Проблема гуманизма в других научно-фантастических художественных произведениях ХХ века

Творчество А. и Б. Стругацких: научно-фантастические повесть«Трудно быть Богом» и роман «Пикник на обочине»

Творчество А. и Б. Стругацких, рассматривая достижения научно-технического прогресса, уделяет огромное внимание человеку и взаимоотношению человека и общества. В отличие от классической фантастике, где что-то происходит помимо человека или с человеком, у Стругацких сюжет закручен именно вокруг человека и то, что происходит в нём - самое главное. Особо важной оказывается проблема выбора, прежде всего нравственного.

Главный герой повести «Трудно быть Богом» Антон остаётся человеком, которому не по плечу роль бога (какой он её себе представляет), однако в контексте романа, позиция человека оказывается выше придуманной роли бога. Таким образом, герой не деградирует, а эволюционирует - он не может беспристрастно взирать на то, что происходит в городе, и в этом проявляется высший гуманизм.

Как и во многих других своих произвденениях, в этой повести Стругацкие отталкиваются от классической идеи утопии. По сути дела вопрос о природе общественного в их творчестве всегда поставлен ребром: либо социум опирается на моральные ценности, либо он строится по законам безнравственной исторической необходимости, подразумевающей кровопролитие и невиные жертвы. Проблема заключается в том, что общество, основанное на морали – труднодостижимо и менее жизнеспособно; а природосообразное общество – лишено человечности и практически ничем не отличается от животной стаи. В повести «Трудно быть богом» за видимым конфликтом индивида (Руматы) и общества (жителей Арканара) скрываются вечно актуальные социально-этические проблемы. Например, проблема роли насилия в обществе, которое будучи аморальным по своему существу, одновременно с тем является фактором исторического прогресса.

Под другим углом зрения рассматривается отношение «человек— мир» в романе «Пикник на обочине». Здесь с беспощадной социально-психологической достоверностью представлена жизненная история сталкера Рэда Шухарта, и смысловое напряжение в романе создается контрастом между грандиозностью самого факта посещения Земли инопланетянами и возникающей вокруг него игрой мелких страстей, собственнических инстинктов, жаждой «не упустить своего». Так, мы видим, как симпатичного и бесстрашного парня Рэда постепенно затягивает мания частного интереса, как оно выдавливает из его натуры человечность. В финале Рэд пытается вспомнить что-то светлое в своей искалеченной жизни, но не выходит, зато он вспоминает последние слова своего ученика Артура: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» Со слов авторов, задачей романа было показать, как «под давлением жизненных обстоятельств кардинально меняется мировоззрение молодого человека, как переходит он с позиций твердокаменного фанатика в состояние человека, словно бы повисшего в безвоздушном идеологическом пространстве, без какой-либо опоры под ногами». Кроме того, авторы поддерживают теорию гуманизма в том, что Человек – мера всех вещей, и что в наше время самое главное – любить человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: