Научно-фантастический роман А.Р. Белова «Голова профессора Доуэля»

В романе «Голова профессора Доуэля» операции по оживлению человеческих голов ведутся руками гениального хирурга, но одновременно очень алчного и тщеславного человека, профессора Керна. «Воскрешённые» люди не стали счастливыми, благодарными, а также полноценными членами человеческого общества. Так, например, сам профессор Доуэль мечтает о смерти, но его одержимость идеями научных открытий заставляют его продолжить своё земное существование. Сам Керн во время подготовки к операции по сращению оживленной головы с телом «свежего» трупа своей ассистентке произносит такие слова: «Сейчас не время заниматься этическими проблемами, - сухо ответил Керн. - Она потом сама нас благодарить будет». Но благодарности не последовало.

Величайшие научные эксперименты ни одного из персонажей не сделали счастливым. Вопросы этики остаются в стороне. Не оказанное внимание и уважение к личности, привели к безоговорочному концу всей работы и профессора Доуэля, и его помощника Керна.

Следует отметить, что Беляев словами своего героя прямо говорит об этической ответственности, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные открытия необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае ничего не получится.

Выводы

Во второй главе курсовой работы был проведён сравнительный анализ поведения главного героя до и после операции, в результате которого выявлены следующие особенности:

a) Мужчина осознаёт, что раньше в любой компании он был лишь мальчиком для битья, клоуном, легкой целью для постоянных издёвок окружающих. И хотя он чувствовал себя частью общества, на самом деле это было всё то же отчуждение, только не осознаваемое умственно отсталым человеком.

b) Тем не менее, мы замечаем, что чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание: после операции к нему наконец стали относиться как полноценному члену общества, к человеку, а не игрушке для посмешища, чего он и добивался. Пусть и к противоречивому, не всегда приятному для окружающих, но все-таки человеку,.

c) В то же время, коммуникативные навыки героя остались на уровне развития ребёнка, отчего он страдает в своих попытках общения с противоположным полом. В результате мы можем сделать вывод, что интеллектуальная односторонность развития человека не столь пагубна, как односторонность чувственная (когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений), но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению личности.

Помимо произведения «Цветы для Элджернона» в наиболее краткой форме была рассмотрена проблему гуманизма в нескольких других научно-фантастических произведениях ХХ века: наиболее известные работы Аркадия и Бориса Стругацких повесть «Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине», а также роман Александра Романовича Белова «Голова профессора Доуэля». В результате были сформулированы следующие выводы:

a) Братья Стругацкие, рассматривая в своём творчестве достижения научно-технического прогресса, уделяют огромное внимание человеку и взаимоотношению человека и общества. Особо важной оказывается проблема выбора, прежде всего нравственного.

b) Беляев же словами своего героя прямо говорит об этической ответственности учёных за их открытия, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные свершения необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае от них будет один вред, ведь и в данном произведении, «Голова профессора Доуэля», в финале книги никто из персонажей не остался счастлив.

 

 

Заключение

Глобальной целью моей работы было разобраться в причинах и основаниях изменений в жизни умственно отсталого главного героя и нём самом после операции. Для её достижения я выполнила ряд задач:

1) Вывела собственное универсальное определение гуманизма, которое звучит так: исторически изменяющаяся система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, её свободы и права на счастье; считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

2) Ознакомилась со статистикой относительно людей с инвалидностью в мире и выяснила, что на данный момент около 23% людей по всему миру имеют инвалидность разной степени тяжести, и больше половины из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное, считают свое состояние безвыходным, не имеющим перспектив.

3) Выявила особенности адаптации людей с инвалидностью в обществе – наличие таких социальных барьеров как:

a) незнание (как вести себя в обществе людей с инвалидностью, в чём заключается и чем опасен их недуг);

b) страх (когда люди делают вид, что не замечают инвалидов, потому что боятся ответственности, боятся физически или морально ранить, огорчить);

c) агрессивная/безразличная точка зрения (люди с инвалидностью ставятся на низшую ступень относительно здоровых людей и вследствие не заслуживают их внимания, должны жить ‘в отдельном мире’).

4) Провела сравнительный анализ поведения главного героя до и после операции, выявив следующие особенности:

a) Мужчина осознаёт, что раньше в любой компании он был лишь мальчиком для битья, клоуном, легкой целью для постоянных издёвок окружающих. И хотя он чувствовал себя частью общества, на самом деле это было всё то же отчуждение, только не осознаваемое умственно отсталым человеком.

b) Тем не менее, мы замечаем, что чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание: после операции к нему наконец стали относиться как полноценному члену общества, к человеку, а не игрушке для посмешища, чего он и добивался. Пусть и к противоречивому, не всегда приятному для окружающих, но все-таки человеку.

c) В то же время, коммуникативные навыки героя остались на уровне развития ребёнка, отчего он страдает в своих попытках общения с противоположным полом. В результате мы можем сделать вывод, что интеллектуальная односторонность развития человека не столь пагубна, как односторонность чувственная (когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений), но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению личности.

5) Помимо произведения «Цветы для Элджернона» я в наиболее краткой форме рассмотрела проблему гуманизма в нескольких других научно-фантастических произведениях ХХ века: наиболее известные работы Аркадия и Бориса Стругацких повесть «Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине», а также роман Александра Романовича Белова «Голова профессора Доуэля». В результате я пришла к следующим выводам:

a) Братья Стругацкие, рассматривая в своём творчестве достижения научно-технического прогресса, уделяют огромное внимание человеку и взаимоотношению человека и общества. Особо важной оказывается проблема выбора, прежде всего нравственного.

b) Беляев же словами своего героя прямо говорит об этической ответственности учёных за их открытия, тем самым убеждая читателя в том, что великие научные свершения необходимо сопрягать с этическими вопросами, в противном случае от них будет один вред, ведь и в данном произведении, «Голова профессора Доуэля», в финале книги никто из персонажей не остался счастлив.

Таким образом, я пошагово выполнила все поставленные задачи, прибегнув к таким методам научного исследования как анализ, синтез, квалификация, аналогия и другие. Основная цель моей курсовой работы была успешно достигнута.

 

 

Список использованной литературы

1. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М.М. Айшервуд — М: Педагогика, 1991.

2. Алейник, T.A. Институциональные барьеры и стратегии социальной мобильности людей с инвалидностью: дисс. канд. соц. наук: 22.00.04 Текст. / Алейник Лидия Анатольевна. Ставрополь, 2008.

3. Добровольская, Т.А. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1992.

4. Добровольская, Т.А. Социальные проблемы инвалидов / Т.А. Добровольская, Н.А Демидов, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1988.

5. Добровольская, Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых / Т.А. Добровольская, Н.Б. Шабалина // Социологические исследования. 1993.

6. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция// Социологические исследования. 1991.

7. Дворянчикова, И.А. Семья инвалида в социальной структуре общества / И.А. Дворянчикова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Самара, 2003.

8. Калинычева, Т. И. Инвалиды в зеркале общественного сознания //Вестник благотворительности. — 1995.

9. Куликов, А.Н. Гуманизм в современном мире./ А.Н. Куликов // Дис. канд. философ. наук. — 2012.

10. Раецкая, И.Е. Психолого-педагогические условия развития коммуникативных навыков людей с ограниченными возможностями средствами досуговой театральной деятельности. / И.Е. Раецкая // Дис. канд. психол. наук. — 2005.

11. Черничкина, В.А. Социально-психологические проблемы инвалидов и основные стратегии их разрешения. / В.А.Черничкина // Дис. канд. психол. наук. — 2003.

12. Blackham H.J. Humanism. - 2nd rev. ed. - N.Y., 1976. – 132 p.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: