Правила построения логических определений

Правило соразмерности требует, чтобы объем определяемого понятия был равен объему определяющего понятия. Иначе говоря, эти понятия должны находиться в отношении тождества. Например: "Технолог рыбной промышленности - это инженер, который специализируется на обработке гидробионтов". Если же "технолог" определяется как лицо, специализирующееся на обработке рыбы, то правило
соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия (лицо, специализирующееся на обработке рыбы) уже объема определяемого понятия (технолог). Такое нарушение правила соразмерности называется ошибкой слишком узкого поведения.

Ошибка будет иметь место и в том случае, если мы определим технолога как специалиста в области технологий вообще. В этом случае определяющее понятие будет значительно шире, чем определяемое, поскольку технологи бывают не только в рыбной отрасли. Такую ошибку называют ошибкой слишком широкого определения.

Если при определении понятия мы прибегаем к другому понятию, которое, в свою очередь, определяется при помощи первого, то такое определение содержит в себе круг, разновидностью которого в определении является тавтология. Тавтология - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое.

Иногда при определении понятий указывают несколько видовых признаков (когда невозможно указать такой единственный признак, который отличал бы данное понятие от всех других и раскрывал бы существенным образом его содержание). Подлинно научное определение сложных явлений и фактов не может ограничиваться формально-логическими требованиями.

Оно должно содержать оценку определяемых фактов, исключающую односторонний подход, присущий в недавнем прошлом всей отечественной науке. При этом следует также учитывать и особую специфику научных текстов.


ЛЕКЦИЯ 4. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ И
НАКОПЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1. Выбор темы;

2. Составление рабочих планов;

3. Библиографический поиск литературных источников;

4. Изучение литературы и отбор фактического материала.

Выбор темы

Темы научных работ могут определяться организациями или самим исследователем. Выбрать тему научной работы помогают следующие приемы:

1. Просмотр каталогов защищенных НИР и ознакомление с уже выполненными научными работами;

2. Ознакомление с новейшими результатами исследований в смежных, пограничных областях науки и техники;

3. Оценка состояния разработки методов исследования, технологических приемов применительно к планируемой работе;

4. Пересмотр известных научных решений при помощи новых методов, новых теоретических позиций, с привлечением новых существенных фактов, выявленных исследователем.

Выбрав тему, исследователь должен сформулировать цель, конкретные задачи и аспект ее разработки. Работа выполняется под руководством ведущих ученых, работающих в организации, где выполняется работа.

Научный руководитель направляет работу исследователя, помогая ему оценить возможные варианты решений.

Вопрос 2. Составление рабочих планов

Научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Рабочий план, представляет наглядную схему предпринимаемого исследования и начинается с разработки темы, т.е. замысла предполагаемого научного исследования.

Рабочий план имеет произвольную форму и состоит из перечня расположенных в столбик рубрик, связанных внутренней логикой исследования данной темы и позволяющих по их месту судить об их уместности и значимости.

На более поздних стадиях работы составляют план-проспект.
Желательность составления плана-проспекта определяется тем, что путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно-фактологической схемы научной работы.

Исследователю после составления плана научной работы необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. Пока не изучен первый раздел, нельзя переходить ко второму.

В творческом исследовании план всегда имеет динамический, подвижный характер и не может, не должен связывать развитие идеи и замысла исследователя при сохранении какого-то четкого и определенного научного направления в работе.

План должен быть гибким, чтобы можно было включать в него новые возможные аспекты, обнаруженные в процессе подготовки текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: