Вопрос 4. Изучение литературы и отбор фактического материала

Изучение литературы по выбранной теме начинают с общих работ, чтобы получить представление об основных вопросах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже ведут поиск нового материала.

Изучение научных публикаций желательно проводят по этапам:

- общее ознакомление с произведением в целом по его оглавлению;

- беглый просмотр всего содержания;

- чтение в порядке последовательности расположения материала;

- выборочное чтение какой-либо части произведения;

- выписка представляющих интерес материалов;

- критическая оценка записанного, его редактирование и "чистовая" запись как фрагмент текста будущей научной работы.

При изучении литературы не нужно обдумать найденную информацию, что может послужить основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме научной работы. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в научной работе.

Изучая литературные источники, нужно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Необходим тщательный отбор и оценка полученных данных, подбор основной и дополнительной информации, ее обобщение и представление в форме, удобной для анализа и выводов.

Нужно собирать только научные факты - элементы, составляющие основу научного знания, отражающие объективные свойства вещей и процессов, которые характеризуются такими свойствами, как новизна, точность, объективность и достоверность.

Большое познавательное значение новых научных фактов требует учета и критической оценки их действенности. Точность научного факта определяется объективными методами и характеризует совокупность наиболее существенных признаков предметов, явлений, событий, их количественных и качественных определений.

Достоверность научного факта характеризует его реальное безусловное существование, подтверждаемое при построении аналогичных ситуаций.

Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам принадлежат к числу достоверных источников. Практически абсолютной достоверностью обладают описания изобретений.

Достоверность научных статей рассматривается в зависимости от того, каким наукам они относятся (к научно-техническим или гуманитарным).
Теоретическая статья в области технических и других точных наук отличается точностью доказательств.

В области техники и технологии и других наук часто приходится иметь дело со статьями, в которых обосновываются и излагаются результаты завершенных исследований. Подобные сведения свидетельствуют об оригинальности статьи, ее теоретической и практической значимости.

Информационная статья обычно оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении.

Подобно статьям, различной степенью достоверности обладают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т.п.
О достоверности исходной информации может свидетельствовать научный, профессиональный авторитет его автора, его принадлежность к той или иной научной школе.

Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в текст научной работы, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений, которые приводит автор.

Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны:

а) записи результатов экспериментальных исследований, различного рода измерений и наблюдений;

б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.).


ЛЕКЦИЯ 5. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

1. Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов;

2. Композиция научной работы;

3. Рубрикация текста;

4. Язык и стиль научной работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: