Информационный обмен внутри государства и глобальный

Современный этап новейшей истории развития международно-правовых основ глобального информационного обмена берёт своё начало с 24 октября 1945 г. – даты вступления в силу Устава ООН [2, с. 14-47]. Статьи 54, 65 и 73 Устава предусматривают добровольное исполнение Членами ООН принятых на себя обязательств по информированию Совета Безопасности и Генерального секретаря о деятельности по поддержанию международного мира и безопасности, по предоставлению статистической и другой специальной информации об экономических, социальных и образовательных условиях на территориях, за которые они несут ответственность. Данные положения Устава ООН инициировали разработку и принятие всеми странами-членами ООН соответствующих национальных нормативных правовых актов.

В последние годы практически все крупные государства, включая государства так называемого третьего мира, в качестве приоритетной задачи выделили разработку и реализацию концепций и программ по переходу к информационному обществу. В 2000 г. восемь ведущих государств мира (Великобритания, Германия, Италия, Канада, Россия, США, Франция, Япония) подписали единый документ – «Окинавскую Хартию глобального информационного общества», направленный на согласование усилий международного сообщества в области создания единой информационной сферы общественно-производственной деятельности человечества. В соответствии с Хартией впоследствии были скоординированы основные направления национальной и внешней информационной политики во многих современных государствах, включая Россию, которая определила основную цель своей национальной информационной политики как вхождение в двадцатку стран-лидеров глобального информационного общества к 2015 г.

Для России особое значение имеют вопросы её эффективного участия в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства. Согласно действующей Конституции РФ «Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы» (ч. 4 ст. 15). Проблемы, связанные с созданием условий, способствующих обеспечению граждан, юридических лиц, публичных образований иностранными информационными продуктами и услугами, были решены в 1996 г. с принятием актуального Федерального закона (ФЗ) «Об участии в международном информационном обмене», базирующемся на общепризнанных принципах и нормах (см., например, Устав ООН) международного права в информационной сфере. Согласно ФЗ (ст. 2) международный информационный обмен – это передача и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу РФ. При этом основные цели, которые преследовал данный ФЗ, включали:

- создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства;

- защита интересов РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при международном информационном обмене;

- защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене.

Федеральный закон закрепил достаточно широкий круг лиц и публичных образований – участников международного информационного обмена: Российская Федерация, субъекты РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

 

Заключение

Применение информационных технологий (ИТ) требует повышенного внимания к вопросам информационной безопасности. Разрушение информационного ресурса, его временная недоступность или несанкционированное использование могут нанести компании значительный материальный ущерб. Без должной степени защиты информации внедрение ИТ может оказаться экономически невыгодным в результате значительных потерь конфиденциальных данных, хранящихся и обрабатываемых в компьютерных сетях.
Реализация решений, обеспечивающих безопасность информационных ресурсов, существенно повышает эффективность всего процесса информатизации в организации, обеспечивая целостность, подлинность и конфиденциальность дорогостоящей деловой информации, циркулирующей в локальных и глобальной информационных средах.

Компьютерная защита — это постоянная борьба с глупостью пользователей и интеллектом хакеров. Даже хакеры чаще всего используют именно некомпетентность и халатность обслуживающего персонала и именно последние можно считать главной угрозой безопасности.

Одна из проблем подобного рода — так называемые слабые пароли. Пользователи для лучшего запоминания выбирают легко угадываемые пароли. Причем проконтролировать сложность пароля невозможно. Другая проблема —пренебрежение требованиями безопасности. Например, опасно использовать непроверенное программное обеспечение. Обычно пользователь сам «приглашает» в систему вирусы и «троянских коней». Кроме того, много неприятностей может принести неправильно набранная команда.

Лучшая защита от нападения — не допускать его. Обучение пользователей правилам сетевой безопасности может предотвратить нападения. Защита информации включает в себя кроме технических мер еще и обучение или правильный подбор обслуживающего персонала.

Защита информации не ограничивается техническими методами. Проблема значительно шире. Основной недостаток защиты — люди, и поэтому надежность системы безопасности зависит в основном от отношения к ней. Помимо этого, защита должна постоянно совершенствоваться вместе с развитием компьютерной сети.

Список использованной литературы

 

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Указ Президента РФ от 9.09.2000 г. № 1895 //Российская газета. -2000.-28 сент.

2. Закон Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 г. №2446-1.

3. Закон Российской Федерации "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", принят Государственной Думой 22 февраля 1995 года.
Федеральный закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.95 г. № 144-ФЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации "Об участии в международном информационном обмене" от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ.

5. Указ Президента РФ "Об основах государственной политики в сфере информатизации" от 20.01.94 г. № 170.

6. Указ Президента РФ "вопросы защиты государственной тайны" от 30.03.94 г. № 614.

7. Указ Президента РФ "Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры" от 6.07.98 г. № 806.

8. Научная_библиотека:disserCat http://www.dissercat.com/content/informatsionnaya-bezopasnost-rossii-v-kontekste-sovremennogo-politicheskogo-protsessa-sushch#ixzz3Kf6zg5mn

9. Послание Президента Федеральному Собранию //РИА "Новости. 2000. — 8 июля.

10. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации. — М., 1996.

11. Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. №11 "Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации".

12. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы. — М., 1996.

13. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат,1980.,

14. Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994. - 148 с.

15. Бабурин С. Национа. Копылов В.А. Информационное право: Учебник. —М.:Юрист,2002.-512с.

16. Системология информационных правоотношений. Ловцов Д.А., Москва, РАП, 2008, Гл. 3, Стр. 162-189.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: