Глава 4. Государство и государственные образования как субъекты права

Государство, как и другие субъекты права может участвовать в правовые отношения. Однако правоспособность государства заключается в ряде особенностей, связанных с тем, что оно является главным субъектом права и носителем власти.

Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяется на фоне остальных субъектов права. Вот несколько свойств которые выделяют государство в особый субъект правоотношений.

1. Государство принимает законы, которым должны подчинятся все субъекты права.

2. Государство принимает административные акты из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны.

3. Государство имеет право сохранять властные функции даже когда вступает в правовые отношения.

Правоспособность государства является различием правоспособности различных физических и юридических лиц, в чем-то она шире, в чем-то уже. В частности, объем правоспособности определяется в том, что государство участвует в гражданском обороте не в своих личных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. В следствии этого государство вступая в гражданский оборот должно следовать своему предназначению, и правоспособность государства можно назвать целевой.

Следовательно, если государство выступает совокупностью субъектов разного уровня, все эти субъекты выступают самостоятельно, как участники правовых отношений.

Государство вступает во многие виды правоотношений, например, в международно-правовом правоотношении, когда в правовой форме реализуются связи с другими государствами; когда решаются вопросы гражданства, защиты права граждан за рубежом, взаимодействия центра с субъектами федерации; в гражданско- правовом, когда совершаются сделки по поводу государственной собственности (см. Приложение 5).

Государственные органы являются субъектами правоотношений, в процессе осуществления которых они реализуют свои властные полномочия. Это выражается в принятии правоприменительных актов, в обеспечение их соблюдения и соблюдения. Высшие и центральные органы государственной власти в взаимодействии с другими органами осуществляют управление общественным производством, финансовой и кредитной системами, социальным обеспечением. Местные органы государственного управления организуют работу транспортных, жилищно-коммунальных структур, учреждений здравоохранения, образования, культуры. Органы прокуратуры, внутренних дел, государственного контроля привлекают правонарушителей к ответственности, суды выносят решения и приговоры по конкретным юридическим делам. В обязанности руководителей государственных учреждений являются выполнение управленческих функций и принятие решений.

Негосударственные организации, общественные объединения и социальные общности реализуют не властные полномочия, а права и обязанности, обусловленные их специальной правосубъективностью и закреплены в особых актах законодательства, уставах, положениях о них.

Заключение

Поставленные во введении к работе промежуточные задачи решены со следующими результатами.

1. Субъектами права являются участники правоотношений, под которыми понимаются люди, выступающие в качестве носителей прав и обязанностей. Круг субъектов зависит от воли государства. Правоспособность - признаваемая государством возможность иметь способность быть их носителем. Правоспособностью обладает абсолютно каждый человек, она возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Дееспособность - это возможность субъекта иметь права и обязанности, а также способность осуществлять их своими личными действиями, отвечать за свои последствия и поступки, быть участником правовых отношений. Дееспособность зависит от возраста и психологического состояния человека, в то время как правоспособность не зависит от этих обстоятельств. Дееспособность наступает с момента достижения гражданином совершеннолетнего возраста (18 лет).

2. Граждане обладают правосубъективностью, возникающую из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность. Правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособности характерны такие свойства как, абстрактность и не отчуждаемость, потому что содержание правоспособности граждан раскрывает права и обязанности субъекта. В отличии от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрен возраст гражданина.

3. Субъектами права являются юридические лица - особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые в специальном порядке, установленном законом. Состав юридического лица является необходимой правовой формой коллективного участия лиц в гражданском обороте. В отличии от физических лиц, юридические лица обладают специальной правоспособностью, предполагающей наличие у юридического лица таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в его учредительных документах.

4. Государство, как и другие субъекты права, может участвовать в правовые отношения. Тем не менее правоспособность государства отличается от других субъектов права. Государство является главным субъектом публичного права и носителем власти. Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Государство само принимает законы, которым должны подчинятся все остальные субъекты права; государство может принимать административные акты, из которых возникают правовые отношения независимо от воли другой стороны; государство сохраняет властные функции даже, когда вступает в правовые отношения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: