Занимательный час по химии

Вед.: Дорогие ребята! Сегодня здесь собрались ученики 7, 8, 9 классов, чтобы еще раз поговорить об удивительном предмете хи­мия. У каждого из вас своя задача.

Восьмиклассники приготовили интересные опыты, покажут различные «чудеса» и раскроют секрет каждого из них.

Девятиклассники, вы не просто зрители, вы должны быть го­товы отвечать на вопросы, которые для вас приготовили ученики 8-х классов.

Химия - удивительная наука. Она не только интересна, она имеет огромное практическое значение для каждого из нас, но и она очень трудна. Но трудно и интересно - это то, что мыслящему чело­веку необходимо, чтобы наш ум находился в постоянном поиске, трудился. В связи с этим я хочу вам прочитать стихотворение М. Заболоцкого, которое как нельзя кстати подходит к нашему сегод­няшнему часу:

Не позволяй душе лениться,

чтоб в ступе воду не толочь,

душа обязана трудиться

И день и ночь,

И день и ночь!

1-й ученик

Жарко здесь! Хочу я пить. У кого б воды спросить?

2-й ученик

Я бы выпил очень много газировки без сиропа.

3-й ученик Ой, а я люблю с сиропом. Только чтоб совсем немного!

4-й ученик

Братцы, мне нужна корова -Молочка хочу парного!

Выходит ученик, у которого в руках большая колба с жидко­стью.

5-й ученик

Вы, ребята, пить хотите? В колбе сказочная жидкость. Чудеса мне по плечу, Я ведь химию учу. Подставяяйте-ка стаканы! Опыт точно проведен, Все у нас идет по плану!

Ребята берут со стола и подставляют стаканы, в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ. 5-й ученик на­ливает им то, что они просили.

5-й ученик

Вот вода, вот газировка, вот парное молоко. Получилось очень ловко, а секрет узнать легко!

Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов.

5-й ученик

Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, Вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды. В этом строгом кабинете есть серьезные запреты. Все запомните, друзья, Здесь Ни пить, ни есть нельзя!

1-й, 2-й, 3-й, 4-йученики

Мы знакомы с чудесами, Их умеем делать сами!

5-й ученик

Чудо первое свершилось? Что в стакане находилось?

1-й ученик Л ответ совсем простой -: был у меня стакан пустой!

2-й ученик: У меня в стакане сода.

3-й ученик: Вместе с ней метилоран.

4-й ученик: В моем - бария хлорид.

5-й ученик

О чем это говорит? Угадай, 9 класс. Мы надеемся на Вас! Не составит Вам труда понять, что в колбе...

9-классники: Кислота! 5-й ученик: Знаете, наверное, вы ее название?

- Серная.

6-й ученик

В чудесах химических я уже остер. Без огня, без спичек разведу костер. Наложу лучинок-дров и костер готов. Возьму в руки ватку, спиртом намочу На костерим капну:

Гори, раз я хочу!

Зажигает костер.

6-й ученик Я открою свой секрет, Никакой тут тайны нет.

Под костром припрятал здесь Замечательную смесь. Мы знакомы с чудесами, Делать их умеем сами!

1-й ученик

У меня спокойный опыт, без огня и пламени. Буду задавать вопросы 8 класс, внимание! Показывает опыт с фенолфталеином.

1-й ученик

Не страшны кислоты мне даже очень сильные.

Но в растворах щелочей становлюсь малиновым. Ярче сока всех малин, кто я?

- Фенолфталеин!

1-й ученик В щелочах я очень желтый, А в кислотах очень красный. В среде нейтральной - цвет оранжевый, прекрасный. Индикатор очень важный, как зовусь я?

- Метилоранжевый!

1-й ученик Эта желтая бумажка все укажет без труда:

Посинеет - в колбе щелочь, покраснеет - кислота. Коль нейтральная среда - не изменит цвет она. Мы за эти указания назовем ее универсальная.

2-й ученик Мы знакомы с чудесами, делать их умеем сами. Внимание! Будет вам задание: на обычную дощечку наливает­ся вода и стаканчик с талым снегом тоже ставится туда.

2-й ученик: Насыпаю в стакан соль и считаю до пяти (медлен­но считает).

Примерз стакан химический Процесс... -Эндотермический.

3-й ученик

Все вода, снег, раствор, надоевший разговор. У меня другие планы разожгу на сетке пламя.

Поджигает горку песка, пропитанного спиртом.

3-й ученик

Я еще не то умею, Из песка полезут змеи. Страшные, кусачие От страха все заплачите. Не боитесь? Ну, смотрите. Не все сразу. Подождите. Чтобы змеек посмотреть, Надо хорошо прогреть, А пока я их бужу, Про другое расскажу.

Рассказывает одну из химических историй. Затем переходит к опыту с «черными змеями».

Спирт торит и выделяет очень много теплоты. Соду жаром разлагает он до углекислоты. Он обугливает сахар - вот откуда чернота. Пузырьками раздувает сахар эта углекислота. Все понятно? Ясно тут, змеи отчего ползут. Мы знакомы с чудесами, их умеем делать сами.

4-й ученик

Вот еще одно развлечение. Кто дает руку на отсечение?

 

Жалко руку на отсечение! Тогда нужен больной для лечения. Выходит один ученик для проведения опыта.

5-й ученик

Оперируем без боли, Правда, будет много крови.

4-й ученик

При каждой операции

Нужна стерилизация. Помогите, ассистент, дайте йод. 5-й ученик: Один момент! (Подает).

4-й ученик

Йодом смочим мы обильно, Чтобы все было стерильно. Не вертитесь, пациент, Нож подайте, ассистент!

5-йученик

Посмотрите, прямо струйкой «кровь» течет, а не вода. Но сейчас я вытру руку - от разреза ни следа!

4-й ученик

Этот опыт мы пока объяснить не можем. В класс 9-й перейдем, объяснение найдем!

Выходит 6-й ученик, который зачитывает несколько строчек из сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»:

Вот приехали в столицу.

«Что, достал ли ты жар-птицу?» -

Царь Ивану говорит.

«Свет такой тут вдруг разлился, Что весь двор рукой закрылся. Царь кричит на весь базар:

«Ах ты, батюшки, пожар!»...

Это, слышь ты, не пожар,

Это свет от птицы-жар!

6-й ученик

Сказку вспомнили слегка. Про конька, про горбунка. Пришло время подивиться, Как горит перо жар-птицы.

Зажигает спирт в чашках для выпаривания. Спирт содержит растворенные соли натрия, калия, меди, стронция и т. д. Потом за­крывает чашки листком картона.

6-й ученик

Отвечайте, 8 класс, "Почему огонь погас? Пламя без него умрет? Ему нужен... (кислород).

7-й ученик Выносит модель «вулкана».

А сейчас, друзья, для вас по истории рассказ:

Ночью спали горожане,

Вдруг из кратера вулкана- показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.

Покажу вам, как умею,

Гибель города Помпеи.

Прикасается нагретой палочкой, начинается извержение вул­кана.

- Тип реакции здесь какой?

- Разложение.

7-й ученик: Кто напишет уравнение и даст разъяснение? Выходит ученик 9 класса, который пишет уравнение и объяс­няет его (дихромат аммония).

6-й ученик

В картинной галерее Старинные картины потемнели. Как бы нам их обновить? Цвет и блеск их освежить?

(К черному осадку сульфида свинца Рс прилить дистилированную воду, палочкой размешать и добавить раствор пероксида водорода. Образуется белый осадок сульфата свинца).

4-й ученик (Держит лист бумаги и горящую лучинку, происхо­дит выжигание на бумаге)

Вот волшебный лист бумаги Поработаю я магом. Прикоснусь к листу лучинкой Получается картинка.

Все ученики:

1-й ученик: Наше время истекло...

2-й ученик: Не все, что мы умеем делать.

3-й ученик: Если вы будете с увлечением относиться к химии, то вы тоже очень многому сможете научиться.

Учитель: Вот и закончился наш занимательный час. Через год, 7-й класс, и вы приступите к изучению химии. И если будете учиться с увлечением, сможете повторить и объяснить увиденные сегодня «чу­деса». Интересные секреты скрыты в этом кабинете. Жду вас в бу­дущем году, приходите, я вас жду!

УРОК-ИГРА «ВОДА»

Задачи: обобщить и закрепить знания учащихся о составе и свойствах воды и оснований; научить осуществлять переходы от од­ного класса соединений к другим.

Оборудование: оксид СО - СаО; Н2О, прибор для получения СО,, пробирки с растворами NaOH (1), НС1 (2), H2О (3); растворы индикаторов, пробирки, карточки с заданиями, рисунки-заставки к играм, «черный ящик».

Ход урока:

Учитель: Сегодня у нас необычный урок - урок-игра. Мы под­ведем итоги нашего знакомства с водой, основаниями. Но с какого

вещества мы должны начать нашу игру? Попрошу внести «черный ящик». Здесь находится химически чистое вещество. Оно может быть в трех агрегатных состояниях. Сейчас оно находится в расплавлен­ном состоянии. Это прозрачная жидкость, которая бурно реагирует со щелочными металлами, взаимодействует со многими оксидами. При смешивании с кислотами и щелочами новых веществ не обра­зует.

- Это вода!

- Молодцы! А /теперь, когда вы правильно отгадали, перей­дем к нашей игровой части.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: