Организация управления в сфере здравоохранения органов местного самоуправления

 

К ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:

1) контроль за соблюдением законодательства в области охраны здоровья граждан;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;

3) формирование органов управления муниципальной системы здравоохранения; развитие сети учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; создание условий для развития частной системы здравоохранения; организация первичной медико-санитарной, других видов медико-социальной помощи, обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, обеспечение граждан лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на подведомственной территории;

4) формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;

5) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и условий для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории; выявление факторов, неблагоприятно влияющих на здоровье граждан, информирование о них населения и проведение мероприятий по их устранению, осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

6) координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;

7) формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;

8) лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории по поручению органа государственного управления соответствующего субъекта Российской Федерации;

9) охрана окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф и стихийных бедствий;

10) создание и обеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов и лиц, страдающих психическими расстройствами, организация их обучения, профессиональной переподготовки и трудового устройства, создание специализированных предприятий, цехов и иных форм организации производства для этих групп населения, а также специальных учреждений для неизлечимо больных пациентов;

11) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

12) реализация мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства; санитарно-гигиеническое образование населения.[19]

Глава4. Здравоохранение в Калининградской области.

Основные проблемы

Анализ демографии и состояния здоровья населения Калининградской области позволил выявить серьезные проблемы, отметила Людмила Сиглаева (министр здравоохранения калининградской области). Низкие показатели рождаемости и высокие показатели младенческой смертности свидетельствуют о том, что одним из приоритетов политики здравоохранения Калининградской области должны стать охрана здоровья детей и женщин детородного возраста.

Анализ структуры и причин смертности, заболеваемости и инвалидности показал, что приоритетом государственной политики в области здравоохранения должно стать улучшение здоровья населения трудоспособного возраста, причем акцент должен быть сделан на борьбу с онкологическими заболеваниями, заболеваниями системы кровообращения и внешними причинами смертности, говорится в стратегии.

Нездоровый образ жизни, а именно высокая распространенность алкоголизма, табакокурения и наркомании требуют усиление пропаганды здорового образа жизни и являются посылом к ограничительным и запретительным мерам по распространению алкогольной продукции и табачных изделий.

По словам Людмилы Сиглаевой, мировая практика показала, что показатели смертности напрямую зависят от уровня финансирования медицины. В Калининградской области за последние годы финансирование системы здравоохранения существенно выросло — с 7,4 млрд рублей в 2011 году до 10,9 млрд рублей в 2015 году.

В Калининградской области недостаточно эффективно работает профилактическое звено — это связано с тем, что к каждому амбулаторному участку прикреплено очень много населения. Кроме того, жители Калининградской области обращаются за медицинской помощью только при развитии заболеваний. «Все это отрицательно влияет на эффективность медицинской помощи и в конечном результате на сохранение здоровья населения», — полагают в минздраве.

Поликлиники и амбулатории перегружены, не все врачебные участки укомплектованы врачами-участковыми. У пациента не всегда есть возможность иметь постоянного врача, знающего всю историю его заболевания, способного обеспечить постоянное наблюдение и своевременно направить пациента для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

Кроме того, минздрав проанализировал ситуацию со службой скорой помощи, родовспоможением, организацией высокотехнологических видов помощи, ситуацию в сельской местности и т. д. Проблемы везде свои, но есть основная общая — это отсутствие квалифицированных медицинских кадров.

На 1 января больницы и поликлиники были укомплектованы врачами на 85,7%; медсестрами — на 89,2%; санитарками — на 95,0%. Каждый третий врач в системе здравоохранения — пенсионер.

По состоянию на 1 января 2016 года дефицит врачей и среднего медицинского персонала в лечебных учреждениях государственной системы здравоохранения составил 626 специалистов, из них врачебных вакансий — 322, среднего медперсонала — 304. Недостаточная обеспеченность медицинских организаций кадрами наиболее остро ощущается в первичном звене — это участковые врачи-терапевты, участковые врачи-педиатры.

Минздрав констатировал, что привлечение медработников неразрывно связано с вопросами предоставления жилья. За пять лет медикам была выделена 161 служебная квартира, в том числе 95 — из специализированного жилищного фонда Калининградской области, 66 — из муниципального жилищного фонда.

Кроме того, в 2015 году 15 специалистам с высшим медицинским образованием государственных медицинских организаций Калининградской области производится компенсация платы за наем жилого помещения. Также в области построены 4 офиса врача общей практики с двумя двухкомнатными квартирами, 2 офиса врача общей практики с двухкомнатной квартирой, врачебная амбулатория с двухкомнатной квартирой. Это позволило обеспечить жильем 11 медработников. В 2015 году установлены 4 офиса врача общей практики с 5 двухкомнатными квартирами для специалистов, работающих в сельской местности.

Перечень проблем, с которыми сталкивается в настоящее время система здравоохранения Калининградской области, оказался весьма обширным. На первом месте в списке — отсутствие экономически эффективных механизмов управления в медицинских организациях. На втором — недостаточность финансовых средств для реализации программы госгарантий, что не позволяет оказывать медуслуги населению в соответствии с порядками и стандартами.

Третья проблема — отсутствие экономически целесообразной тарифной политики, которая позволила бы формировать мотивацию для организации медпомощи пациентам и т. п.

Кроме того, минздрав обозначил еще целый букет проблем и отметил, что особенно чувствительны для населения проблемы в организации первичной медико-санитарной помощи, а именно:

— перегруженность и недостаточная результативность работы амбулаторно-поликлинического звена;

— недостаточная преемственность в лечебном процессе между стационаром и поликлиникой;

— несовершенство системы записи на прием к врачу;

— отсутствие эффективной системы диспансерного наблюдения за больными, страдающими хроническими заболеваниями;

— низкий уровень оказания неотложной и паллиативной медицинской помощи, медицинской реабилитации;

— недостаточный уровень оснащения медицинским оборудованием медицинских организаций, что не позволяет обеспечить выполнение стандартов и порядков оказания медицинской помощи. (Особенно остро стоит вопрос с оборудованием межрайонных центров, кабинетов первичной диагностики рака).

Среди ключевых проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить: низкую зарплату медработников, уравнительные подходы к оплате труда медперсонала, низкую социальную защищенность и престиж медицинской профессии, невысокое качество преподавания в медицинских вузах, невозможность прохождения курсов повышения квалификации и низкую эффективность этих курсов. А также отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкую информированность медработников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров в здравоохранении и медицинском страховании и невысокий профессиональный уровень среднего медицинского персонала.

Также минздрав отметил низкую компьютерную грамотность медицинского персонала, что затрудняет развитие информатизации в сфере здравоохранения.

Цели стратегии:

Список мероприятий, благодаря которым минздрав собирается решать проблемы, едва умещается на десяти печатных листах. В самом начале списка обозначены задачи — в частности, ликвидация очередей в поликлиниках «путем увеличения числа участковых педиатров, участковых терапевтов и врачей общей практики, оптимизации их рабочего времени и совершенствования системы управления потоками пациентов в ЛПУ».

По мнению разработчиков стратегии, необходимо уменьшить количество прикрепленного взрослого населения до 1,2 — 1,5 тысяч человек, детского — до 600–800 детей на 1 участок, что позволит уменьшить нагрузку на участковых врачей.

Кроме того, минздрав намерен повысить доступность высокотехнологической помощи, улучшить информированность пациентов о правилах ведения здорового образа жизни, правилах приема лекарств, назначенных врачом; правилах образа жизни с хроническими заболеваниями.

Одна из задач — создание благоприятной, «дружественной» среды для пациентов «путем проведения разъяснительной работы среди медицинских работников, а также путем усиления контроля над медицинскими работниками по этому направлению и повышением их мотивации к вежливому обращению с пациентами».

Также минздрав намерен повысить заинтересованность населения в сохранении своего здоровья и здоровья своих близких и т. п.

Отдельным блоком в стратегии значится строительство и реконструкция объектов здравоохранения, необходимых региону.

В поликлиниках планируется оптимизировать рабочее время врача «путем перераспределения обязанностей между врачом и медицинской сестрой, рационального распределения потоков пациентов, оптимизации системы льготной лекарственной выписки, введения должности помощников врачей». В структурах поликлиники должны появиться консультативно-диагностическое отделение и реабилитационное отделения, стационар «на дому», отделение дневной неотложной помощи, дневной стационар.

Что касается кадровой проблемы, то для ее решения необходимо в первую очередь «повысить заработную плату работников здравоохранения как минимум до уровня 80% от заработной платы в экономике и проводить ее ежегодную индексацию».

Кроме того, по мнению минздрава, необходимо отправлять медиков на обучение за государственный счет, предоставлять дополнительные социальные льготы, например бесплатные путевки в санатории, увеличить размер сельских надбавок к заработной плате, предоставлять социальное жилье (разработать специальную программу по данному направлению).

Одной из основных задач министерство здравоохранения видит формирование здорового образа жизни. Для этого в частности предполагается проводить воспитательную работу среди населения (особенно детей, подростков, молодежи) через СМИ, а также внедрять соответствующие образовательные программы в вузах, школах и детсадах

Кроме того, в регионе должна проводиться комплексная антитабачная и антиалкогольная образовательно-информационная кампания и т. д. Также предполагает разработать рейтинги для публичной оценки вовлеченности различных министерств, ведомств и иных организаций в реализацию программ по охране здоровья, ввести соревновательную компоненту.

Благодаря всем эти мерам к 2020 году в Калининградской области должна снизиться смертность, уменьшиться заболеваемость, улучшиться доступность медпомощи, а средняя продолжительность жизни вырасти до 76 лет. Правда, о том, сколько денег планируется выделить на реализацию всех задач, в стратегии ничего не сказано.[15]

Заключение

Управление в сфере здравоохранения диктует необходимость как количественного, так и качественного формирования инфраструктурного комплекса, включающего в себя не только основу становления рынка медицинских услуг, но и развитие, и расширение деятельности предпринимательских диагностических центров в составе медицинских учреждений. Основными государственными интересами в сфере здравоохранения должны быть направленность на создание более развитых рынков медицинских услуг на территории административно-территориальных образований Российской Федерации и переход от традиционных рынков услуг здравоохранения к рынкам, предлагающим разнообразные виды лечебно-оздоровительных услуг, отличающиеся лишь набором и формой оказания услуг на всех этапах лечения. Это обстоятельство, в свою очередь, предопределяет необходимость эффективного управления развитием сферы здравоохранения и усиления контроля качества медицинских услуг. Актуальность решения данных задач и проблем особенно возрастает в условиях необходимости осуществления прямых государственных и опосредованных нормативно-правовых и экономических управляющих воздействий на деятельность организационно-правовых структур (объектов) сферы услуг здравоохранения, которые должны быть направлены не на жесткую регламентацию и детализацию форм и видов функционирования взаимодействующих объектов сферы здравоохранения, нередко приобретающих изощренные формы в попытках установить доминирующую роль государства в контроле и регулировании, например, налогообложение учреждений здравоохранения, а на подведение фундаментальной правовой базы для рационализации взаимодействия объектов сферы здравоохранения при действенном контроле за исполнением важнейших решений.

В целях упорядочения управляющих воздействий различной направленности со стороны государства, а также процессов саморегулирования движения объектов рынка медицинских услуг к конечной цели своего функционирования необходим организационно-экономический механизм, объединяющий все виды управляющих воздействий и приводящий их к рационализации влияния на процессы становления и эффективного развития сферы услуг здравоохранения.

В этой связи, актуальным является решение проблемы эффективного управления сферой услуг здравоохранения и последующей реализации управляющих воздействий. При этом на процесс управления развитием сферы услуг здравоохранения большое влияние оказывают социальные отношения, складывающиеся в обществе, где государство действует как субъект отношений, определяющий механизм управления, и как социальный институт, способствующий обеспечению прав на получение медицинских услуг гражданами России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: