Организация и структура вводного инструктажа

На уроке по изучению трудовых приемов и операций вводного инструктаж наиболее целесообразно проводить фронтально. Длительность вводного инструктажа 40 минут. На рабочем месте мастера размещаются необходимые наглядные пособия, инструкционные карты и измерительный инструмент.

Для вводного инструктажа на уроке при обучении учащимися трудовых приемов и операций характерно следующая типовая последовательность:

- сообщение темы и цели урока;

- проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу по теме «Нарезании резьбы»;

- объяснение и демонстрация трудовых приемов и способов выполнения изучаемых операции: обработка конических поверхностей широким резцом;обработка конических поверхностей путем поворота верхней части суппорта; обработка конических поверхностей путем смещения задней частей бабки в поперечном направлении;обработка конических поверхностей при помощи копировальной (конусной) линейки; обработка внутренних конических поверхностей.

- разбор документации письменного инструктирования; разбор технических требований к учебно – производственным работам;

- рассмотрение возможных типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения. Возникают дефекты при обработке конической поверхности и причины их возникновения:

угол не соответствует заданному. Причины возникновения заключается в неправильном расчете угла уклона косинуса, неточный поворот части суппорта или неправильное смещение задней бабки на расчетную величину, неточная установка конусной линейки, погрешности углов заточки резца или угла конической развертки.

диаметр одного из оснований не соответствует размерам, указанным на чертеже. Причины возникновения заключается в изменении длины заготовки.

образующая конуса криволинейна. Причина возникновения заключается в неправильной установке резца, отжим заготовки в процессе обработки.

- объяснение и демонстрация способов организации рабочего места, правил безопасности труда;

- проверка усвоения учащимися материала вводного инструктирования, задав вопросы по теме «обработка конических поверхностей». И предложив воспроизвести приемы:

1. Обработка конических отверстий

2. Обработка наружных конусов при смещенной задней бабке.

3. Обработка наружных конусов установленным (широким) резцом.

- пробное выполнение учащимися приемов и способов выполнения изучаемой операции;

- выдача заданий учащимися и распределение их по рабочим местам.

Целевая установка на урок.Целевая установка на урок – это не столько сообщение, что должны сделать учащиеся, сколько разъяснение, для чего это будет делаться, чему они научатся, насколько продвинутся в освоении профессии. Целевая установка должна создать у учащихся определенную мотивацию предстоящей деятельности, возбудить их интерес, стимулировать познавательную и трудовую активность.

Актуализация знаний и опыта учащихся. Любой процесс обучения характерен тем, что учащиеся, как правило, эффективно воспринимают и усваивают новое тогда, когда это новое опирается нараннее усвоенное, является его продолжением и развитием, когда в сознании учащихся «наводятся мостики» между тем, что они знают и умеют, и тем, что им предстоит узнать и освоить. Такой этап включения знакомого, изученного в процессе усвоения нового называютактуализацией.

Создание ориентировочной основы действия учащихся. На уроках по изучению операций учащимися обеспечивается путем личного показа и объяснения мастером приемов и способов выполнения той или иной операции.

Эффективность вводного инструктажа во многом зависит от правильного применения наглядных пособий и технических средств обучения.

Следующий элемент вводного инструктирования – рассмотрение типичных ошибок, затруднений, дефектов, способов их предупреждения и устранения. Здесь следует подчеркнуть три момента.

Первый момент. Говоря об ошибках и дефектах в работе, которые чаще всего допускают учащиеся, мастер не должен показывать, как выглядят эти ошибки.

Второй момент. Искусство мастера при проведении вводного инструктажа состоит в том, чтобы содержание и методика его были направлены прежде всего на предупреждение возможных ошибок, затруднений, дефектов в работе учащихся. Это одно из важнейших составляющих педагогического мастерства.

Третий момент: по мере накопления опыта учащихся их все больше и больше следует привлекать к самостоятельному анализу возможных ошибок и затруднений, поиску путей их предупреждения и устранения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: