Конференции учащихся прочно вошли в практику учебно-воспитательной работы школы. Проводятся они в виде уроков-конфе
ренций, научных, научно-практических, итоговых и читательских конференций.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
- Определение темы конференции.
- Оповещение о сроках проведения конференции (обычно за 1 месяц до проведения участников ставят в известность).
- Программа, список основной, обязательной и дополнительной литературы, дискуссионно-проблемные вопросы, выносимые на обуждение, вывешиваются для общего ознакомления.
- Подготовка к конференции включает в себя изучение различных источников, работа с каталогами библиотеки, библиографическими справочниками, энциклопедиями; просмотр кинофильмов, спектаклей, имеющих отношение к теме конференции; посещение музеев, встречи с интересными людьми.
- В ходе подготовки к конференции учитель знакомит учащихся совместно с библиотекарем с навыками составления планов, конспектов, тезисов, выделением наиболее важных фактов, подбором цитат, работой с документами; приучает их логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.
- Составление каждым участником краткого плана выступления, проведение индивидуальных и групповых консультаций (по мере надобности). Завершается этот этап написанием развернутого плана доклада или полного его текста.
- После проведения конференции необходимо обсудить итоги ее проведения, для чего поставить перед учащимися следующие вопросы:
1. Что в проведении конференции вы считаете наиболее интересным, полезным?
2. Какие вопросы, на ваш взгляд, остались невыясненными, недостаточно раскрытыми?
3. Ваши предложения.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КОНФЕРЕНЦИЙ
Обсуждение вопросов, связанных с художественными достоинствами того или иного произведения (особенности и происхождение образов, прием типизации, психологизм, отображение дей-
ствительности через раскрытие внутреннего мира героев и самого писателя), встреча с писателем, автором рассматриваемого произведения, его рассказ о том, как он работал над книгой, как собирал материал, какие цели преследовал, почему для него столь важна тема, рассматриваемая в книге.
ПРАЗДНИКИ
Массовое мероприятие, посвященное датам и событиям общенародного, общешкольного или классного характера или проводимое в соответствии с традициями образовательного учреждения.
Как правило, включает в себя 2 части:
-торжественную (поздравления, приветствия, подведение итогов);
- концерт художественной самодеятельности, показ спектаклей, игры, аттракционы, танцы.
Большое значение имеет музыкальное оформление праздника. Условно структуру праздника можно определить: вступление, основная часть, заключение. Возможно сопоставительное действие положительных и отрицательных героев в основной части с элементами театрализации.
ВИКТОРИНА
Познавательная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей науки, техники, литературы и искусства. Имеет большое значение для расширения образовательного кругозора учащихся. Вопросы подбираются с учетом возрастных особенностей и уровня знаний учащихся.
КВН
В КВН соревнуются учащиеся одновозрастной группы. Каждый коллектив выставляет команду из 10-12 человек. Возможно формирование команд из членов одного класса. Остальные участники данной формы работы - болельщики. Для оценки конкурсов избирается жюри. Каждая команда готовит приветствие для соперников, по 5 вопросов для разминки и домашнее задание. После приветствия команды по очереди задают друг другу вопросы разминки и сразу же отвечают на них.
Для болельщиков организуются специальные конкурсы, и они могут принести командам дополнительные очки.
Перед каждым конкурсом ведущий (им может быть ученик или учитель) четко и подробно сообщает условия конкурса и количество очков за правильный ответ, следит за тем, чтобы члены жюри систематически подводили итоги конкурсов и объявляли результат.