Особенности современного образовательного процесса

Школа на современном этапе перестает быть основным источником базовых знаний. Многочислен­ные социологические опросы в России и странах Западной Европы показыва­ют, что более 80% информации современные дети получают не в школе, а с экрана телевизора, из Интернета. Современное образование напрямую связы­вается с «экранной культурой», где производство, хранение, передача и потреб­ление информации определяются прогрессирующей компьютерной техноло­гией. Все большее значение приобретает в освоении культуры свободное общение, туризм, занятия по интересам.

Учитель перестает функционировать в качестве главного транслятора зна­ний, поэтому он несет все меньшую ответственность за результаты образова­ния. Ученик сам (и его родители) выбирает школу, учителя, учебные курсы, поэтому сам несет ответственность за свое образование. Уже становятся ре­альностью индивидуальные образовательные программы, обучение в экстер­нате, дистанционные формы обучения. Когда учебные курсы распределяются по модулям или блокам, то для их освоения школьники объединяются в малые группы с учетом интересов и уровня освоения данного курса. Такие формы учеб­ной деятельности не нуждаются в объединении учащихся в одновозрастные классы, в едином расписании занятий и традиционном уроке.

Основной формой современного производства (а это, в первую очередь, производство информации и услуг) становится деятельность в малых творче­ских группах, где ключевым моментом является личностное общение, органи­зация сотрудничества и совместного творчества. Эта тенденция имеет место и в современном образовании. У школы появляются новые задачи:

· организовывать живое детское сообщество, в котором каждый ребенок получил бы возможность нормально социализироваться;

· воспитывать коммуникативные навыки и способности детей;

· воспитывать гражданские качества;

· воспитывать интерес к своей личности, обеспечивать опыт рефлексии и самовоспитания.

Воспитание становится приоритетной составляющей целостного процесса образования. Значение социализации и обучения не умаляется, а рассматри­вается как возможность обеспечения культуроформирующей функции обра­зования.

В обиход образовательной действительности входят категории «свобода», «выбор». Свобода понимается современным образованием как право человека обладать своей индивидуальностью, как «воля к обретению себя», а значит, и как ответственность. Именно образование призвано изменить столетиями формируемое у человека сознание «винтика», преобразовать его деятельность и общение, создать потребность самому определяться в мире культуры и соци­альных отношений.[2 с. 49]

Содержание современного образования конкретизируется как освоение лично­стью системы жизненных ценностей.Именно образование должно обеспечить человеку ответы на самые сложные вопросы: «Во имя чего жить?», «В чем смысл моей жизни?». Образование формирует образ бытия личности, ее жизненную позицию.

Примечательно, что в основном государственном документе, законе «Об образовании» в Статье 14 «Общие требования к содержанию образования», по существу, раскрывается главная теоретическая идея, лежащая в основе всей идеологии современного отечественного образования: «1. Содержание обра­зования является одним из факторов экономического и социального прогрес­са общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения лич­ности, создание условий для ее самореализации;развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства».[7]

Современная концепция российского образования для реализации этих требований избрала в качестве сво­ей методологии культурологический подход. Она получила наименование тео­рии личностно ориентированного образования. Ведущие теоретики этой концеп­ции (Е. В. Бондаревская, В. А. Караковский, И. Б. Котова, В. В. Сериков, А. Н. Тубельский, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова, И. С. Якиманская и др.) це­лью современного образования видят развитие и воспитание «человека культуры".Это означает «поворот всех компонентов образования к культуре и к че­ловеку как ее творцу и субъекту, способному к культурному саморазвитию.

Все личностные функции современного человека созревают и развива­ются только в культуре; культура является средой, питающей личность. Имен­но культура предъявляет человеку мир жизненных ценностей, которые обра­зование должно сделать достоянием внутреннего мира личности..[2 с. 65]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: