Пояснительная записка. Разработана педагогическим коллективом

ПРОГРАММА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСКРЕСНОЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

ХРАМА СВ. ВМЧ. ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА

 

Разработана педагогическим коллективом

Воскресной учебно-воспитательной группы

 

с. Идринское

 

Пояснительная записка

Программа учебно-воспитательной деятельности (далее Программа) воскресной учебно-воспитательной группы (далее ВУВГ) при храме св. вмч. Георгия Победоносца с. Идринское Красноярского края разработана на основе следующих нормативных документов:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации» и «О свободе совести и религиозных объединениях»;

- Устав Русской Православной Церкви;

- Положение о деятельности воскресной школы (для детей) Русской Православной Церкви в РФ;

- Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви (далее Стандарт);

- СанПиН 2.4.2.2821-10 (Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Программа ВУВГ разработана с учётом типа образовательного учреждения, определяемого нормативным документом Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви «Краткое руководство для определения типа воскресной школы», а также с учетом образовательных потребностей участников образовательного процесса.

Программа ВУВГ является нормативным документом, который регламентирует особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности воскресной школы по реализации Стандарта.

 

Нормативный срок освоения Программы составляет один год.

 

Цель ВУВГ: приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви, повышение качества религиозного образования и воспитания.

Задачи ВУВГ:

- осуществлять религиозное обучение и воспитание в духе христианской нравственности и традиций Русской Православной Церкви;

- формировать потребности к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни храма;

- способствовать адаптации к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

- развивать личность воспитанников (мотивацию к познанию и творчеству);

- формировать общую культуру воспитанников;

- обеспечивать необходимые условия для укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

 

Основные направления деятельности воскресной группы

Для достижения цели и задач воскресная учебно-воспитательная группа осуществляет следующие направления деятельности:

- Просветительская (катехизическая).

- Религиозное и духовно-нравственное направление реализуется посредством занятий по вероучительным предметам и предметам духовно-нравственной направленности, через паломнические поездки, участие в литургической жизни прихода и обеспечивает воспитание активной и многогранной личности христианина.

- Социальное направление способствует взращиванию в воспитанниках христианских качеств (милосердия, жертвенности, терпения и др.).

- Общекультурное направление предполагает приобщение ребёнка к лучшим традициям русской народной культуры и реализуется через организацию и проведение культурно-просветительских мероприятий и уроков творчества.

- Спортивно-оздоровительное направление ориентировано на формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья. Воспитание воли. В рамках этого направления проводятся спортивные соревнования, организуются спортивные мероприятия и походы.

- Методическая работа, направленная на совершенствование учебно­воспитательного процесса, учебных программ, форм и методов образовательной деятельности и повышения профессиональной квалификации педагогических работников.

 

Педагогические принципы обучения и воспитания детей

Основными принципами учебно-воспитательной деятельности воскресной группы являются:

а) воцерковление воспитанников, приобщение их к православной вере, к Богослужению и Церковным Таинствам, православной традиции и православной культуре, через которые происходит освящение личности и ее преображение в Духе Истины и Любви;

б) понимание воспитания как спасения;

в) понимание образования как раскрытия образа Божия в человеке, его целостности; развитие и совершенствование ума, воли и чувств;

г) построение уклада жизни воскресной школы, способствующего воспитанию христианского благочестия, навыков противления злу, нравственному восприятию человека, природы, всего живого и культуры;

д) учет подготовленности воспитанников к принятию духовного знания, Божественной Истины, усвоению духовного опыта;

е) мониторинг социализации детей вне ограды Церкви.

Принципы православной педагогики:

• Не совершай насилия над душой, не угашай духа.

• Своевременность. Жить с Евангелием.

• Единство педагогических влияний.

• Личности. Личностное общение с Богом.

• Антропологический принцип. Уважение к человеку и его достоинству.

• Неустанное внимание за развитием ребенка.

• Ответственность. Права на собственный путь к Богу.

• Принцип любви. «Любовь не раздражается»

• Принцип смирения. Главная христианская добродетель.

• Любовь к родному краю. Храм - воссоединение горнего и дольнего.

• Патриотизм.

Педагогические подходы в обучении и воспитании

- Дифференцированный подход в воспитании и обучении, один из способов решений педагогических задач с учетом социально - психологических особенностей групп воспитания. Дифференцированный подход дает возможность воздействовать на отношения между личностью и группой, группой и коллективом, детьми и взрослыми. Этот подход раскрывает достоинства учащихся через игры, соревнования и находится в прямой зависимости от творческой атмосферы.

- Индивидуальный подход важный психолого - педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого необходимо наблюдение педагога, встреча с родителями. Чтобы в случае затруднения поддержать ребенка, во время прийти на помощь. Этот подход обеспечит эффективность каждого ученика.

- Деятельностный подход в образовании - процесс деятельности ученика, направленный на становление его личности в целом. Это значит делать учение мотивированным, научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, находить пути и средства ее достижения. Обладать самоконтролем.

Формы и методы работы с детьми

Занятия, связанные с изучением богослужения, Священного Писания носят практико-ориентированный характер: евангельские чтения, беседы, дискуссии, рассказы, объяснения, работа с книгой, методы иллюстраций и демонстраций (видеометод), упражнения, игровые элементы, экскурсии, комбинированные уроки.

Широко используются наглядные пособия (иконы, картины отечественных и зарубежных художников, посвященные теме урока, сюжетные картинки, помогающие ребенку запомнить действующих лиц и хронологию событий рассказанной истории).

Обучение религии и религиозное воспитание в воскресной группе осуществляется в формах, направленных на приобщение и развитие интереса к литургической, молитвенной, аскетической жизни Церкви, выражающейся прежде всего в участии в литургической жизни храма, таинствах, церковных праздниках.

При организации процесса обучения религии и религиозного воспитания используются возможности досуговой деятельности воспитанников в таких формах, как встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные постановки и спектакли, интеллектуальные игры, викторины, краеведение, занятия спортом.

 

Участники учебно-воспитательной деятельности

Участниками учебно-воспитательного процесса в воскресной учебно-воспитательной группе являются: настоятель храма, педагогические работники воскресной группы, учащиеся, родители (законные представители учащихся).

Возрастная категория учащихся: 8 – 12 лет.

 

Режим организации учебно-воспитательных занятий

В зависимости от количества и возраста учащихся, зачисленных в ВУВГ, сформирован один класс (группа).

Начало занятий – первое воскресенье сентября, конец занятий – последнее воскресенье мая.

В летний период предполагается организация лагеря труда и отдыха.

Учебный день - воскресенье.

При подготовке больших православных праздников, таких как Рождество Христово, Светлое Христово Воскресение и т.д. дети могут приглашаться в школу и в другие дни недели по согласованию с родителями.

Каждый учебный день максимально может включать 1 урок по предмету «Закон Божий» (25 - 30 минут) и 1 урок «Жития святых», кружок декоративно-прикладного творчества и участие в Божественной литургии.

Дополнительное обучение: кружок декоративно-прикладного творчества.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: