муниципальных образований, в т. ч. 1 829 муниципальных районов,512 городских округов,236 внутригородских территорий города федерального значения, 1 739 городских поселений, 19 591 сельское поселение. Муниципальную собственность имело 11 160 муниципальных образований.
Муниципальное образование выступает собственником муниципальных предприятий, организаций и учреждений, реализуя свои права и обязанности по отношению к ним. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
В соответствии с вступающим в силу с 01.01.2006 в ряде субъектов РФ Федеральным законом № 131-ФЗ, к муниципальным образованиям относятся:
городское или сельское поселение;
муниципальный район;
городской округ;
внутригородская территория города федерального значения.
К компетенции каждого из них относится решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, т.е. вопросов местного значения.
К вопросам компетенции муниципального района и городского округа относится оказание:
1. первичной медико-санитарной помощи (ПМСП);
2. скорой медицинской помощи (СМП) - за исключением санитарно-авиационной;
3. медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов.
К ведению органов местного самоуправления в сфере здравоохранения в соответствии с Основами законодательства и Федеральным законом № 122-ФЗ относятся:
|
|
контроль за соблюдением законодательства и защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;
формирование органов управления и развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;
создание условий для развития частной системы здравоохранения;
организация ПМСП и СМП, а также медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;
контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи;
охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности;
реализация мер санитарно-гигиенического образования населения и регулярное информирование населения о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Органы местного самоуправления для решения вопросов местного значения вправе не только создавать и финансировать муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальный заказ, устанавливать тарифы на услуги, но и осуществлять межмуниципальное сотрудничество: на уровне субъектов РФ - через советы муниципальных образований, на федеральном уровне - через единое общероссийское объединение муниципальных образований.[6]