Музыкальная Сказка про лад

В некотором царстве, а точнее, в царстве Музыки живет целое государство звуков. Вы не думайте, что царство Музыки бедное, скучное и однообразное, это далеко не так! В этом чудесном мире есть свои королевы, советники, придворные, существуют свои зако­ны, праздники; звуки умеют огорчаться, веселиться, улыбаться, пла­кать, петь, танцевать.

А разделен мир звуков на два континента, а по-музыкальному - лада, и все звуки этого лада дружат, ладят между собой. На одном континенте живут веселые, жизнерадостные звуки, одеваются они во все яркое, праздничное. Название этого континента - мажорный лад.

Ну, а другой континент - минорный лад. Здесь живут звуки бо­лее мягкие, задумчивые, они чаще грустят и одежды носят небро­ские, неяркие. (Музыкальное оформление).

И город в этом неповторимом царстве есть, но только назы­вается он несколько по-другому - тональностью. И в каждой такой тональности имеется своя королева. Она - первая дама в тонально­сти. А так как звуки иногда называют себя ступенями, то королева, конечно, первая ступень.

(Музыкальное оформление). Королева очень красивая, добрая, милая, спокойная, а главное, справедливая. И говорит она спокой­но, значительно. И все звуки называют ее не королевой, а Тоникой, называют так потому, что в царстве Музыки свой язык - музыкаль­ный. Но ведь тональностей-городов в каждом ладу-континенте мно­го, а значит и Тоника не одна. И название тональностей дается в честь ее - Тоники, лада. Если королеву зовут до и тональность до мажор. Если королеву зовут ми и живет она в минорном ладу, то как будет называться тональность?

(Музыкальное оформление). Тоника не одна управляет тональ­ностью. Ее окружает пышная свита, и, главное, у Тоники есть два почтенных советника - это третья и пятая ступени. Они верно слу­жат своей королеве, помогая править Тональностью. Звучат сове­ты тоже устойчиво, но все же последнее слово всегда за королевой!

(Музыкальное оформление). Как вы знаете, королевы всегда живут в своих дворцах. У Тоники он тоже есть: красивый, с высо­кой крышей, ажурными балконами, большими окнами, великолеп­ным парадным входом, со множеством прекрасно убранных комнат и залов, один из которых является тронным. В этом зале собирается совет тональности во главе с Тоникой, и на этих советах Тоника и ее советники могут садиться в разном порядке (музыкальное офор­мление).

Здесь, на совете, решаются важные дела по всем вопросам то­нальности. Как у настоящей королевы, у Тоники есть придворные:

дамы, которые всегда находятся рядом с Тоникой. Это вторая и седь­мая ступени и титул их - вводные звуки, т. е. они всегда вводят тони­ку в тронный зал.

(Музыкальное оформление). Звучат эти ступени неустойчиво, полностью полагаясь на свою госпожу.

Советники тоже имеют своих придворных слуг: советнику тре­тьей ступени служит четвертая ступень, а пятой служит шестая ступень. И четвертая и шестая ступени тоже звучат неустойчиво.

Во дворце у Тоники нередко бывают балы, и начинаются они традиционно: советники, вводные ступени, слуги советников во главе с Тоникой выстраиваются в строгом порядке и входят в огромный, украшенный колоннами, резьбой и картинами, зал. Вот этот стро­гий праздничный строй жители тональности называют гаммой. (Музыкальное оформление).

И только после шествия начинается веселье. Долго разносятся праздничные звучания разных инструментов, сливающихся в одну прекрасную музыку.

Звучит музыка.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КВН

Цель: проверить и закрепить знания детей, полученные на уро­ках музыки; развивать у ребят мыслительную деятельность, смекал­ку, сообразительность, находчивость и чувство юмора; способство­вать укреплению дружбы в классе.

Оборудование: проигрыватель, музыкальные записи, заготов­ки для определения музыкальных жанров, кроссворды, музыкаль­ные карточки, портреты композиторов, фрагменты опер, заготов­ка «цветок».

Из класса (или классов) выбираются команды (по 7 человек), каждая команда выбирает капитана, придумывает название и эмб­лему.

Музыкальный КВН ведут двое ведущих:

- Внимание! Внимание!

- Начинаем состязание!

- Смекалистых и умных, находчивых и смелых!

- Сегодня здесь будет сдаваться экзамен по 3 основным пред­метам: знанию, сообразительности, быстроте.

- Наши соревнования будут проходить по олимпийской сис­теме. В случае поражения команда придется сохранять олимпийс­кое спокойствие.

- Сегодня будут встречаться команды (представление команд).

- Команды привели своих болельщиков: справа -..., слева -... Правда, болельщики, как вы понимаете, пристрастная часть публи­ки. Они заранее готовы присудить своей команде победу. Поэтому, чтобы справедливость восторжествовала, мы решили создать судей­скую коллегию.

Приветствие команд

Каждая команда представляет свое название. У каждого чле­на команды - эмблема. Затем каждая команда приветствует коман­ду противника. Приветствие оценивается в 5 баллов,

Название команд: Нотка, Скрипичный ключ.

Разминка

Ведущий по очереди задает каждой команде вопросы. За каж­дый правильный ответ - 1 очко. Необходимо прочитать зашифро­ванные в ребусах слова.

Помидор время минор домик коляска спасибо фасоль река сирень минута лягушка премия

2. Домашнее задание

Оно готовилось командами заранее (инсценировать песню на заданную тему). Домашнее задание оценивается в 5 баллов. Жюри подводит итоги 3-х первых туров.

3. Конкурс капитанов

На сцене - капитаны команд. Каждому из капитанов дается планшет с одним кроссвордом. Необходимо как можно быстрее впи-

сать в клетки буквы так, чтобы по вертикали можно было прочи­тать ключевое слово.

Ми ре ля соль

До ми ля

Викторина для болельщиков. В то время, когда капитаны раз­гадывают кроссворд, ведущие проводят с болельщиками виктори­ну. Болельщики, набравшие большое количество жетонов, прино­сят своей команде 3 очка.

Конкурс: «Кто больше назовет музыкальных предметов?».

4. Конкурс «Отгадай музыкальную личность». Каждая команда заранее должна загадать музыкального дея­теля (певца, композитора, исполнителя и т. д.), которая проживала в определенный период. На сцену выходит один человек от каждой команды. Он должен задать члену другой команды не более 6-ти вопросов. Тот должен отвечать односложно: «да» или «нет».

5. Конкурс «Музыкальная викторина».

Каждой команде поочереди предлагают для прослушивания музыкальную запись с небольшим фрагментом из музыкального про­изведения (по школьной программе), и за одну минуту команда дол­жна дать ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

6. Конкурс «Аленький цветочек».

Этот конкурс состоит из трех составных:

- задание капитанам;

- задания командам;

- задания болельщикам. А задание каждый выбирает сам, для этого необходимо сорвать один лепесток у цветка и прочитать за­дание. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Задания: пословица на музыкальную тему, поговорка, загад­ка, стихотворение, танец,песня.

7. Конкурс «Кто знает больше песен».

Команды по очереди должны исполнить по одному куплету песни на определенную тематику (о школе, о дружбе, природе, любви и т. д.). За правильный ответ - 1 балл.

8. Заключительная часть.

Ведущий: Итак, наш КВН подошел к концу. Все участники с достоинством выдержали испытания. Все молодцы! Большое спаси­бо, вам, ребята! У нас сегодня нет победителей и побежденных, по­тому что выиграли все. Победили смех, юмор, смекалка и находчи­вость. Мы предоставляем слово для подведения итогов нашему ува­жаемому жюри.

Команды приглашаются на сцену, жюри окончательно под­водит итоги, вручает памятные сувениры.

Звучит музыка.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ И КОНКУРСЫ

Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к).

Вам известно или нет -

есть на свете такой цвет,

если ноту уберете,

в лес сосновый попадете. (Бордо, бор).

- с завязанными глазами нарисовать гитару;

- как хорошо вы знаете песни? На любую предложенную бук­ву алфавита назвать как можно больше песен;

- определить жанр в услышанной музыке (песня, танец, марш);

- какими нотами можно измерить расстояние? (ми-ля-ми);

- чтобы отгадать эти музыкальные загадки, вам необходимо знать всем известную гамму: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до, но вам еще понадобятся знания о животном и растительном мире.

1. Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях которых есть нота «ре», (черепаха, тетерев, гречиха).

1. Птицу, в названии которой есть нота «ми»? (фламинго).

3. Растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота? (фасоль).

4. Млекопитающее, масличное растение и рыбу, в названиях которых есть нота «ля»? (косуля, конопля, стерлядь).

5. Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота «си»? (синица, персик, василек).

6. Породу домашних собак, птицу и растение, в названиях ко­торых есть нота «до»? (бульдог, удод, подорожник).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: