Уточнение и концептуализация основных понятий

КУРСОВАЯ РАБОТА

«ПРАКТИКИ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ СТУДЕНТОВ»


 

 

Выполнила студентка

Чеснокова Татьяна Игоревна,

Факультет социологии и философии

 

Группа: Научный руководитель: кандидат философских наук

Рябов Михаил Александрович

 

Ижевск – 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………........3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА…………………….………………5
1.1 Уточнение и концептуализация основных понятий………...5
1.2 Основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи…………………………………………..9


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. Молодость – это особый этап в жизни каждого человека. Стартовые позиции, достигнутые в самом начале жизненного пути, являются предпосылкой для дальнейшей самореализации. Расширение свобод выбора в образовательной сфере и увеличение контингента обучающихся в вузах наталкивается на реалии свободного рынка труда, где количество свободных рабочих мест для специалистов с высшим профессиональным образованием ограничено, а требования к претендентам достаточно высоки. Высокий уровень образования сам по себе уже не является предпосылкой для успешной самореализации молодого человека. В условиях повышенной конкуренции, существующей в современном российском обществе, наибольшего успеха добивается тот выпускник, который уже имеет опыт профессиональной деятельности. Поэтому студенты изменяют модель достижения жизненных перспектив путем сокращения усилий, затрачиваемых на учебу и получение диплома, перестающего гарантировать доступ к социально привилегированным позициям, в пользу получения профессионального опыта в сфере вторичной занятости.

Поэтому на сегодняшний день актуальной становится проблема занятости студентов. Речь идет о больших объемах вторичной занятости в течение учебного года, когда наряду с основным видом деятельности - получением образования студенты начинают работать. Такое совмещение нельзя назвать легким, это двойная нагрузка на молодой растущий организм. А это всё может повлиять на жизненную адаптацию студента, его социализацию, возможное изменение ценностных ориентаций. Поэтому следует обращать большое внимание на этот вопрос. Сегодняшняя молодежь – это будущее старшее поколение страны, и от того, в каком направлении она реализует свои силы, энергию и амбиции, будет зависеть будущее страны в целом.


Объектом исследования являются студенты дневного отделения вуза.

Предметом исследования является вторичная занятость студентов дневного отделения вузов.

Цель курсовой работы - рассмотреть основные практики вторичной занятости студентов дневного отделения вузов.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешение следующих исследовательских задач:

- определить основные понятия, используемые в данной курсовой работе;

- выявить основные социологические подходы к изучению трудоустройства молодежи;

- прояснить отношение студентов к вторичной занятости;

- показать практики вторичной занятости студентов на примере сферы общественного питания.

Первая часть работы состоит из теоретической главы, поясняющей основные понятия, здесь же изучаются точки зрения на трудоустройство молодежи разными социологами, рассматриваются мотивы вторичной занятости.

Вторая часть работы включает рассмотрение социологических исследований в рамках затронутой темы, показывает результат исследования занятости студентов, работающих на предприятии общественного питания. Метод, применяемый в исследовании, – полуструктурированное интервью.

Работа состоит из Введения, двух глав, четырех параграфов, Заключения и Списка литературы, включающего 17 наименований источников.

 

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА

 

Уточнение и концептуализация основных понятий

 

В данном параграфе рассматривается вопрос об основных понятиях, затрагивающих тему курсовой работы, а именно что подразумевается под студенческой молодёжью, трудом, вторичной занятостью, рынком труда, рабочей силой.

Одно из первых определений понятия «молодёжь» в отечественной социологии было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским, доктором философских наук: «Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции»[1].

Иное и более детализированное определение было дано И.С.Коном: «Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств»[2].

Традиционно молодёжь определяют как социально-демографическую группу общества, характеризующуюся прежде всего тем, что она находится на стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, принципиально отличающихся ее от других возрастных групп населения.

Определение возрастных границ понятия «молодежь» связано с установлением низшей границы рабочего возраста, которая в мировой практике колеблется от 12–14 до 16–17 лет, и связана с особенностями социально-экономического развития конкретных стран. Определение верхней границы детерминировано общественными условиями, обеспечивающими социализацию человека в обществе, что выражается в приобретении профессии, завершения периода трудовой адаптации, созданием семьи, рождении детей, приобретении экономической самостоятельности. Традиционно границы понятия «молодежь» находятся в возрастном интервале 16-29 лет.

В данной работе рассматривается понятие «студенческая молодежь», именно молодежь, которая совмещает учебу с работой. В приоритете – студенты вузов, так как их на рынке труда больше, чем рабочей силы взятой из среднего звена. Так как в университете начинают учиться примерно с 17 лет, а заканчивают 5 курс к годам 22-23, этот возрастной отрезок и рассматривается в данной работе. Именно студенты с 17 до 23 лет, учащиеся в высшем общеобразовательном учреждении, в данной работе носят понятие «студенческая молодежь».

Один из актуальных вопросов в работе соприкасается с определением понятия «труд». Поясним, что понятие «труд» и «трудовая деятельность» тождественны. Вот, например, что говорил К.Маркс о труде: «По своему содержанию труд - целесообразная, сознательная деятельность, в процессе которой человек при помощи орудий труда осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям предметы природы. Труд как обмен веществ между человеком и природой означает, что человек использует механические, физические и химические свойства предметов и явлений природы и заставляет их влиять друг на друга для достижения намеченной цели»[3].

А вот как раскрывает понятие труд В.В. Адамчук: «Процесс труда — явление сложное и многоаспектное. Основными формами его проявления выступают затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным)» [4]. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей[5].

Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары и оказываются услуги, но возникают новые личные потребности с желанием их удовлетворения. Это могут быть как материальные, так и духовные потребности. Под материальными будем считать деньги и последующие с ними действия (покупки, вклады, инвестиции), а под духовными можно принять в первую очередь личностное развитие, карьерный рост, желание изменения социального статуса в обществе (безработный – сотрудник предприятия)

Понятие «труд» соприкасается с понятием «рабочая сила». Без рабочей силы не может быть труда, а, следовательно, и все трудовые отношения. В.А. Гагирассматривает рабочую силу как «способность к труду, целесообразной деятельности человека, направленной на преобразование предметов природы в вещь, удовлетворяющую ту или иную потребность человека»[6].

В данной работе нам и нужно выяснить, какие намерения преследует студент от своей трудовой деятельности, какие потребности он хочет удовлетворить и что впоследствии получает. Для этого сначала нужно пояснить, что именно подразумевается под вторичной занятостью.

О понятии "вторичная занятость" россияне узнали еще в СССР, хоть и тогда возможность совместительства работы с учебой была весьма ограничена количеством вакантных мест на рынке труда, командная система управления, как правило, не предоставляла излишеств в свободных вакансиях. Но уже в конце 1980-х годов, когда глубокий кризис советского планового режима урезал доходы большинства россиян, для большей части населения единственным выходом из сформировавшегося кризисного положения стал поиск дополнительного заработка. Под ним я подразумеваю вторичную занятость работающего населения и занятость населения, определяющего свой основной вид занятия как «учащийся».

«Современный экономический словарь» говорит нам, что вторичной называется занятость, носящая характер дополнительного заработка, это может быть работа по совместительству, отличная от основной занятости[7].

Студенты, прибегая к вторичной занятости, а именно к трудовым отношениям, становятся субъектами рынка труда. Этот рынок О. В. Ромашов, определяет как «действующий в рамках определенного экономического пространства механизм взаимоотношений между работодателем, нуждающимся в рабочей силе, и человеком труда, т.е. потенциальным работником, предлагающим свою рабочую силу» [8]. Рынок труда в данной работе изучается как трудовая сфера деятельности студентов, имеющих работу помимо учебы. Исходя из этого он значительно уже, так как здесь рассматривается только та работа, с которой есть возможность совмещения с учебой. Как правило, это работа в сфере услуг, общественного питания. В этих сферах студенту проще найти работу, здесь не нужны особенные профессиональные навыки, и вечерний график работы удобен учащемуся, а взамен этому можно получить опыт работы, новые знания, и затем, стать более конкурентно способным на рынке труда чем те, кто не имеет опыта работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: