ПРАЗЕОДИМ И НЕОДИМ - БЛИЗНЕЦЫ-БРА ТЬЯ
Задачи вечери: развитие интереса к предмету химия, углубление и закрепление знаний по химии, экологическое воспитание учащихся, привлечение внимания к проблеме качества питьевой воды.
Участники: Королева Химии, старик Хоттабыч, Волька. В вечере участвуют две команды учащихся старших классов.
Зал. где проводится вечер, красочно оформлен: портреты выдающихся химиков, их высказывания о химии.
Старик Хоттабыч: О, превосходнейший из отроков, звезда моею сердца, Волька ибн Алеша, что за люди собрались в этом зале?
Волька: Это знатоки химии - науки о веществах, их свойствах,
превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения.
С X.: О, презренные! Только самый могучий и прославленный во всех четырех странах света джин Гасан Абдурахман ибн
Хоттчб - знаток всех превращений.
Волька.: Давай проверим знания этих ребят. Только для этого нам нужна помощь Королевы Химии.
С. X.: Повелевай мной, о юный господин, и я доставлю в этот зал кого угодно!
В.: Тогда пригласи к нам Королеву Химии для проведения химической викторины.
Хоттабыч произносит заклинание над фарфоровой ступкой (в ней заранее приготовлены реактивы для опыта) и касается смоченной водой стеклянной палочкой реакционной смеси. После появления облака гаснет свет. На сцене появляется Королева Химии.
Опыт: В ступке - смесь порошка металлического алюминия и сухого йода. Йода около 10 г., алюминия в избытке (в два или три раза больше) по сравнению с требуемым количеством по уравнению реакции. Если к этой смеси прибавить 2-3 капли воды, то через некоторое время (от нескольких десятков секунд до 2-3 минут) начинается бурная реакция образования иодида алюминия: 2Al+3J2 = 2AIJ3.
Реакция сопровождается яркой вспышкой (смесь сильно разогревается, и часть йода возгоняется, образуя фиолетовое грибообразное облако). Вода в реакции играет роль катализатора.
Королева: Меня ждали в этом зале?
В.: Ваше Величество! Разрешите наш спор, помогите выяснить:
знают ли химию присутствующие здесь ребята.
К.: Хорошо, сейчас я буду задавать вам вопросы и выдавать за правильный ответ по жетону. В конце вечера мы подсчитаем заработанные жетоны и сделаем правильный вывод.
ВОПРОСЫ:
1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов? (Водород).
2. Какой, элемент всегда рад? (Радон).
3. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).
4. Какой неметалл является лесом? (Бор).
5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
8. Какие элементы утверждают, что могут другие вещества рождать? (Водород, кислород, углерод).
9. В состав названия какого металла входит дерево? (Никель).
10. Какой благородный металл состоит из водорослей? (Платина).
11. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий, полоний, радон, нильсборий).
12. В состав каких хиимических элементов входит напиток морских пиратов? (Бром, хром).
13. Какой химический элемент имеет прямое отношение к табуну? (Цирконий).
14. Какой химический элемент пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды? (Титан).
15. От какого металла нужно отрезать одну треть, чтобы получить известную кость скелета человека или животного? (Серебро).
16. Какие химические элементы состоят из троек? (Натрий, итрий).
17. Какой химический элемент можно получить из электронной лампы, если отколоть от нее небольшой кусочек? (Диод-йод).
18. Какие химические элементы являются музыкальными? (Водород. серебро, кадмий, рений, гольмий, фермий, кобальт).
19. Какой химический элемент, хотя и частично, может присутсnвовать на фуюольном или хоккейном матче? (Гольмий).
20. Какие химические элементы являются близнецами? (Праpеодим и неодим).
К.: F теперь, ребята, вам придется расшифровать метаграммы, которые вам прочитает Волька.
Волька зачитывает метаграммы и выдает командам по 2 карточки с ними. Жюри оценивает скорость и правильность ответов.
МЕТАГРАММЫ
1. Элемент четвертой группы Перед вами на виду, Стоит Т на Р исправить будет деспот наяву. (Титан - тиран).
2. У вас в колбе вода, в которой содержание ионов железа превышает предельно допустимые концентрации. Определите цвет и
прозрачность воды, попробуйте определить с помощью реактива и по таблице.
Ионы Реакция с раствором КС
Кроваво-красное окрашивание.
Сделайте вывод: чем опасны ионы для человека? Как в бытовых условиях проявляется избыток ионов в воде?
Учащиеся делают опыт и отвечают на вопросы заданий.
2. Живут два братца в микромире, Свойства их полезно знать. У А - восьмерки на квартире У О - квартире 45 (Радий -родий).
3. С М - единица, С Б - я в больнице, А с С - на столе. Кто мы такие? Скажи-ка мне? (Моль, боль, роль, соль).
4. Есть в языке нашем чудное слово, И четверо школьников спорят о нем. Младший сказал: «Это лес только хвойный». Второй возразил: «Элемент так зовем». Третий воскликнул без тени сомненья:
«Это, друзья, инструмент для сверленья!» Тут молвил четвертый: «Секрета здесь нет, Про эту фамилию знает весь свет!»
Не спорьте, ребята, здесь все правы:
Четыре омонима встретили вы.
Чудо на этом совсем не кончается -
Слово в другие легко превращается,
если У к нему подставить -
Его ты сможешь надевать.
Если к слову Т прибавить -
Преградой может всюду встать.
Вместо Т добавить А -
Подуют сильные ветра. (Бор, убор, борт, бора).
X.: О, Волька, лучший из Волек, ты задаешь слишком легкие вопросы. Позволь мне проверить знания ребят. Ребятам для этого
придется выполнить практические исследования качества воды, которую пьют все люди нашего города.
Каждой команде выдаются реактивы и колбы с водой, а также задания на карточках.
Задание 1:
У вас в колбе жесткая вода из нашего школьного крана. В ней содержатся ионы Са и Mg. Что происходит, когда эту воду без смягчения направляют на нужды людей? А как действует жесткая вода, когда готовят пищу, стирают белье?
Определите ионы в воде с помощью реактивов и по таблице. Ионы Реакция с Na2CO3 SiO2 + Образуется белый осадок
Оборудование:
1. Колба с жесткой водой, в которой содержится большое количество ионов Са, Mg, но можно добавить СаС1.
2. Раствор Na2CO3.
X.: Ребята прекрасно справились с моими заданиями. Я так волновался за них, что в горле пересохло. Можно я попью чай с сухариками?
Волька подает Хоттабычу стакан с жидкостью цвета чая и белый сухарик. Хоттабыч берет сухарик и смачивает его в поданной жидкости - сухарик синеет.
X.: (возмущенно) Безобразие! Ты же меня можешь отравить! Что ты мне принес?
В.: (смущенно) Простите, Хоттабыч, я, наверное, перепутал стаканы.
X.: Ну, ладно, не будем ссориться!
К.: Ребята! Вы можете объяснить, что же принес Волька вместо чая, что произошло с сухариком?
В стакане был раствор йода. Крахмал, содержащийся в сухаре, посинел.
К.: Пока жюри подводит итоги предыдущих конкурсов, давайте проведем игру со зрителями. За каждую названную фамилию ученого-химика вы получите жетон. Заработанные жетоны вы можете подарить команде, за которую вы болеете.
К.: А теперь заключительная часть нашего вечера - конкурс
капитанов. Каждый капитан получит карточку с головоломкой, и кто первый разгадает свою задачу, станет победителем данного конкурса.
X.: А я получил письмо, но в конверте оказался чистый лист. Кто же сможет помочь моей беде? В чем гут дело, не понимаю!
В.: Хоттабыч, разреши мне помочь тебе.
Он нагревает лист над пламенем. Надпись была сделана раствором серной кислоты, при нагревании серная кислота становится концентрированной, она обугливает бумагу и надпись становится явной.
К.: (зачитывает) Спасибо всем, кто принял участие в подготовке и проведении вечера, за интересные и полезные опыты.
X.: (обращаясь к зрителям). Спасибо вам за то, что вы оценили наш труд, за внимание и активное участие, которое вы приняли в вечере, разгадывая наши «чудеса».
В.: Теперь вы видите, что нет ничего чудесного, таинственного во всем, что было представлено на вечере. Химия дает возможность понять и правильно объяснить многие «загадочные» явления.