Цель игры: в развлекательной форме обобщить знания; стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычны-
ми фактами, интересными случаями; способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.
В игре разыгрывается несколько сценок силами учеников 8-9 классов; участвуют два ведущих (ученики 11 класса); команды предварительно выполняют домашнее задание, составляют для соперников кроссворд из 10 слов.
Сцена 1. (Один балл за правильный ответ).
Первая команда
Разыгрывается сцена «Получение кислорода в лаборатории и проведение биологического опыта с мышью».
Ученый: (разговаривает сам с собой).Так... попробуем нагреть окись ртути... Интересно... Выделяется какой-то газ... Попробуем проверить его на мыши... Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую - под колпак, наполненный эти газом. Потрясающе! Под первым колпаком (смотрит на часы) мышь погибла через 15 минут, а под другим - сидит как ни в чем ни бывало!
|
|
Вед.: Какой газ получен в результате опыта? Кто из ученых впервые провел биологические опыты?
Варианты ответа: Джозеф Пристли, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье.
Вторая команда.
Разыгрывается сцена «Получение водорода в лаборатории».
Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом - выделяется газ! Попробую его вдохнуть - ничего... Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи...
Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, держа на подносе бокал.
Слуга: Сэр, ваше величество. (Видит лежащего на полу человека и в ужасе кричит). Врача!
Входит врач, осматривает ученого, приводит его в чувство.
Ученый: Спасибо, доктор, вы спасли меня!
Врач: Нет, сэр, вас спасло чудо!
Ведущий: какой газ был получен в результате опыта? Кто из ученых провел такой рискованный опыт на себе?
Варианты ответа: Жан Франсуа Пилатр де Розье, Теофраст Парацельс, Пьер Байен.
Сцена 2. (Один балл за правильный ответ и один балл за оригинальность ответа).
Ведущий задает попеременно командам вопросы.
Что погубило Рим?
Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно — враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было погибнуть впоследствии. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление. Что погубило Рим?
Ответ: По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.
|
|
Обнаруженные при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.
Что едят студенты?
В 1891 году выпускник Гарвардского университета (г. Бостон, США) Роберт Вуд (впоследствии знаменитый американский физик) приехал в Балтимор для занятий химией в местном университете. Поселившись в студенческом пансионе, Вуд вскоре прослышал, что хозяйка якобы частенько готовит утреннее жаркое... из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. Но как это доказать?
Большой любитель находить для любой задачи оригинальное и вместе с тем простое решение, Вуд не изменил себе и на этот раз... Как Вуд разоблачил хозяйку пансиона?
Ответ: Однажды, когда на обед был подан бифштекс, Вуд оставил на тарелке несколько больших кусков мяса, посыпав их хло-
ридом лития - совершенно безвредным веществом, которое по вкусу и по виду похоже на обыкновенную поваренную соль. На следующий день кусочки жареного мяса, поданного студентам на завтрак, были преданы «сожжению» перед щелью спектроскопа. Красная линия спектра, характерная для лития, разоблачила слишком экономную хозяйку. Сам Вуд много лет спустя с удовольствием вспоминал о своем следственном эксперименте.
Сцена 3. (Один балл за правильный ответ).
Чья это легенда?
Водяной царь сидит на троне, вокруг него гарцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:
либо золота на один год,
либо серебра на десять лет,
либо железа на вечные времена.
Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.
О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?
Варианты ответа. Австрия, Дания, Испания.
Кто самый главный из строителей?
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
- Ну а кто же из строителей самый главный? Поднялся каменщик:
- Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.
- Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, -но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
- Смотри в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника,- как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента.
Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, - это был...
Варианты ответов: врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.
Ответ: Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
- Конечно, кузнец.
- А твой? - обратился к плотнику.
- Кто ж, как не кузнец!
- Ну а твои лопату и кирку, - спросил у землекопа.
- Ты сам знаешь, что кузнец!
Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.
|
|
- Вот главный строитель храма, - и поднес ему чашу, полную вина!
Сцена 4. (За правильный ответ один балл).
Остроумное решение Нильса Бора.
В 1943 году выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у негр хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора была вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...
Варианты ответов: покрыл их алюминиевой краской, растворил в царской водке, накрыл слоем шоколада.
Ответ: Н. Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось множество таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержанием. Вернувшись после войны в свою лабораторию. Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили две медали.
Ай да строители!
Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия
назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда в конце концов им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди...
Варианты ответа: отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ: предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.
|
|
Сцена 5. (Один балл за правильный ответ).
Экскурс в каменный век.
Изучая металлургию древних времен, ученые требуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 году англичанин Г. Г. Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пироге, состоящий из сплава малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...
Варианты ответа: медь, железо, золото.
Подарок с неба.
Индия, 1944 год. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индус. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич.
Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку, кирпич оказался...
Варианты ответа: куском золота,^ обломком самолета, обломком метеорита.
Ответ: Старожилы Бомбея до сих пор помнят тот злополучный день: в 16 часов 6 минут в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форд Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который; будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.
Кто был этот человек?
Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б. Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили на кучу перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?
Варианты ответа: заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.
Ответ: В.1740 году английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки: Свою технологию Гентсмандержал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.
Сцена 6. (Один-трибалла за оригинальный ответ).
За одну минуту придумать свою версию ответа для описанных событий.
Что можно сделать с гвоздями?
Известный мореплаватель Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезии: «Ничто так не манило посе-
7. Существовала дорога, вымощенная брусчаткой из серебра? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того, как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар).
8. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а латуни? (Да).
9. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой? (Да).
10. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да).
11. Денежная единица империал в России пришла из Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне).
12. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер?(Да).
13. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины, должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше).
14. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам).
15. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска).
16. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 году западногерманский спутник выпустил 2,5 кг паров бария. Эта комета просуществовала 20 минут).
Сцена 8.
Каждая команда разгадывает кроссворды, составленные другой командой. Оценивается быстрота исполнения и оригинальность кроссворда.
Жюри подводит итоги.
(Химия. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября», №25, июль 1999).
ТРУД
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДСКАЗКИ УЧИТЕЛЮ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ
Плотник без топора - что изба без угла.
Чем больше гвоздей, тем крепче.
Шила в мешке не утаишь.
Без топора - не плотник, без иглы - не портной.
ИГРЫ
1. «Кто больше знает названий инструментов?».
2. Сделать презентацию одному из инструментов.
ЗАГАДКИ ОБ ИНСТРУМЕНТАХ
Железный некто
По нему ударил крепко,
И он пропал,
Осталась кепка. (Молоток и гвоздь).
Везде сует свой нос витой,. Дыру проделает в стене, Чтобы узнать, а что на той, Обратной стороне. (Сверло).
Если видишь - я кружусь, Это значит - я тружусь. (Дрель).
Гостя примут от души:
Так обнимут - не дыши.(Тиски)
Цепкий рот на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. .(Клещи).
Пошел по деревяшке,
Посыпались кудряшки.
Как шерстка у барашка,
Будь гладкой, деревяшка. (Рубанок).
По секрету скажу вам, не хвастая:
Я стальная, злая, зубастая. (Пила).
ГЕОГРАФИЯ