По дисциплине «Педагогическая психология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности школьника на разных этапах возрастного развития».

 

Обучающийся 2 курса

Очной формы обучения

Направление подготовки:

Педагогическое образование.

Физическая культура и спорт

Кюфаряна Яна Николаевича

Руководитель:

Беспалов Д.В.

12.12.2017

 

 

КУРСК 2017

Оглавление

Глава 1.Роль обучения и воспитания при развитии личности

1.1 Понятие взаимосвязи обучения и воспитания.

1.2 Особенности современного образовательного процесса

1.3 Влияние обучения и воспитания на развитие личности

 

Глава 2. Влияние обучения и воспитания на процесс формирования личности школьника на разных этапах возрастного развития

 

2.1Возрастная периодизация

2.2Возрастные особенности и их учет в обучении

2.3Младший школьный возраст

2.4 Средний школьный возраст

2.5 Особенности обучения и воспитания старшего школьного возраста

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение.

Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества. Наука о воспитании человека называется педагогикой. В переводе означает искусство направлять воспитание ребенка.

Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.

Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

В ходе теоретического анализа педагогической и психологической литературы по теме данной курсовой работы я понял, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается.

Сегодня в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой становится роль школы, как гаранта мира и общественной нравственности.Формирование качеств личности происходит на протяжении всего обучения в школе, так как школа выполняет не только познавательную, но и воспитательную функцию. Школа несет большую ответственность перед обществом за подготовку молодежи к жизни и труду в коллективе, за формирование мировоззрения, определяющего направленность личности каждого молодого человека.Школа всегда играла и играет важную роль в воспитании ученика как личности. Именно она, наряду с семьёй, закладывает фундамент мировоззрения, идейной целеустремлённости, формирует характер ребёнка, помогает ему адаптироваться в условиях современной социальной жизни. Воспитание школьника осуществляется в неразрывной связи с процессом его обучения, но имеет свои цели и задачи, содержание, методы, формы. Так, цель обучения – дать ученику знания о природе, культуре, о человеке. Цель воспитания – помочь ученику стать в будущем человеком с высокими моральными качествами. В связи с этим школьная практика показывает, что важно каждого ученика охватить различными формами воспитания. Никто не должен остаться в стороне: и недисциплинированные и неуспевающие, и «благополучные» и успевающие нуждаются в пристальном внимании со стороны учителя.

Уже на студенческой скамье я как будущий педагог начинаю понимать, что главные ценности школы – ученики и педагоги, их совместный труд. Ребенок не средство, а цель воспитания, поэтому не его следует приспосабливать к школе, а наоборот – школу к нему, чтобы, не ломая природу ребенка, поднимать его на максимально доступный для него уровень развития. Работать придется и вне школы, ведь педагог – главная интеллектуальная сила общества, его призвание – служить людям, быть проводником знаний.

Чтобы стать мастером своего дела, нужно знать педагогику, научиться профессионально мыслить и действовать. Педагогика раскрывает общие зависимости между условиями и результатами учебно-воспитательной деятельности; объясняет, как достигаются результаты обучения и воспитания, почему возникают те или иные проблемы; указывает пути преодоления типичных затруднений.

В настоящее время изменяются требования к современному работнику. Он должен обладать значительной гибкостью ума, широтой и системностью мышления, быть психологически готовым к переменам условий труда и характера трудовой деятельности, которые связаны с модернизацией производства и к пополнению и обновлению своих знаний. Это означает, что у современного молодого человека должно быть воспитано стремление к непрерывному совершенствованию и пополнению своих знаний и выработано умение их приобретать.

Воспитание и обучение, несомненно, являются ведущими и определяющими факторами развития и формирования личности в современных непростых условиях. Общепризнано, что учебная деятельность — ведущая у школьника. Ведущая роль учебной деятельности признается, главным образом, потому, что в ней ребенок овладевает новыми знаниями и именно это определяет его интеллектуальное развитие в период обучения в школе.

Однако вопрос о значении учебной деятельности в формировании личности и отдельных ее сторон изучен явно недостаточно. Поэтому цель моей курсовой работы- провести исследовательский анализ влияния обучения и воспитания на развитие личности современного школьника на разных возрастных этапах.Тема моей курсовой актуальна и значима, ведь будущая профессия педагога требует от меня знаний как индивидуальных, так и возрастных особенностей воспитанников.Педагогу, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше разбирается воспитатель в индивидуальных и возрастных особенностях школьников, тем правильнее он может организовать учебно-воспитательный процесс, применяя воспитательные меры в соответствии с индивидуальностью воспитанников.

Объект моего исследования- школьники разных возрастных групп. Предмет исследования –ведущие факторы, влияющие на развитие и формирование личности школьника на разных возрастных этапах.

Задача данного исследования – выявить закономерности влияния возрастных особенностей на способность к обучению и воспитанию современного обучающегося.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что результаты обучения и воспитания зависят как от возрастных возможностей школьников, так и от особенностей темперамента, психических новообразований возраста, а также от ведущего типа деятельности.

При написании данной работы мною был использовансравнительный метод анализа психолого-педагогических данных о влияния воспитания и обучения на школьника в разные возрастные периоды.

Структура моей курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Проблема изучения возрастных особенностей школьников на сегодняшнее время остается самой актуальной не только для родителей, но и для школьных педагогов, которым необходимо быть также психологом, чтобы эффективно осуществлять свою педагогическую деятельность. Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Каждый возраст в человеческой жизни имеет определенные нормативы, с помощью которых можно оценить адекватность развития индивида и которые касаются развития психофизического, интеллектуального, эмоционального и личностного.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабейшим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д. Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

В настоящее время принято следующее деление школьного возраста на такие возрастные периоды:

1) младший школьный возраст — от 7 до 11—12 лет;

2) средний школьный возраст (подростковый) — от 12 до 15 лет;

3) старший школьный возраст (юношеский) — от 15 до 18 лет.

Определение границ этих периодов является условным, так как наблюдается большая вариативность в этом отношении. Вместе с тем следует иметь в виду, что учет возрастных особенностей учащихся нельзя понимать как приспособление к слабым сторонам того или иного возраста, поскольку в результате такого приспособления они могут только закрепиться. Вся жизнь ребенка должна быть организована с учетом возможностей данного возраста, имея в виду побуждение перехода к следующему возрастному периоду.Изучение данной темы дает возможность сравнить особенности физического развития учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста, дает сравнительный анализ нервно-психической и познавательной сфер учащихся различных возрастов и показывает их влияние на организацию учебной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: