Мусульманская картина мира. Постулаты веры ислама. Основные направления в культуре ислама, особенности живописи, архитектуры

«Картина мира - система интуитивных представлений о реальности.

Термин картина мира был введен впервые Л. Витгенштейном в «Логико-философском трактате».

«Слово «ислам» восходит к староарабскому корневому «силм», что имеет многозначное содержание, адекватное тому восприятию, на которое настроено лицо, данный термин употребляющее. «Это и «мир» (салам), и «предание» (о событиях), и «перемирие», но так же и «спокойствие, покой. В наши дни в мире европейских мусульман чаще всего встречается толкование «ислама» как «предание себя Всевышнему». Оно наиболее распространено как в мусульманской (буквально - «уверовавший») части человечества, так и в его неисламизированной части.

Натурфилософия ислама небогата и в основном заимствована из Библии. Согласно Корану, мир был сотворен аллахом за шесть дней.

В Коране говорится, что Земля представляет собой плоскость, равновесие которой поддерживается специально с этой целью воздвигнутыми богом горами.

Человек рассматривается как венец творения. «Бог сотворил все прекрасно и потом приступил к сотворению человека». Согласно Корану, Аллах создал человека из глины, придав ей форму и вдохнув в нее дух (араб. «Рух»). Согласно учению ислама, все в этом мире создано для человека, а сам человек - для поклонения Всевышнему Богу.

Понятие «ислам» тесно переплетено и неразрывно связано с понятием «вера» (иман), это идеологические основы религии. В исламском вероучении существуют шесть основополагающих постулатов:

Вера в Аллаха - Творца всего сущего. Включает в себя ряд положений, главным из которых является Единобожие.

Вера в Ангелов. Ангелы - существа, сотворённые Аллахом из света, исполнители Божьей воли.

Вера в Священные Писания, ниспосланные Аллахом через пророков. Имеются в виду Божественные Откровения, которые ниспосылались в различные периоды истории человечества. Мусульмане признают истинными тексты Тауры(Торы), Забура (Книги Псалмов Пророка Давида), Инджила (Евангелия), а также более древних свитков, ниспосланных нескольким пророкам. Но все предыдущие Писания были отменены Кораном. С точки зрения мусульманских богословов, современные варианты всех священных Книг, кроме Корана, искажены.

Вера в пророков (посланников) Божьих. Кораном и Сунной предписывается принять истинными всех посланников Аллаха. Они были посланы к разным народам и племенам, но посланником ко всему человечеству был только Мухаммад.

Вера в Судный День. Включает в себя веру в конец света, грядущее воскрешение, Божий Суд, наличие Ада и Рая (Ахира).

Вера в предопределение. Мусульмане верят в то, что Аллах предопределил судьбы всего сущего (Кадар), то есть - в то, что все события происходят по замыслу Творца. Предопределение понимается как извечное знание Аллаха обо всех событиях и процессах, которые произойдут в мироздании; все события происходят с одобрения Аллаха, в соответствии с Его Знанием. Таким образом, человек обладает свободной волей, имеет способность выбирать между добром и злом, и потому несёт ответственность за свои поступки.

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления.

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Мекку) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

Арабский тип

Запретная мечеть в Мекке, арабский тип мечети.

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор. по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.
Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Персидский тип

Мавзолей Имама Резы вМешхеде, персидский тип мечети.

В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном(высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение где находится харам]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.
Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.

Османский тип

Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, внутренний зачастую двор обнесён галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

Региональные стили

На периферии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах, присущих китайской архитектуре, а её минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Советский этап развития культуры в XX веке. Соцреализм. Западное искусство первой половины XX века. Стилевые практики авангарда и модерна. Общая характеристика культурного модерна.

Культура советского периода - это сложное и противоречивое явление в развитии всей отечественной культуры. С позиции сегодняшнего дня достаточно трудно дать объективный анализ истории культуры СССР - явления, еще не раскрывшего в полной мере свои первоисточники и движущие силы развития. Отсюда неоднозначность и полярность научных оценок сущности истории культуры СССР: то негативная - это примитивная культура тоталитаризма, то положительная - это культура единения и развития советского народа и государства..XX век дал Отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в этот период в России была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Рассматривая противоречивые взаимосвязи и взаимодействия советской культуры с точки зрения таких категорий диалектики, как общее, особенное, единичное, можно отметить следующее:- общее в культуре советского периода характеризуется тем, что советская культура - закономерный этап развития отечественной культуры, тех ее элементов, традиций, которые были заложены или привнесены в нее предшествовавшими историко-культурными периодами;- особенное в культуре советского периода заключается в том, что она не только выступает в качестве наследницы русской культуры, но и является главным реформатором социокультурных ценностей. Сохраняя основные черты русской культуры, советская культура создает новую духовность через столкновение великорусской, всероссийской и национальных культурных традиций или их искусственное объединение через подмену одной традиции другой;- единичное в советской культуре нашло отражение в развитии национальных культур народов СССР, в образовании общемировой системы социалистических ценностей, в обогащении и развитии мировой культуры выдающимися достижениями в области науки, техники, искусства.

Соцреализм. Социалисти́ческий реали́зм (соцреали́зм) — мировоззренческий метод художественного творчества, использовавшийся в искусстве Советского Союза, а затем и в других социалистических странах, внедрявшийся в художественное творчество средствами государственной политики, в том числе цензурой, и отвечающий решению задач построения социализма.Он был одобрен в 1932 году партийными органами в литературе и искусстве.

Параллельно ему существовало неофициальное искусство.

-художественное изображение действительности «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием».

-согласование художественного творчества с идеями марксизма-ленинизма, активное вовлечение трудящихся в строительство социализма, утверждение руководящей роли Коммунистической партии.

Западное искусство первой половины XX века.

Выделялись:

Модернизм- это условное обозначение периода культуры конца 19-сер 20в от импрессионизма до театра абсурда.

Символизм-

Кинематограф-

Импрессионизм-

Постимпрессионизм-

Кубизм-

Фовизм-

Экспрессионизм-

Неопримитивизм-

Абстракционизм-

Супрематизм-

Дадаизм-

Сюррелизм-

Стилевые практики авангарда и модерна.

Аванга́рд (фр. avant-garde — передовой отряд), авангарди́зм — обобщающее название течений в мировом, прежде всего в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков.

Авангард в изобразительном искусстве

В истории изобразительного искусства Авангард обозначен как художественное направление начала 20-го века и поэтому тесно связан с модерном и модернизмом, а также с другими течениями, такими как:

Абстрактный экспрессионизм,Баухауз,Дадаизм,Конструктивизм,Куби́зм,Орфизм,Примитиви́зм, Сюрреали́зм, Футури́зм,Экспрессиони́зм

Модернизм[en] — совокупность художественных направлений в искусстве второй половины XIX — середины XX столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм,футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм. В узком смысле модернизм рассматривается как ранняя ступень авангардизма, начало пересмотра классических традиций. В широком смысле модернизм — «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и особом видении мира автором и несущих новые выразительные средства изобразительного языка, нередко сопровождающиеся эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам.

Общая характеристика культурного модерна

Отличительными особенностями стиля Модерн являются:

-Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии, ставшее более доступным на Западе с началом эпохи Мэйдзи. Художники модерна также черпали вдохновение из искусства Древнего Египта и других древних цивилизаций.

-В модерне выделяются два основных направления: конструктивное (Австрия, Шотландия) и декоративное (Бельгия, Франция, Германия).

- Модерн, как ни один из других стилей, впитал в себя столько различных направлений и подвергся влиянию стольких национальных культур и традиций, что даже специалистам сложно определить, где заканчивается эклектика и начинается модерн и где заканчивается модерн и начинается ар-деко.

-Модерн стремился стать единым синтетическим стилем, в котором все элементы из окружения человека были выполнены в одном ключе. Вследствие этого возрос интерес к прикладным искусствам: дизайну интерьеров, керамике, книжной графике.

-отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, “природных” линий.

-интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

- Стиль Модерн стремится сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлекая в сферу прекрасного все сферы деятельности человека.

-Основной принцип стиля Модерн – динамическое равновесие, воплощенное в обтекаемых гибких формах.

- Характерные черты стиля Модерн – волнообразно изогнутая линия, сочетающая веяния Востока и стремление к конструктивности. Причудливо изогнутые линии декора зрительно сливаются с элементами строительной конструкции.

-В интерьере, его отделке, большое внимание уделяется стилизованному растительному узору, гибким текучим формам, что превращало металлические конструкции в причудливые заросли фантастических цветов.

-Стилистический диапазон искусства Модерна широк, в нем можно видеть смешение элементов разных стилей.

-Новые сочетания в декоре необычных материалов и техник – дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, камень, фарфор, витраж.

Билет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: