Вед.: Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики 7, 8, 9 классов, чтобы еще раз поговорить об удивительном предмете химия. У каждого из вас своя задача.
Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса» и раскроют секрет каждого из них.
Девятиклассники, вы не просто зрители, вы должны быть готовы отвечать на вопросы, которые для вас приготовили ученики 8-х классов.
Химия - удивительная наука. Она не только интересна, она имеет огромное практическое значение для каждого из нас, но и она очень трудна. Но трудно и интересно - это то, что мыслящему человеку необходимо, чтобы наш ум находился в постоянном поиске, трудился. В связи с этим я хочу вам прочитать стихотворение М. Заболоцкого, которое как нельзя кстати подходит к нашему сегодняшнему часу:
Не позволяй душе лениться,
чтоб в ступе воду не толочь,
душа обязана трудиться
И день и ночь,
И день и ночь!
1-й ученик
Жарко здесь! Хочу я пить. У кого б воды спросить?
2-й ученик
Я бы выпил очень много газировки без сиропа.
|
|
3-й ученик Ой, а я люблю с сиропом. Только чтоб совсем немного!
4-й ученик
Братцы, мне нужна корова -Молочка хочу парного!
Выходит ученик, у которого в руках большая колба с жидкостью.
5-й ученик
Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость. Чудеса мне по плечу, Я ведь химию учу. Подставяяйте-ка стаканы! Опыт точно проведен, Все у нас идет по плану!
Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик наливает им то, что они просили.
5-й ученик
Вот вода, вот газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!
Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.
5-й ученик
Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья, Здесь Ни пить, ни есть нельзя!
1-й, 2-й, 3-й, 4-йученики
Мы знакомы с чудесами, Их умеем делать сами!
5-й ученик
Чудо первое свершилось? Что в стакане находилось?
1-й ученик Л ответ совсем простой -: был у меня стакан пустой!
2-й ученик: У меня в стакане сода.
3-й ученик: Вместе с ней метилоран.
4-й ученик: В моем - бария хлорид.
5-й ученик
О чем это говорит? Угадай, 9 класс. Мы надеемся на Вас! Не составит Вам труда понять, что в колбе...
9-классники: Кислота! 5-й ученик: Знаете, наверное, вы ее название?
- Серная.
6-й ученик
В чудесах химических я уже остер. Без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок-дров и костер готов. Возьму в руки ватку, спиртом намочу На костерим капну:
Гори, раз я хочу!
Зажигает костер.
6-й ученик Я открою свой секрет, Никакой тут тайны нет.
|
|
Под костром припрятал здесь Замечательную смесь. Мы знакомы с чудесами, Делать их умеем сами!
1-й ученик
У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы 8 класс, внимание! Показывает опыт с фенолфталеином.
1-й ученик
Не страшны кислоты мне даже очень сильные.
Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?
- Фенолфталеин!
1-й ученик В щелочах я очень желтый, А в кислотах очень красный. В среде нейтральной - цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?
- Метилоранжевый!
1-й ученик Эта желтая бумажка все укажет без труда:
Посинеет - в колбе щелочь, покраснеет - кислота. Коль нейтральная среда - не изменит цвет она. Мы за эти указания назовем ее универсальная.
2-й ученик Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. Внимание! Будет вам задание: на обычную дощечку наливается вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.
2-й ученик: Насыпаю в стакан соль и считаю до пяти (медленно считает).
Примерз стакан химический Процесс... -Эндотермический.
3-й ученик
Все вода, снег, раствор, надоевший разговор. У меня другие планы разожгу на сетке пламя.
Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.
3-й ученик
Я еще не то умею, Из песка полезут змеи. Страшные, кусачие От страха все заплачите. Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, Надо хорошо прогреть, А пока я их бужу, Про другое расскажу.
Рассказывает одну из химических историй. Затем переходит к опыту с «черными змеями».
Спирт торит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар - вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно? Ясно тут, змеи отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.
4-й ученик
Вот еще одно развлечение. Кто дает руку на отсечение?
Жалко руку на отсечение! Тогда нужен больной для лечения. Выходит один ученик для проведения опыта.
5-й ученик
Оперируем без боли, Правда, будет много крови.
4-й ученик
При каждой операции
Нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод. 5-й ученик: Один момент! (Подает).
4-й ученик
Йодом смочим мы обильно, Чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, Нож подайте, ассистент!
5-йученик
Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа!
4-й ученик
Этот опыт мы пока объяснить не можем. В класс 9-й перейдем, объяснение найдем!
Выходит 6-й ученик, который зачитывает несколько строчек из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»:
Вот приехали в столицу.
«Что, достал ли ты жар-птицу?» -
Царь Ивану говорит.
«Свет такой тут вдруг разлился, Что весь двор рукой закрылся. Царь кричит на весь базар:
«Ах ты, батюшки, пожар!»...
Это, слышь ты, не пожар,
Это свет от птицы-жар!
6-й ученик
Сказку вспомнили слегка. Про конька, про горбунка. Пришло время подивиться, Как горит перо жар-птицы.
Зажигает спирт в чашках для выпаривания. Спирт содержит растворенные соли натрия, калия, меди, стронция и т. д. Потом закрывает чашки листком картона.
6-й ученик
Отвечайте, 8 класс, "Почему огонь погас? Пламя без него умрет? Ему нужен... (кислород).
7-й ученик Выносит модель «вулкана».
А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ:
Ночью спали горожане,
Вдруг из кратера вулкана- показалось пламя.
Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.
Покажу вам, как умею,
Гибель города Помпеи.
Прикасается нагретой палочкой, начинается извержение вулкана.
- Тип реакции здесь какой?
- Разложение.
7-й ученик: Кто напишет уравнение и даст разъяснение? Выходит ученик 9 класса, который пишет уравнение и объясняет его (дихромат аммония).
6-й ученик
В картинной галерее Старинные картины потемнели. Как бы нам их обновить? Цвет и блеск их освежить?
|
|
(К черному осадку сульфида свинца Рс прилить дистилированную воду, палочкой размешать и добавить раствор пероксида водорода. Образуется белый осадок сульфата свинца).
4-й ученик (Держит лист бумаги и горящую лучинку, происходит выжигание на бумаге)
Вот волшебный лист бумаги Поработаю я магом. Прикоснусь к листу лучинкой Получается картинка.
Все ученики:
1-й ученик: Наше время истекло...
2-й ученик: Не все, что мы умеем делать.
3-й ученик: Если вы будете с увлечением относиться к химии, то вы тоже очень многому сможете научиться.
Учитель: Вот и закончился наш занимательный час. Через год, 7-й класс, и вы приступите к изучению химии. И если будете учиться с увлечением, сможете повторить и объяснить увиденные сегодня «чудеса». Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в будущем году, приходите, я вас жду!
УРОК-ИГРА «ВОДА»
Задачи: обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах воды и оснований; научить осуществлять переходы от одного класса соединений к другим.
Оборудование: оксид СО - СаО; Н2О, прибор для получения СО,, пробирки с растворами NaOH (1), НС1 (2), H2О (3); растворы индикаторов, пробирки, карточки с заданиями, рисунки-заставки к играм, «черный ящик».
Ход урока:
Учитель: Сегодня у нас необычный урок - урок-игра. Мы подведем итоги нашего знакомства с водой, основаниями. Но с какого
вещества мы должны начать нашу игру? Попрошу внести «черный ящик». Здесь находится химически чистое вещество. Оно может быть в трех агрегатных состояниях. Сейчас оно находится в расплавленном состоянии. Это прозрачная жидкость, которая бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При смешивании с кислотами и щелочами новых веществ не образует.
- Это вода!
- Молодцы! А /теперь, когда вы правильно отгадали, перейдем к нашей игровой части.