Введение
В этом разделе необходимо отразить:
− особенности деятельности автотранспортных предприятий и их структурных подразделений в условиях развития рыночных отношений;
− основные мероприятия, проводимые технической службой АТП, по повышению производительности труда ремонтных рабочих, сокращению затрат на ТО подвижного состава, повышению качества работ;
− цели выполнения курсовой работы
1. Характеристика АТП. Производственная программа участка ТО
В этом разделе необходимо дать характеристику АТП по следующим направлениям:
− место расположения;
− списочный состав;
− структура управления;
− количество обслуживаемых предприятий АТП;
− метод организации производства ТО;
− режим работы производственных предприятий;
− количество постов ТО;
− производственная площадь участка ТО и всего АТП.
Данные оформить в виде таблицы 1.
Таблица 1 Характеристика АТП. Производственная программа участка ТО
Показатели | Условные обозначен. | До внедрения | По проекту |
1. Количество автомобилей, ед. | Аи | ||
в т.ч. по маркам | |||
2. Общий пробег автомобилей, км. | ∑Lгод | ||
в т.ч. по маркам | |||
3. Трудоемкость работ, чел/час. | ∑ТГТО,ТР | ||
в т.ч. ЕО | ТГЕО | ||
ТО1 | ТГТО1 | ||
ТО2 | ТrТО2 | ||
ТР | ТrТР | ||
4. Общая численность, чел. | |||
в т.ч. ЕО | Ря(ЕО) | ||
ТО1 | Ря(ТО1) | ||
ТО2 | Ря(ТО2) | ||
ТР | Ря(ТР) | ||
5. Количество оборудования, ед. | с | ||
6. Общая стоимость оборудования, руб. | Соб | ||
7. Суммарная мощность оборудования, кВт | ∑М | ||
8. Производственная площадь помещения, кв.м. | Sуч. | ||
9. Высота производственного помещения, м | hуч. | ||
10. Дополнительные капиталовложения, руб. | ∆Кдоп | ||
11. Стоимость технологической оснастки сроком службы более 1 года, руб. в т.ч. стоимость дополнительной технологической оснастки сроком службы более 1 года, руб. | Ст.о. | ||
12. Стоимость технологической оснастки сроком службы менее 1 года, руб. | Ст.о. |
|
|
2. Организационный раздел
2.1. Расчет численности работающих на участке ТО
Правильное определение численности работающих на участке ТО влияет на организацию труда и производительность. Определение численности производятся по категориям работающих:
- основные производственные рабочие (техник-электромеханик);
- вспомогательные рабочие;
- специалисты и служащие.
2.1.1. Численность основных производственных рабочих (ремонтников)
Данная категория рабочих (штатная) определяется по формуле.
|
|
[1]
где ТгТО ТР - годовая трудоемкость участка, чел-ч;
ФРВр – годовой фонд рабочего времени ремонтного рабочего с учетом невыходов, час.
[2]
где, ФРВн – годовой фонд рабочего времени номинальный, ч.;
Дот – дни ежегодного отпуска (28 календарных дней согласно ТК РФ), дн.;
Дув – дни пропущенные по уважительным причинам (больничные, исполнения гос.обязанностей). Для расчетов принять 5 календарных дней.
Количество основных рабочих составляет ____________ человек.
2.1.2. Численность вспомогательных рабочих
Количество вспомогательных рабочих можно определить как 30-.35% от численности основных рабочих.
[3]
Количество вспомогательных рабочих составляет ___________________ человек.
2.1.3. Численность обслуживающего персонала
Осуществляется в процентном отношении от основных рабочих (20-25%).
[4]
Количество обслуживающего персонала составляет ___________________ человек.
2.1.4. Численность руководителей, специалистов и служащих
На участке ТО к этой категории относятся мастера, технологии, механики.
2.1.4.1. Расчет количества мастеров.
Количество мастеров должно быть в соответствии с нормами: 1 мастер на 20 – 25 человек рабочих.
Принимаем ____________________ мастеров.
2.1.4.2. Расчет количества бригадиров.
Количество не освобожденных бригадиров должно быть в соответствии с нормами: 1 бригадир на 8 – 12 человек рабочих.
Принимаем ___________________ бригадиров.
2.1.4.3. Расчет административных работников.
Численность принимается по фактическим данным.
Принимаем ______ 1 __ человека.
Полученный данные сводятся в таблицу
Таблица 2 Ведомость рабочих на участке
Наименование категорий рабочих | Количество рабочих по разрядам | Всего рабочих | Число рабочих по сменам | |||||||
Основные рабочие | ||||||||||
Вспомогательные рабочие | ||||||||||
Обслуживающие рабочие |
2.2 Расчет часовых тарифных ставок
Базой для оценки выполненной работы и начисления заработной платы рабочих является тарифная система оплаты труда. Для учета количества и качества труда используются поощрительные системы оплаты труда.
Для расчета фонда заработной платы рабочих, занятых ремонтом и обслуживанием подвижного состава в дипломном проекте используется повременно-премиальная или сдельно-премиальная система оплаты труда.
Размеры тарифных ставок зависят от минимального месячного размера оплаты труда (ММРОТ). Часовая тарифная ставка ремонтного рабочего 1 разряда определяется по формуле:
[5]
где ЗММРОТ - минимальный месячный размер оплаты труда, установленный отраслевым тарифным соглашением на предприятиях автотранспорта, руб.;
Фрмес. – среднемесячный фонд рабочего времени, час.
ФРВрмес = ФРВн /12, (час.) [6]
Таблица 3- Тарифные коэффициенты для рабочих, занятых на техническом обслуживании и ремонте подвижного состава с нормальными условиями труда
Разряды | ||||||
Тарифные коэффициенты | 1.0 | 1.09 | 1.20 | 1.35 | 1.54 | 1.80 |
Часовые тарифные ставки ремонтных рабочих 2-6 разрядов определяются произведением часовой тарифной ставки 1 разряда на тарифный коэффициент, соответствующий конкретному разряду
Сч2-6 = Сч1 * Кт2-6, руб [7]
где: Кт – тарифный коэффициент, соответствующий конкретному разряду.
3 Экономический раздел
3.1 Расчет годового фонда заработной платы.
3.1.1 Расчет прямого фонда заработной платы
Для этой группы работников применяется сдельно-премиальная система оплаты труда. Основной (тарифный) фонд заработной платы у сдельщиков определяется по формуле:
[8]
где ∑Т - годовая трудоемкость, чел-ч
|
|
Доплаты до часового фонда заработной платы.
Премия за выполнение, перевыполнение количественных и качественных показателей можно рассчитать 40-60% от основного тарифного фонда заработной платы.
Рпр= [9]
3.1.2 Расчет доплат за вредные и особо тяжелые условия труда.
Доплата за вредные условия труда производится на рабочих местах, на которых выполняются работы с тяжелыми, вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда в следующих размерах:
-на работах с тяжелыми и вредными условиями труда-4,8,12%;
-на работах с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда-16,20,24%.
Условия труда установить в соответствии с технологической частью курсового (дипломного) проекта.
[10[
где Рвр.усл. – количество ремонтных рабочих, занятых на работах с вредными условиями труда;
%вр.усл. – размер доплаты за вредные условия труда
Доплаты рабочим отдельных профессий
Аккумуляторщик................................................................................................24%
Газоэлектросваршик...........................................................................................24%
Слесарь по ремонту топливной аппаратуры.................................................. 20%
Вулканизаторщик...............................................................................................20%
Кузнец, молотобоец...........................................................................................20%
Слесарь-медник-жестянщик.............................................................................16%
Слесарь по окраске кузовов автомобилей...................................................... 16%
Слесарь-шиномонтажник...........................................................................10—16%
Слесарь по ремонту двигателей.........................................................................8%
Слесарь-испытатель автомобилей (двигателей)..............................................10%
Слесарь по притирке клапанов ГРМ двигателя................................................4%
3.1.3 Расчет часового фонда заработной платы.
Фчасз/пл = ФЗПсдосн.раб. + Рпр +Двр.усл [11]
Расчет доплат до дневного фонда заработной платы.
Расчет ведется по фактическим данным, которые в дипломном проекте = 0.
3.1.4 Расчет дневного фонда заработной платы.
ФЗПосн. = Фчасз/пл [12]
3.1.5 Расчет доплат до месячного (годового) фонда заработной платы.
|
|
Дополнительная заработная плата — заработная плата за нерабочее время, например, дни отпуска, болезни и выполнения государственных обязанностей:
ЗПдоп. = ФЗПосн. * Пнераб. [13]
где Пнераб. – процент нерабочего времени, %.
[14]
где Драб. – количество рабочих дней в году, дн.;
2% - доля прочего неотработанного, но оплачиваемого времени
3.1.6 Расчет годового фонда заработной платы
ФЗПгод. = ФЗПосн.. + ФЗПдоп [15]
3.1.7 Расчет среднемесячной заработной платы
[16]
3.1.8. Расчет фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы вспомогательных рабочих.
Фонд заработной платы вспомогательных рабочих можно рассчитать укрупнено в процентах от общего фонда заработной платы основных рабочих с учетом понижающего коэффициента (0,8), так как на вспомогательных работах меньше работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, ниже разряд рабочих
[17
[18]
3.1.9. Расчет фонда заработной платы обслуживающего персонала.
Расчет фонда заработной платы и среднемесячной заработной платы производится аналогично расчет по вспомогательному персоналу, коэффициент для расчетов принять 0,5.
[19]
[20]
3.1.10 Расчет фонда заработной платы руководителей и специалистов.
Оплата труда этой группы работников осуществляется по окладам, в соответствии со штатным расписанием и выплатой премии.
[21]
[22]
Таблица 4 Заработная плата работающих на участке ТО
Показатель | Значение показателя |
1. Фонд заработной платы ремонтных рабочих, в т.ч | |
1.1. Заработная плата основная, в т.ч. | |
- заработная плата по тарифу | |
- премия | |
- доплата за тяжелые и вредные условия труда | |
- доплаты за работу в вечернее время | |
- доплаты за работу в ночное время | |
- доплаты бригадирам | |
- доплата за работу в выходные и праздничные дни | |
1.2. Заработная плата дополнительная | |
1.3. Среднемесячная заработная плата | |
---- | |
2. Фонд заработной платы вспомогательных рабочих | |
2.1. Среднемесячная заработная плата | |
---- | |
3. Фонд заработной платы обслуживающего персонала | |
3.1. Среднемесячная заработная плата | |
----- | |
4. Фонд заработной платы руководителей | |
4.1. Среднемесячная заработная плата |
3.1.11 Расчет отчислений в фонды социального страхования
Страховые взносы рассчитываются в следующем размере:
- Пенсионный фонд – 22%,
- Фонд социального страхования – 2,9%,
- Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1%
- Отчисления в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составляют 1,1%.
[23]
где Nотч - норматив отчислений, %.
3.2 Расчет расходов на материалы и запасные части.
3.2.1 Расчет затрат на материалы.
Затраты на материалы и запасные части зависят от общего пробега. Если расчет ведется по двум и более маркам автомобилей, затраты на материалы и запасные части рассчитываются по каждой марке, а затем суммируются.
3.2.1.1. Расчет затрат на материалы по зонам ТО-2, ТО-1, ЕО.
[24]
где НТО-2,ТО-1,ЕО – норма затрат на материалы для соответствующего вида воздействия на 1000 км пробега;
∑Lгод – общий годовой пробег автомобиля, км;
kпов – коэффициент, учитывающий рост цен
3.2.1.2 Расчет затрат на материалы текущего ремонта.
[25]
где У – удельный вес затрат на материалы по проектируемому участку текущего ремонта, %
3.2.1.3 Расчет затрат на запасные части текущего ремонта.
[26]
где У – удельный вес затрат на запасные части по проектируемому участку текущего ремонта, %;
kкор – коэффициент корректирования затрат на запасные части в соответствии с Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного
3.3. Амортизация основных производственных фондов.
3.3.1. Амортизация здания.
[27]
где Суч – стоимость производственного участка, принять по данным АТП или рассчитать на основе укрепленных данных стоимости 1 здания (приложение, при этом учесть поправочный коэффициент, см.методическое письмо), руб.;
На – норма амортизации (3-7%), %.
[28]
где Суч – стоимость 1 производственного здания (приложение), руб.;
Сс – стоимость сооружения, техники и промпроводки на 1 м3 здания (приложение), руб.;
Vуч – объем объекта проектирования (Sуч * hуч), м3;
kпов – поправочный коэффициент (методическое письмо).
3.3.2. Амортизация оборудования.
Таблица 5 Оборудование для обслуживания и технического ремонта автотранспорта
Наименование оборудования | Модель | Кол-во | Установленная мощность, Квт | Стоимость оборудования, руб | ||
ед. | всего | ед. | всего | |||
ИТОГО | ∑ |
[29]
где Соб – общая стоимость оборудования, руб.;
На – норма амортизации (12%), %.
3.3.3. Общая сумма амортизационных отчислений.
АО = Азд +Аоб [30]
3.4. Расчет сметы общехозяйственных расходов.
При организации работ возникают расходы, связанные с управлением, содержанием помещения, организацией работ. Методика определения общехозяйственных расходов по статьям следующая:
3.4.1. Годовой фонд заработной платы вспомогательных рабочих с отчислениями на социальное страхование.
[31]
где Ксоц – коэффициент, учитывающий страховые взносы на социальное обеспечение
3.4.2. Годовой фонд заработной платы обслуживающих рабочих с отчислениями на социальное страхование.
[32]
где Ксоц – коэффициент, учитывающий страховые взносы на социальное обеспечение
3.4.3. Годовой фонд заработной платы руководителей и специалистов с отчислениями на социальное страхование.
[33]
где Ксоц – коэффициент, учитывающий страховые взносы на социальное обеспечение
3.4.4 Расчет стоимости вспомогательных материалов.
[34]
МТО(ТР) – затраты на материалы по объекту проектирования, руб.;
%всп – процент затрат на вспомогательные материалы (3-5%), %.
3.4.5 Затраты на текущий ремонт зданий.
[35]
3.4.6 Затраты на текущий ремонт оборудования.
[36]
где %обор – расходы на текущий ремонт оборудования (3-7%), %
3.4.7 Расчет затрат на содержание, износ и ремонт инструментов и приспособлений
[37]
где Цинстр – затраты на содержание, ремонт и износ инструментов и приспособления на одного рабочего в год, руб.;
Рраб – численность ремонтных и вспомогательных рабочих, чел
3.4.8 Расчет затрат на энергоносители
3.4.8.1 Расчет силовой электроэнергии
, Квт/час [38]
где ∑М – мощность всего оборудования, кВт;
Тоб – годовой фонд рабочего времени оборудования
Тоб = ФРВн*nсм * (1-k%/100%), ч.; [39]
kзаг – коэффициент загрузки оборудования (0,4-0,6);
kспр – коэффициент спроса (0,3-0,5);
kпд – коэффициент полезного действия (0,85-0,9);
kпс – коэффициент потерь в сети (0,95).
Ц – цена 1 кВт
К% - коэффициент простоя оборудования (0.06)
3.4.8.2. Расчет световой электроэнергии
[40]
где 25 – расход электроэнергии на 1м3 помещения, Вт;
S – площадь объекта проектирования, м2;
Т – число часов использования осветительной нагрузки в год (по данным АТП или принять при односменном режиме работы – 800 часов, при двусменном режиме работы – 2000 часов, при трехсменном режиме работы – 3000 часов);
Ц – цена 1 кВт,руб.
3.4.8.3 Расчет затрат на отопление
[41]
норма расхода на 1 м2 площади -0.25 Гкал
3.4.8.4. Расчет затрат на воду для бытовых для бытовых и прочих нужд
[42]
где 40 - норма расхода воды на бытовые нужды на одного человека в смену, л;
1,5 – норма расхода воды на 1 м2 площади, л;
1,2 – коэффициент, учитывающий расход воды на прочие нужды;
Др – дни работы производственного подразделения, дн.;
Цвод – цена водоснабжения и водоотведения за 1 м3 (питьевая вода), руб.;
3.4.9 Расчет затрат на рационализацию и изобретательство
[43]
где Црац – затраты за рационализацию и изобретательство на одного рабочего в год (методическое письмо), руб.;
Рштат осн.раб. – численность ремонтных рабочих на участке, чел
3.4.10 Расчет затрат по охране труда, технике безопасности и спецодежде
[44]
где Цохр.тр – затраты по охране труда, ТБ и спецодежде на одного работающего в год, руб.;
Чобщ – численность работающих, чел
3.4.11. Расчет затрат на налоги, сборы и отчисления
Объект налогообложения – земельный участок (в расчетах взять его равным площади проектируемого участка)
[45]
3.4.12 Общая сумма общехозяйственных расходов.
Таблица 6- Смета общехозяйственных расходов
Наименование статей расходов | Сумма затрат, руб. |
1. Фонд заработной платы вспомогательных рабочих с отчислениями на социальное страхование | |
2. Фонд заработной платы обслуживающих рабочих с отчислениями на социальное страхование | |
3. Фонд заработной платы руководителей и специалистов с отчислениями на социальное страхование | |
4. Амортизационные отчисления | |
5. Стоимость вспомогательных материалов | |
6. Текущий ремонт зданий | |
7. Текущий ремонт оборудования | |
8. Расходы на электроэнергию, в т.ч. | |
- на освещение | |
- на силовую электроэнергию | |
9. Расходы на отопление | |
10. Рационализация и изобретательство | |
11. Содержание, ремонт и износ инструментов и приспособлений | |
12. Охрана труда, техника безопасности и спецодежда | |
13. Расходы на водоснабжение и водоотведение, в т.ч. | |
- на мойку автомобилей | |
- для бытовых и прочих нужд | |
14. Сборы, налоги, отчисления | |
ИТОГО |
3.5 Общая смета расходов по объекту проектирования.
Таблица 7 - Общая смета расходов и калькуляция себестоимости
Статьи затрат | Сумма затрат, руб. | Себестоимость на 1000 км пробега, руб. | Себестоимость одного чел.-ч, руб. |
1. Фонд заработной платы ремонтных рабочих | |||
2. Отчисления на социальное страхование | |||
3. Материалы | |||
4. Запасные части | |||
5. Общехозяйственные расходы | |||
ИТОГО |
Себестоимость на 1000 км пробега определяется по статьям: сумму затрат по каждой статье умножить на 1000 и разделить на годовой пробег автомобилей, и в целом по объекту проектирования.
Себестоимость одного человеко-часа определяется по статьям: сумму затрат по каждой статье разделить на суммарную трудоемкость по объекту проектирования.
4 Финансовый раздел
В данном разделе дипломного (курсового) проекта устанавливается размер капитальных вложений, рассчитываются эксплуатационные затраты и определяются показатели экономической эффективности.
4.1. Расчет дополнительных капиталовложений.
[46]
МТР – монтажно-транспортные расходы (можно принять 10-15%), руб.
4.2. Годовая экономия за счет снижения затрат.
4.2.1. Годовая экономия на эксплуатационных затратах.
[47]
где Сдо вн – общие расходы по данным АТП, руб.;
4.2.2 Экономия фонда заработной платы от снижения трудоемкости ремонтных работ за счет повышения производительности труда.
Т1 = [48]
Эгода-дн = [49]
∆Т = Т1 – Т2 [50]
4.2.3. Суммарная годовая экономия.
[51]
4.2.3. Срок окупаемости капитальных вложений
[52]
Нормативный срок окупаемости 6, 7 лет.
4.2.4. Экономический эффект от внедрения проекта.
[53]
где Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений – 0,15.
5. Технико-экономические показатели
Таблица 8 Технико-экономические показатели работы участка
Наименование показателя | Условное обознач. | Ед. изм. | Показатели по проекту |
1. Производственная площадь | S | м2 | |
2. Трудоемкость работ | ∑ТГТО,ТР | чел.-ч | |
3. Количество автомобилей | Аи | ед. | |
4. Общий пробег автомобилей | ∑Lгод | км | |
5. Штатное количество рабочих | Р | чел. | |
в т.ч. - ремонтные рабочие | |||
- вспомогательные рабочие | |||
- обслуживающие рабочие | |||
- руководители и специалисты | |||
6. Среднемесячная заработная плата | Змесср | руб. | |
в т.ч. - ремонтные рабочие | |||
- вспомогательные рабочие | |||
- обслуживающие рабочие | |||
- руководители и специалисты | |||
7. Стоимость основных фондов | Соф | руб. | |
в т.ч. – зданий | |||
- оборудования | |||
- оснастки | |||
8. Мощность оборудования | ∑М | кВт | |
9. Режим работы | см | ||
10. Затраты на материалы | МТО-2,ТО-1, ЕО, ТР | руб. | |
11. Затраты на запасные части | ЗЧТР | руб. | |
12. Себестоимость на 1000 км пробега | ∑С | руб. | |
13. Себестоимость по трудоемкости | ∑С | руб. | |
14. Общие годовые затраты | ∑С | руб. | |
15. Дополнительные капиталовложения | ∆К | руб. | |
16. Годовая экономия | ∑Эгод | руб. | |
17. Срок окупаемости | Ток | руб. | |
18. Годовой экономический эффект | Ээффект | руб. |
6. Выводы и предложения
(завершением дипломного проекта студента являются выводы о целесообразности проведенного проектирования и предложения о реализации проекта)
Вывод.
Представленные технологические и экономические расчеты доказывают целесообразность предлагаемой реконструкции зоны ТО автомобилей, так как срок окупаемости дополнительных капиталовложений составляет ______ лет, что соответствует нормативам проектирования.
Предложения.
Используя методику перепланировок, существующих производственных площадей можно увеличить заработную плату рабочих, уменьшить время ожидания клиентов и т.д. По этим причинам применяема методология может быть рекомендована как одно из управленческих решений для реального проектирования.
Список использованных источников
1. Светлов М.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование: учебно-методическое пособие / М.В. Светлов. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2012. — 320 с. — (Среднее профессиональное образование).
2. Туревский И.С. Дипломное проектирование автотранспортных предприятий: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2007. – 240 с.: ил. – (Профессиональное образование).
3. Туревский И.С. Экономика отрасли (автомобильный транспорт): учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2011. – 288 с. – (Профессиональное образование).
4. Лавриков, И.Н. Экономика автомобильного транспорта: учебное пособие / И.Н. Лавриков, Н.В. Пеньшин; под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. И.А. Минакова. – Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, Тамбов. – 2011. – 116 с.
5. Отраслевое соглашение от 24 октября 2013 г. «Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы».