Падежи в русском языке

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей.

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям Судьбу и жизнь свою!.. И про свое призвание На ушко им поют.

Я именительный падеж, И нет на мне чужих одежд. Меня легко все узнают И в подлежащие зовут.

Предлогов с детства не люблю, С собою рядом не терплю. Мои вопросы - кто? и что? -Ни с чем не спутает никто.

- А я падеж родительный. Характер мой - общительный. Кого? чего? - и вот он я! Предлоги часто мне друзья:

И «с», «до», и «у», и «из» -До неба вверх и с неба вниз. Похож я на винительный Бываю иногда, Но в тексте различите вы Два падежа всегда.

- Я называюсь дательным, Работаю старательно. Кому отдать? К чему призвать? -Лишь только я могу сказать. С предлогом «к» порой дружу, Но и один гулять хожу.

- А я винительный падеж, И я во всем виню невежд. Зато отличников - люблю, Для них «пятерки» я ловлю. Кого позвать, во что играть, Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, Но и без них могу прожить.

- А я творительный падеж, Исполнен всяческих надежд. Творите! - Чем? Творите! - С кем? Я подскажу вам - нет проблем! Предлогам «перед», «под» и «над» В любой момент я очень рад.

- А я падеж предложный.

Со мною случай сложный.

Мне без предлогов свет не мил.

О ком, о чем я говорил?

Ах, да, нужны предлоги,

Без них мне нет дороги.

Пусть будет «в», и «о», и «при» -

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

ЛИТЕРАТУРА

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕЧЕРА

Массовые внеклассные и внешкольные мероприятия, прово­димые с целью ознакомления учащихся с творчеством писателей и содержанием литературных произведений. В их программу вклю­чаются также музыка, драматизации, художественное слово. При подготовке к литературным вечерам используются кинофильмы, доклады, художественное чтение, инсценировки, литературный мон­таж, материалы для проведения литературных игр по теме.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИГРЫ

Могут проводиться как самостоятельная форма работы, но могут и составлять часть проводимого мероприятия. Это познава­тельные игры, содержанием которых является выяснение различных данных о литературных произведениях и творчестве писателей. К ним относятся: викторины, шарады, кроссворды, ребусы, загадки на литературные темы, доступные и интересные участникам того или иного возраста и образовательного уровня.

Литературные игры готовятся под руководством учителя. На­пример,

- «Кто это сказал?» (По отрывку, литературным приемам или меткой фразе узнать автора произведения).

- «Продолжи стих или рассказ». (Кто больше назовет произве­дений одного и того же писателя).

- Кто мы? (По диалогу узнать героев, название произведения, его автора и т. п.).

Данная форма работы имеет большое образовательное значе­ние. Игры расширяют и углубляют знания учащихся по литературе, повышают интерес к книгам, влияют на развитие литературного вкуса, памяти, мышления детей.

ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

По определениям, которые подходят к некоторым людям, уга­дать литературных персонажей:

-Ревнивый, как бык... (Отелло).

- Мечтатель-фантазер... (Дон-Кихот).

- Беззастенчивый лгун и хвастун... (Мюнхаузен).

-Угодливый, лицемерный, беспринципный...(Молчалин).

-Ленивый, как... (Обломов).

ПУШКИНСКИЙ ВЕЧЕР

Оформление зала:

1. На видном месте, несколько выше всех экспозиций, слова:

И неподкупный голос мой Был эхо русского народа. (А. С. Пушкин).

2. ПортретА.С. Пушкина.

3. Экспозиция «По пушкинским местам». (Набор фотографий «А. С. Пушкин в Михайловском»). На обороте каждой фотографии-открытки напечатаны стихи А. С. Пушкина, навеянные этими мес­тами.

Пример: к фотографии «Тригорское, многовековой дуб» при­ведены слова:

Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, как пережил он век отцов.

Все стихи выписаны на отдельные листы бумаги и помещены под соответствующими открытками-фотографиями.

4. Экспозиция «Русские писатели - современники Пушкина». (Краткие сведения о писателях и их портреты).

Г. Р. Державин (1743-1816). Творчество Г. Р. Державина под­готовило почву для поэзии К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, по­этов-декабристов.

В. А. Жуковский (1783 - 1852). Пушкин считал себя учеником Жуковского, высоко ценил «его стихов пленительную сладость».

К. Н. Батюшков (1787 - 1855). Пушкин восхищался певуче­стью стиха Батюшкова: «Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков».

Н. М. Карамзин (1766 - 1826). Большое значение для создания «Бориса Годунова» Пушкина имел десятый том «Истории государ­ства Российского» Карамзина.

Н. И. Гнедич (1784 - 1833). Пушкин в стихотворении «Из пись­ма к Гнедичу», написанном в ссылке в 1821 году, говорил:

Избранник Феба! Твой привет, Твои хвалы мне драгоценны...

И. А. Крылов (1769 - 1844). Сравнивая Крылова с Лафонтеном, Пушкин отмечал как национальную особенность русского бас­нописца «...какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живо­писный способ выражаться...»

П. А. Вяземский (1792 - 1878). В одном из стихотворений, по­священных Вяземскому, Пушкин писал:

Язвительный поэт, остряк замысловатый, И блеском колких слов, и шутками богатый, Счастливый Вяземский, завидую тебе.

Д. В. Давыдов (1784 - 1839). Поэзию Давыдова высоко ценил А. С. Пушкин, отмечавший, что поэтический слог Давыдова служит для него образцом оригинальности.

А. А. Дельвиг (1798 - 1831). В стихах Дельвига, по словам А. С. Пушкина, «...заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял». В своем творчестве Пушкин неоднократно обращается к Дельвигу: «К порт­рету Дельвига» (1819), «Дельвигу» (1821), вспоминает о Дельвиге в

1825 году в стихотворении «19 октября», пишет «Послание Дельви­гу» в 1827 году.

Е. А. Баратынский (1800 - 1844). Пушкин высоко отзывался о Баратынском: «Баратынский принадлежит к числу отличных наших

поэтов. Он у нас оригинален, ибо мыслит...по-своему... между тем, как чувствует сильно и глубоко».

В. К. Кюхельбекер (1797- 1846). Русский поэт-декабрист, кри­тик, переводчик. Учился в Царскосельском лицее, где начиналась его дружба с А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом. Пушкин, обращаясь к

Кюхельбекеру в стихотворении «19 октября 1825 года», называет его «Мой брат родной по музе...»

А. С. Грибоедов (1795 - 1829). Гений Грибоедова Пушкин ви­дел в создании «характеров и резкой картины нравов». «О стихах я

не говорю: половина - должны войти в пословицу» - эти слова так­же принадлежат Пушкину.

Н. В. Гоголь (1809 - 1852). Пушкин дал Гоголю сюжеты для «Ревизора» и «Мертвых душ», Пушкин был первым ценителем про­изведений Гоголя, его советчиком и наставником в литературе.

В. Г. Белинский (1811 -1848). Поэзию Пушкина Белинский рас­сматривал как грандиозное явление русской культуры... Белинский раскрыл основные черты пушкинской поэзии: ее реализм, мужествен­ный оптимизм и «лелеющую душу гуманность».

М. Ю. Лермонтов (1814 - 1841). Значительную роль в форми­ровании Лермонтова как поэта играла поэзия Пушкина и поэтов-декабристов. В стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов выразил гнев и боль всех передовых людей того времени.

И. А. Гончаров (1812 - 1891). Гончаров преклонялся перед ге­нием Пушкина. «Его гению я и все тогдашние юноши, увлекшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетичес­кое образование».

5. Экспозиция «Пушкин в портретах и иллюстрациях»: «Пуш­кин на набережной Невы» (И. Репин); «Пушкин и Жуковский у Глин­ки» (В. Артамонов); «Пушкин в Бахчисарайском дворце» (Г. Черне­цов); «Бахчисарайский фонтан» (К. Брюллов); «Прощай, свобод­ная стихия» (И. Репин, И. Айвазовский); «Пушкин и Бенкендорф» (А. Катаев); «Пушкин на балу в Москве», «Пушкин в Каменке сре­ди декабристов» (Д. Кардовский); «Дуэль Пушкина с Дантесом» (А. Наумов); «Пушкин с женой на придворном балу перед зеркалом» (Н. Ульянов); «Пушкин читает послание декабристам М. Н. Вол­конской перед ее отъездом в Сибирь» (В. Дрезнина); «Пущин в гос­тях у Пушкина в Михайловском» (Н. Ге); «Встреча Пушкина с Кю­хельбекером на станции Залазы» (Н. Шестопалов).

Иллюстрации И. Репина, Г. Мясоедова, А. Брюллова, М. Вру­беля, В. Серова, Д. Шмаринова, П. Соколова и др. к произведениям

Пушкина.

6. Выставка рисунков учащихся: иллюстрации к сказкам А.С.

Пушкина.

7. Школьная литературная газета.

ПРОГРАММА ВЕЧЕРА

1. Слово о Пушкине.

2. «Памятник».

3. «К Чаадаеву».

4. «Узник» («Сижу за решеткой в темнице сырой»). Хор уча­щихся.

5. «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет»). Хор учащихся.

6. «Борис Годунов». Сцена у фонтана.

7. М. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».

8. «Евгений Онегин». Инсценированные отрывки.

9. П.И. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин». Фор­тепиано.

10. «Во глубине сибирских руд».

11. А. Алябьев. Романс «Я вас любил; любовь еще быть мо­жет...».

12. Поэма «Цыгане». Инсценированные отрывки.

13. «Барышня-крестьянка». Инсценированные отрывки.

14. «Капитанская дочка» (Сказка об Орле и Вороне).

15. М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта».

16. С. Щипачев. «Последний день поэта».

Литературные вечера, посвященные творчеству А. С. Пушки­на, проходят в школе всегда особенно празднично и оставляют са­мые яркие впечатления.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ

ВИКТОРИНА, ПОСВЯЩЕННАЯ А. С. ПУШКИНУ

- В каком произведении Пушкина стоит эпиграф: «Береги честь смолоду»? («Капитанская дочка»).

- Из какого произведения эти строки:

Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! («К Чаадаеву»).

- В каких произведениях Пушкина мы знакомимся с образом императора Петра Великого? («Полтава», «Арап Петра Великого», «Медный всадник»).

- Кто автор музыки к трагедии «Борис Годунов» (Мусоргс­кий).

- Один из героев Пушкина весело насвистывал «Гром победы раздавайся». Кто это был? (Помещик Троекуров).

- Кто у Пушкина «В окно смотрел и мух давил... »7(Дядя Евге­ния Онегина).

- Кто из пушкинских героев «острижен по последней моде, как денди лондонский одет»? (Евгений Онегин).

- Музыка к роману «Евгений Онегин» написана..? (Чайковс­ким).

МАТЕМАТИКА

ПРЕДМЕТНАЯ ВИКТОРИНА

Математика - королева наук!

Без нее не летят корабли,

Без нее не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтешь,

Что почем, не узнаешь, а узнав, не поймешь!

Конкурс «Посчитай-ка!»

В лодке ехал дед Евсей и поймал он карасей 7 - больших и средних - 9. Сколько же поймал Евсей на рыбалке карасей? (16).

Как-то раз на берегу гуси ели лебеду, 17 - белых, серых - 3, Сколько всех гусей, скажи? (20).

Зайцы по лесу бежали,

волчьи следы по дороге считали,

Стая большая волков здесь прошла,

каждая лапа в снегу их видна.

Оставили волки 120 следов.

Сколько, скажите, здесь было волков? (30).

6 веселых медвежат за малиной в лес спешат, но 1 малыш устал,

от товарищей отстал, а теперь ответ найди, сколько мишек впереди? (5).

Сидели на скамейке куриные семейки. У каждой мамы-квочки 3 сына и 2 дочки.

Сколько всех цыплят если 8 квочек? (40).

Ведущий: А на вопросы следующего конкурса надо отвечать быстро!

Сколько хвостов у семи котов? (7).

Сколько пальчиков у четырех мальчиков? (80).

Сколько ушек у трех старушек? (6).

Сколько ушей у пяти малышей? (10).

Сколько хвостов у семи псов? (7).

Сколько гребешков у пяти петушков? (5).

Ведущий: Вам сейчас будут предложены математические пред­ложения, а вам необходимо закончить их.

1. Если книга дороже тетради, то тетрадь дешевле книги.

1. Если сын в три раза младше папы, то папа в три раза стар­ше сына.

3. Если карандаш длиннее ручки, то ручка короче карандаша.

Ведущий: А теперь - математические загадки:

Раз к зайчихе на обед

прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели и по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (4).

В снег упал Сережа, а за ним Алеша, А за ним Марина, А за ней Ирина, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5).

Поставил Андрюша в два ряда игрушки:

рядом с матрешкой плюшевый мишка,

вместе с лисой

зайка косой,

следом за ними

еж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? (6).

А теперь давайте проведем с вами игру, которая вам всем очень понравится. Называется она «День рождения».

Запишите день своего рождения, умножьте это число на 2, к полученному числу припишите 0, к результату прибавьте 73. Полу­ченное число умножьте на 5 и, наконец, прибавьте номер месяца, в котором вы родились. Назовите полученный ответ, и я назову день и месяц вашего рождения. (Чтобы узнать день рождения, из получен­ного результата надо вычесть 365. В полученном числе первые две цифры показывают день рождения, а другие две - месяц).

Ведущий: А на эту загадку вы дадите коллективный ответ.

Что стоит в конце страницы, украшая всю тетрадь? Ею можно погордиться Ну, конечно, цифра «5».

УМНИКИ И УМНИЦЫ

1. Организационный момент.

Учитель

О математика земная, Гордись, прекрасная, собой. Ты всем наукам мать родная, И дорожат они тобой.

В веках овеяна ты славой, Светило всех земных светил. Тебя царицей величавой Недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична,величава, Стройна в полете, как стрела, Твоя немеркнущая слава В веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, Дела его волшебных рук, Надежду нынешнего века, Царицу всех земных наук!

Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас встреча в интеллектуаль­ном клубе, где мы будем играть в игру «Умники и умницы». Это игра для вас всех - в ней нет зрителей, вы все ее участники. Познакомь­тесь с правилами.

Чтобы получить орден умника, вы должны отвечать на постав­ленные вопросы. Получив орден, вы становитесь «теоретиками», но на путь практики вступят лучшие из лучших. Каждый лучший «тео­ретик» пойдет по своей «дорожке практики», и если он справится с заданиями на своем пути, то станет финалистом. Игра состоит из трех туров.

Игру обслуживает техническая группа, оценивает наше уважа­емое жюри.

Тур 1

Звучит музыка (симфония № 40 Моцарта).

Учитель. Прозвучала прекрасная музыка. Имя композитора вам, думаю, известно. Этот великий композитор увлекался матема­тикой. Он исписывал пол, стены, выполняя сложные математиче­ские вычисления. Назовите имя великого музыканта, который имел блестящие математические знания.

Дети Это Моцарт.

У. Какое число называют числом Шахерезады? В чем особен­ность этого числа? Как умножить любое трехзначное число на число Шахерезады?

Д. Это число 1001. 1001 = 7х11х13.

- При умножении на число 1001 трехзначное число надо по­вторять дважды.

У. Поразительный факт произошел в 1735 году. Петербургская Академия наук получила от правительства предложение выпол­нить спешное, но крайне трудное вычисление. Академики потребо­вали несколько месяцев для выполнения этого задания. Однако один из математиков этой академии взялся провести эти вычисления за три дня, и действительно, к великому изумлению этой академии, он это сделал. Но это работа дорого ему стоила.

Назовите имя математика и поясните, что значит - «эта рабо­та ему дорого стоила».

Д. Это Эйлер. У него после проведенных вычислений вытек правый глаз, а в конце своей жизни он ослеп.

У. У Геродота, греческого историка V века до нашей эры, чи­таем: «Персидский царь Дарий, оставив своих воинов для охраны моста через Дунай, дал им ремень с завязанными на нем узлами и сказал: «Развязывайте на нем каждый день по узлу. когда минует число дней, означенное узлами, плывите обратно на родину». Чем являлся ремень для воинов?

Д. Календарем.

У. Математиками какой страны была придумана десятичная система счисления и способ записи чисел?

Д. Математиками Индии.

У. Первое пособие по математике в России было энциклопеди­ей математических знаний. На титульном листе этого замечательно­го учебника портреты Пифагора и Архимеда, а на обороте изобра­жен букет цветов, под которыми стихи:

Прими, юный, премудрости цветы,

Арифметике любезно учися,

В ней разных правил и штук придержися...»

Михаил Васильевич Ломоносов назвал эту книгу «вратами сво­ей учености». Кто автор этого первого русского учебника по мате­матике? Как он назывался?

Д. «Арифметика - сиречь наука числительная», автор - Маг­ницкий.

У. А как настоящая фамилия этого русского самородка? Кто расскажет историю о происхождении этой фамилии?

Д. Телятин. Уроженец Тверской губернии.

У. Как известно, некоторые числа в математике играют зна­чительную роль. Одно из таких чисел зашифровано в следующем стихотворении, послушайте его.

22 совы скучали на больших семи суках, 22 совы мечтали о семи больших мышах. О мышах довольно юрких, В аккуратных серых шкурках».

Д. Это число л.

У. Летели скворцы, и встретились им деревья. Когда они сели по одному на дерево, то одному не хватило дерева, а когда сели по два скворца, то одно дерево осталось не занятым. Сколько было скворцов и сколько было деревьев?

Д. Деревьев - три, скворцов - четыре.

У. Итак, из пяти теоретиков три лучших вступят на дорог) «практики». Узнаем их имена. Называются имена победителей.

«Дорожка практики»

У. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется.

Д. День и ночь.

У. День и ночь - сутки прочь. Сутки, минута, год - это едини­цы времени. Оказывается, только две единицы времени взяты из при­роды, а остальные придуманы людьми. Назовите эти единицы вре­мени и объясните их «природное» происхождение.

Д. Сутки - время вращения Земли вокруг своей оси. Год - вре­мя вращения Земли вокруг Солнца.

У. Какое число в русских пословицах символизирует понятие «много»? Приведите примеры пословиц с использованием этого чис­ла и объясните их.

Д. Семь.

У. Кто из древнегреческих математиков принимал активное участие в Олимпийских играх и был победителем в пятиборье?

Д. Эрастофен.

У. Эрастофен - великий древнегреческий ученый, астроном, математик, географ, философ. Он разработал метод, при помощи которого можно находить простые числа в их естественном поряд­ке. Этот метод имеет особое название. Какое? Почему?

Д. Греки делали записи на покрытых воском табличках и па­пирусе и числа не вычеркивали, а выкалывали иглой. Таблица в конце вычислений напоминала «решето». С помощью этого метода «отсеиваются» простые числа от составных.

У. Какие числа называются «ломаными»?

Д. Дробные числа.

У. Три «теоретика» вступают на путь «практики». Здесь три дорожки. Красная - самая короткая, но на ней нельзя ошибиться. Желтая длиннее, но на ней можно ошибиться один раз. Зеленая са­мая длинная, но на ней можно ошибиться два раза. По какой до­рожке пойдет каждый из вас, зависит от того, насколько правильно вы выполните задание. Кто выполняет задание правильно, имеет право выбора дорожки. Итак, выбор дорожки зависит от того, на-

сколько точно вы объясните смысл выражения: «Нельзя ждать всхо­дов от зерен, брошенных в невспаханную землю».

Лучший по решению жюри, «теоретик» выбирает «дорожку практики». Оставшиеся «теоретики» выполняют следующие зада­ния.

1. Продолжите выражение:

«Математика - царица всех наук. Ее возлюбленный -... (истина), Ее наряд -... (простота и ясность), Дворец этой владычицы открывается лишь ...(разуму)». Идет выбор дорожки. «Теоретики» вступают на свои дорожки.

Красная дорожка

Медведь в кошелке плюшки нес, Но на лесной опушке Он половину плюшек съел И плюс еще полплюшки.

Шел, шел, уселся отдохнуть И под «ку-ку» кукушки Вновь половину плюшек съел И плюс еще полплюшки.

Степенно он ускорил шаг, Но на крыльце избушки Он снова пол-остатка съел И плюс еще полплюшки.

С пустой кошелкою, увы, Он в дом вошел уныло. Хочу,чтоб мне сказали Вы:

А сколько плюшек было?

Д. Семь.

Если ответ дан правильный, «теоретик» получает орден «прак­тика» и выходит в финал игры. Если ответ неверный, то «теоретик» вновь становится участником игры.

Желтая дорожка

У. Трапеции, приятнейшей из дам, В любви признался параллелограмм,

А та, на общий угол намекая;

А площадь, - говорит, - у вас какая?

Как находится площадь параллелограмма?

Д. Длину стороны нужно умножить на длину высоты, приве­денной к ней.

У. На вопрос: «Сколько ты поймал рыбы?», - рыбак ответил: -«Половину восьми, шесть без голов и девять без хвоста». Сколько рыбы поймал рыбак?

Д. Нуль.

Зеленая дорожка

У. Как в данном равенстве необходимо передвинуть одну циф­ру, чтобы получилось верное равенство?

101 - 102 = 1

Д. 102-101 = 1

У. Три курицы за 3 дня снесут 3 яйца. А сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней?

Д 36 яиц.

У Ученик на доске записал: «4 р. = 40 000 к».

«Как ты рассуждал?» - спросил учитель. Ученик объяснил:

«Возьмем верное равенство 2 р. = 200 к. Возведем в квадрат. Полу­чим 4 р = 40 000 к.».

В чем ошибка ученика?

Д Величины в степень не возводят.

Тур 2

Внимай! Кому? Ты в удивленьи:

Доступен слуху я - не зренью,

Я бестелесен, невесом,

А кто я, я скажу потом.

Без «некто» я остался в нем, И «некто» возвещает всем, Что нет меня, И правда, я -

лишь отрицанье бытия...

У. Гимн какому числу прозвучал? Д. Числу нуль.

У. Рикорд - англичанин по происхождению, математик по при­званию - остался в истории математики как ученый, который ввел

в употребление знак равенства. Рикорд прожил недолгую жизнь. На его могильной плите нет слов, а вырезан знак «равно». Как он сам объяснил введение знака «равно»?

Д. Ничто не может быть более равным, чем два параллельных отрезка.

У. Какое преобразование плоскости описывают следующие строки поэта Мартынова?

На зеркальной поверхности

Сидит мотылек,

От познания истины

Бесконечно далек,

Потому что, наверное,

И не ведает он,

Что в поверхности зеркала сам отражен.

Д. Отображение.

У. «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что представляет собой человек, а знаменатель - то, что он о себе дума­ет. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, меньше дробь». Кому из великих писателей принадлежит это интересное, меткое арифметическое сравнение? Д. Льву Толстому.

У. В египетской пирамиде на гробнице начертано число 2520. За что именно этому числу выпала такая честь? Д. Делится на 2, 3, 4, 5, 9, 10. У. Квадрат обмяк, устал, Дал за углы себя схватить. И загрустил... А вдруг он промахнулся, А вдруг бы жизнь другим путем пошла, Подставь он два других угла!

Какой фигурой стал квадрат, дав схватить себя за два угла? Д. Ромбом.

Дорожка практики

У. За столом обедает семья. У каждого лежат столовые прибо­ры: ложка, вилка, нож. Одинаковых троек нет, то есть приборы раз­ложены по-разному. Сколько человек за обедом?

Д. Шесть человек.

У. А как по правилам этикета должны лежать приборы возле тарелки?

Д. Слева - вилка, справа - нож лезвием к тарелке, а затем -ложка.

У. Появилась девочка в чашечке цветка. И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала. И маленькую ласточку от холода спасла.

Д. Дюймовочка.

У. А какой ее рост?

Д. Дюйм - от голландского слова «большой палец». Дюйм ра­вен ширине большого пальца или длине трех зерен ячменя, 2,54 см.

У. Когда и кем было введено название «миллион»?

Д. В XI 11 веке. Марко Поло.

У Мы часто используем слова «километр», «килограмм». Что означает в переводе с французского языка слово «кило»?

Д. Кило - тысяча.

У. Три лучших «теоретика» вступят на «дорожку практики». Кто по какой дорожке пойдет, выбор зависит от вас. Объясните по­словицу: «Мели, Емеля, пока неделя».

Д. Неделя - так у славянских народов назывался день отдыха, переименованный духовенством в воскресенье. В словаре Даля чи­таем: «Неделя - не делать, не работать».

Жюри определяет, кому принадлежит право выбора дорожки. Оставшимся «теоретикам» учитель дает задание.

У. Продолжите высказывание: «В любом математике живет всегда художник, архитектор и даже...»

Д. Поэт.

У. Продолжите слова поэта: «Как для смертных истина ясна, что в треугольник двум...»

Д. Тупым углам не влиться.

«Теоретики» вступают на свои дорожки.

Красная дорожка

У. Женщина несла на базар корзину яиц. Ее нечаянно толкнул мужчина, корзина упала, и яйца разбились. Мужчина, чтобы зап­латить, спросил: «Сколько было яиц в корзине?» Женщина ответи-

ла: «В корзине помещается не более 50 яиц, когда я их складывала по 2, 3, по 4, то всякий раз оставалось одно яйцо. А складывала по 5 - не осталось ни одного. Сколько было яиц в корзине? Д. 25 яиц.

Желтая дорожка

У Получите верное равенство:

63 - 27 = 603 42+ 17 = 212 Д. 6,3-0,27= 6,03

4,2+17=21,2.

У. В записи десятичной дроби, чтобы отделить целую часть от дробной, мы использовали запятую. Однозначно ответить на воп­рос, кто ввел запятую в записи десятичных дробей, нельзя. Ее в 1593 году употребил Клавий, а широко в употребление она вошла бла­годаря Непиру. Вся теория десятичных дробей была изложена в кни­ге, которая содержала всего 7 страниц и имела необычное название. Кто автор этой книги? Как она называлась? Д. «Десятая», автор Симон Стевин.

Зеленая дорожка

У. Приучайтесь думать точно, Все исследуйте до дна. Вместо точки на листочке Цифра верная нужна!

Я подсказывать не буду Никаких ее примет, Но она везде и всюду Даст вам правильный ответ.

Д. * +6*= 78 (цифра 9); 1*+ *3= 90 (цифра?). У. Дан произвольный четырехугольник. Середины его сторон последовательно соединены отрезками. Какая фигура образуется?

Д. Четырехугольник.

У. На вопрос сестры: «Сколько у меня в руке орехов?» - брат ответил:»Пять!» «Не верно! - сказала сестра. - Если бы у меня было вдвое больше орехов, то и тогда бы одним меньше, чем 5». Сколько орехов у сестры?

Д. Два ореха.

У. Итак, орден практики получили... Они выходят в финал. Начинаем последний тур игры.

Тур З

У. Две стихии господствуют в математике - числа и фигуры с их бесконечным многообразием свойств и взаимосвязей.

Я изначальная. И путь мой далек, Но бесконечности мой огонёк; Но к твоему привязана я кругу, Хоть мы противоречье друг для друга.

Какой фигуре посвящается это стихотворение? Ц,. Касательной.

У. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и золо­той рыбке» Пушкина до того, как поймал золотую рыбку? Д. Ровно тридцать лет и три года.

У. А сколько раз ходил старик к морю, чтобы рыбка выполни­ла его желание?

Д. Пять раз.

У. А теперь вспомним сказку Андерсена «Огниво». Солдат про­сит подсказать путь к кладу. На что ведьма отвечает: «Хорошо! Иди прямо на север по этой дороге. Дойдешь до башни и свернешь нале­во, пройдешь столько же через дремучий лес. Затем свернешь на юг и по топкому болоту иди вдвое меньше, чем всего прошел. Выйдешь на тропинку, она проходит под прямым углом к пути к болоту. Иди по тропинке налево, на этот раз втрое меньше, чем всего прошел. В конце пути - клад.»

Немного подумал солдат, а потом ответил... Что он ответил? Д. Никуда идти не надо, ведь в конце концов я окажусь на том же месте: ведьма подсказала путь по сторонам квадрата.

У Первые водяные часы были установлены в Дрвней Греции. Спустя 2 тысячи лет греки изобрели водяной будильник, его назва­ли «клепсидра», что означает «воровка воды». Кто назовет выра­жения, связанные с «работой» водяных часов?

Д. «Время истекло», «время течет», «срок истек», «сколько вре­мени утекло».

У. Назовите имя греческого математика, который изобрел во­дяной будильник. Он был установлен в академии, где преподавал этот известный математик, и созывал его учеников на занятия.

Д. Платон. У. Какой календарь использовал Робинзон Крузо на острове?

Д. Деревянный. У. Из пяти «теоретиков» трое лучших вступают на «дорожку

практики».

Дорожка практики

У. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если бы к моим ябло­кам прибавить половину моих да еще десяток, то меня была бы це­лая сотня». Сколько яблок было у торговки?

Д. 60 яблок.

У. Великий полководец Александр Суворов во всем любил точ­ность. Шаг на его марше был точно равен 1 аршину. В армии до сих пор говорят «суворовский шаг». В обыденной жизни мы тоже отме­ряем расстояние шагами. Шаг - это расстояние между пятками и носками шагающего человека. Так, дуэль между Пушкиным и Дан­тесом на Черной речке проходила на расстоянии 10 шагов, то есть 10 аршин, а между Лермонтовым и Мартыновым - на расстоянии

15 шагов. Чему равен аршин?

Д. Аршин равен 71 см 12 мм. У. Числовой ребус: АВ х А= ССС

Д. 37«3= 111 У. Итак, три лучших «теоретика» вступят на свою «дорожку

практики». Кто же по какой дорожке пойдет? Выбор зависит толь­ко от вас. Продолжи высказывание.

Три пути ведут к знаниям:

Путь размышления - самый... (благородный),

Путь подражания - самый (легкий),

Путь опыта- самый (горький).

У. Гений состоит из 1% вдохновения и 99%...

Д. Потения. У. Слово «процент» происходит от латинского слова. Что в

переводе означает это слово? Д. Сотая доля.

У. Кто объяснит происхождение знака для обозначения про­цента?

Д. В 1685 году в Париже была издана книга «Руководство по коммерческой арифметике». В ней наборщик вместо слова «сто» на­брал 00. Благодаря ошибке наборщика появился знак %.

У. «Теоретики» вступают на «дорожку практики». Кто же по­лучит орден «практика» и выйдет в финал?

Красная дорожка

Переложи две спички так, чтобы избушка на курьих ножках повернулась к тебе передом, а к лесу задом.

Желтая дорожка

У. Летела стая гусей, построение стаи напоминало равносто­ронний треугольник: впереди вожак, затем два гуся и т. д. Стая оста­новилась на ночлег, на этот раз расположение гусей напоминало квад­рат рядами: в каждом ряду одинаковое количество гусей, причем число гусей в каждом ряду равно числу рядов. Гусей в стае меньше 50. Сколько гусей в стае? Д. 36 гусей.

У Четыре человека сыграли друг с другом по одной партии в шахматы. Сколько было сыграно партий?

Д. Эта комбинация является сочетанием без повторения из че­тырех элементов по 2, их число равно:

С2 = 4х 3 = 6 партий. 41х2.

Зеленая дорожка

У На базаре спозаранок Покупал баран баранок Для баранов, для овечек Десять маковых колечек, Десять сушек, Восемь плюшек, Семь лепешек, Шесть ватрушек, Пять коржей, Четыре пышки, Три пирожных,

Две коврижки. И один калач купил, Про себя не позабыл, А для женушки -Подсолнушки.

Сколько же вкусных хлебных изделий купил баран спозара­нок?

Д. 11х 5= 55.

У. Задумано натуральное число. Среднее арифметическое это­го числа и числа, следующего за ним в натуральном ряду чисел, равно 7,5. Какое число задумано? Д. Семь.

У. Ученик сказал, что за 4 дня он решил 23 задачи. Причем каждый день он решал задач больше, чем в предыдущий, а в четвер­тый день он решил в 2 раза больше, чем в первый. Сколько задач решал ученик каждый день?

Д. 4, 5, 6, 8. У. Итак, у нас определились финалисты. Кто из них получит

диплом 1, 2 или 3 степени, определит работа в финале.

Финал

У. У вас карточки с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. Сложите пять чисел, отношение которых было бы таким:

1:2:3:4:5.

Д. 9, 18, 27, 36, 45.

У Хорошо, положим еще одну карточку - с цифрой «О». Как в этом случае сложить пять чисел, чтобы полученные числа относи­лись, как 1: 2: 3: 4: 5?

Д. 18, 36, 54, 72, 90.

Подводятся итоги игры.

(Начальная школа. Еженедельное приложение к газете «Пер­вое сентября», № 41, ноябрь 1999).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Семь бед - один ответ. Семеро одного не ждут.

Один в поле не воин.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глаз.

Бог любит Троицу.

Семеро с ложкой, один с сошкой.

Семеро по лавкам.

Чертова дюжина.

Числа целые и дробные Изучает математика. Потруднее биологии, Но полегче, чем грамматика.

И хитрить нам с ней бессмысленно, И ругать ее беспочвенно. Королева-математика Помогает в жизни очень нам.

ПРОЦЕНТ

- Я процент, - раздался крик, -Заявляю сразу. В школе каждый ученик Знать меня обязан.

В школе учитель за наши дела Ставит в журнале оценки. Сотую долю любого числа Мы называем процентом.

Чтоб решить на проценты задачу, Приступайте вот так, не иначе:

Начинайте решенье с того -Узнавайте цену одного. сколько надо процентов, тогда Вы найдете легко, без труда.

КВАДРАТ

Слышны весною птичек песни звонкие, И с гор течет холодная вода. Прямоугольник с равными сторонками

Квадратом называется всегда.

Помни!

У квадрата в нашем мире

Есть прямых угла четыре.

И четыре стороны -

Меж собой они равны.

КВАДРАТ ЧИСЛА

Ребятам часто говорят:

Как возвести число в квадрат? Малыш запомнит из детсада Лишь на себя умножить надо.

ТРЕУГОЛЬНИК

Часто знает и дошкольник. Что такое треугольник. А уж вам-то, как не знать... Но совсем другое дело -Очень быстро и умело Треугольники «считать». Например, в фигуре этой сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И «по краю» и «внутри».

(Детям предлагается сосчитать треугольники в любой пред­ложенной фигуре).

ХИМИЯ

 

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС

Данная форма работы может проводиться во время темати­ческих недель. Определяются участники - 12 человек, учеников 8-11 классов. Из них 6 человек - основные игроки, а остальные - помощ­ники. Это могут быть победители химических викторин, конкур­сов.

В игре - 4 тура, 5 тур для болельщиков. Задание для каждого тура оформляется на транспарантах. Кроме того готовится 72 кар-

точки размером 15 х 15 с цифрами от 1 до 6, т.е. 12 экземпляров по 6 штук на каждого игрока, а также кубики с символами химических элементов.

Данная форма работы вызывает у учеников интерес к предме­ту.

Тур. Выбери ответ

1. Название какого элемента означает «разрушитель»? (1 -хлор, 2- кислород, 3 - фтор, 4 - кремний, 5 - азот, 6 - фосфор).

2. Какие вещества можно использовать при выпечке кондитер­ских изделий? (1 - серная кислота, 2 - винный камень, 3 - известко­вое молоко, 4 - уксусная кислота, 5 - хлорид аммония, 6 - питьевая сода).

3. Название какого элемента в переводе с латинского означает «краска»? (1- хром, 2 - ртуть, 3 - железо, 4 - никель, 5 - фосфор, 6 -марганец).

4. Какое вещество называют угарным газом? (1 - оксид углерода(1У), 2 - метан, 3 - сероводород, 4 - сернистый газ, 5 - амми­ак, 6 - оксид углерода (II).

5. Какая кислота находится в стрекательных клетках крапи­вы? (1 - соляная, 2 - лимонная, 3 - яблочная, 4 - азотная, 5 - щаве­левая, 6 - муравьиная).

Если основной игрок ответил неверно, а его помощник дал правильный ответ, то ответ засчитывается. По окончании этого тура выявляются два игрока, набравшие наименьшее число баллов. Они выбывают из игры и им вручаются поощрительные призы.

Тур. Составь формулу

Ассистенты выбрасывают 4 кубика, на гранях которых напи­саны разные символы химических элементов. За минуту надо соста­вить как можно больше формул из знаков, изображенных на гранях кубиков, расположенных лицом к игрокам. Засчитывают и ответы помощников, если написанные формулы не совпадают с формула­ми основных игроков. Участник, набравший меньше всех баллов, выходит из игры, и ему вручается поощрительный приз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: