Отношение студентов к вторичной занятости

В данном параграфе рассматриваются различные исследования, направленные на изучение трудоустройства студентов, совмещающих работу с учебой. Цель изучения – выявить отношение и мотивы студентов к работе через интерпретативный подход изучения трудоустройства, выявить, где преимущественно трудятся студенты, и как это влияет на учёбу.

Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное своё профессиональное определение. Учась уже на определенном факультете, студент может не до конца понимать, чем он будет заниматься в будущем. Это может быть обусловлено разносторонними интересами личности, отсюда непонимание, чем конкретно он хочет заниматься, либо же наоборот, вопрос выбора места работы - в интересной для индивида определенной профессиональной и даже может быть незнакомой сфере, либо выбор работы по специальности.

Далее представлены результаты исследования в 2007 году занятости молодежи по материалам социологических опросов Г.А. Розеватовым и В.П. Букиным.

«В процессе изучения занятости молодежи было опрошено 384 респондента, в том числе 240 студентов. В первую очередь было выявлено отношение респондентов к работе по совместительству. В представленной общей выборке лишь 15 % полагают, что человек не должен быть привязан к одной занятости и совместительство поможет открывать новые перспективы. Для двух трети участников опроса это лишь источник дополнительного заработка, студенты придерживаются такого же мнения. Каждый четвертый опрошенный (из них 14 % студенты) считает, что подобное совмещение мешает добросовестно выполнять работу на основной занятости (в данном случае учёба), но в то же время 28% студентов уверены, что работа по совместительству с учёбой открывает новые перспективы. Таким образом, есть основания полагать, что молодежь, в том числе и студенты, в большей степени благосклонно относятся к совмещению учебы и работы».

Также в приведенном опросе было выяснено, какая временная работа могла бы устроить студентов. Были получены следующие ответы: «Готовы работать исключительно по специальности 11 % студентов; «Ориентированы на работу, связанную с дополнительным образованием, увлечениями» - 46 % студентов; «Согласны на временную, но хорошо оплачиваемую работу» – 43%; а на любую временную работу согласных среди студентов вообще нет.

В конечном итоге опрос позволил выявить, что 28% опрошенных студентов готовы работать постоянно. Связывают пойти на временную работу с финансовой нуждой 29 %. А два-три раза в год готовы трудиться 15% студентов.[17]

В 2006 и 2011 гг. Социологическим центром мониторинга, развития и диагностики социального развития Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) было проведено социологическое исследование на тему «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области». Метод квотированного анкетирования охватил в 2006 году 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов Ростовской области, а в 2011 году выборка составила уже более 4000 студентов.[18]

В ходе проведенных исследований были затронуты вопросы вторичной занятости студентов, то есть временного или постоянного трудоустройства.

В 2006 году 52,1 % студентов Южного федерального университета имели эпизодическую, временную или постоянную работу, а в 2011 году 46,6 %. Не имели никакой подработки вообще 47,9 % в 2006 г. и 53,3 % в 2011 г.

Что касается распределения ответов студентов на тот же вопрос в соответствии с курсом их обучения, то здесь: в 2006 году 39,4 % первокурсников 60% пятикурсников, а в 2011 году 8,6% первокурсников и 42% пятикурсников имеют постоянную или временную работу[19]. Это может быть объяснено тем, что студенты к окончанию учебы более серьезно задумываются о будущем трудоустройстве, поэтому, еще находясь в стенах учебного заведения, начинают искать работу и накапливать первичный трудовой опыт. Важно и то, что к пятому курсу увеличивается число потребностей, а карманных денег и стипендии не хватает. Также к пятому курсу студенты начинают вступать в брак, а семьи нужно обеспечивать, поэтому работа становится острой необходимостью. Плюс если учитывать тот факт, что основная часть студентов в любом вузе в основном учится на коммерческой основе, то за обучение нужно платить. И нередко истоки этого идут из желания получить независимость студентов от родителей, когда человек решает жить самостоятельно, на собственно заработанные средства.

Большинство студентов заняты в работе, которая не связана с их специальностью. По данным исследования[20], 2006 и 2011 гг. самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров, это 31.2 % и 24,6 % соответственно годам. Далее идут преимущественно физический и обслуживающий труд, интеллектуальная работа – в них задействовано приблизительно одинаковое число студентов – 20 %. По числу занятых в работе по своей специальности в 2006 г. составило 16,5% студентов от общего числа студентов, совмещающих учебу с работой, в 2011 г. этот показатель вырос до 23%. Если рассмотреть анализ студентов по курсам обучения, то работой по специальности и интеллектуальной работой обладают в большей степени студенты старших курсов, а особенно выпускники (20 % в 2006 г. и 33% в 2011 г.). А занимаются физическим и обслуживающим трудом в основном студенты на начальном этапе обучения в вузе: 15,4 % первокурсников в 2006 г. и 30 % в 2011 г. Лидирующее место занимает торговая сфера у учащихся всех курсов, так как это самая востребованная и повсеместная область занятости, которая не предъявляет особых критериев при устройстве на работу: гибкий график, сравнительно достойная заработная плата, необязательность городской прописки, и т.д.

Анализируя ответы на вопрос: «как Вам удается сочетать работу и учёбу?», можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу. Это доказывается цифрами: в 2006 г. более 80% пятикурсников и 64,3 % первокурсников и в 2011 г. чуть более 50% первокурсников и вновь, более 80% пятикурсников легче совмещают трудовую занятость и учебную деятельность. Вероятно, что у студентов-выпускников больше свободного времени благодаря тому, что на написание выпускной квалификационной работы дается целый семестр, поэтому возможно сочетание работы и учебы без ущерба учебному и научному процессу.

Следующее рассматриваемое исследование носит название «Учебный процесс: проблемы трудовой занятости студентов», оно осуществлялось в 2004 году. Его автор - Елисеева Е.Н., объектом исследования являлась совокупность студентов 2, 3-го и 4-го курсов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление». Всего был обследован 131 студент, что составило 73,6 % от их общего числа. Основной метод исследования – опрос (анкетирование) студентов факультета управления.

В ходе исследования изучались следующие вопросы: структура трудовой занятости студентов, их мотивация к труду, влияние трудовой занятости студентов на их успеваемость в вузе. [21]

Структура трудовой занятости. В процессе исследования мнения студентов о необходимости трудоустройства в процессе обучения разделились: 15,3 % считают, что трудоустройство необходимо, 49,6% отмечают, что оно не обязательно, а 35 % думают, что студентам не нужно трудоустраиваться.

Среди опрошенных студентов (71 % девушек, 29 % юношей) были выделены три группы: работающие студенты - 26,7%; студенты, которые хотели бы работать -64,1 %; студенты, которые не нуждаются в работе - 9,2 %.

На вопрос о способе поиска работы, большинство работающих студентов (62,9%) ответили, что трудоустроились с помощью родственников, друзей и знакомых. Часть студентов (17,1 %) нашли работу путем прямого обращения к работодателю, другие (11,4 %) воспользовались услугами СМИ, а Интернет использовали 2,9 % респондентов.

Доли работающих студентов на 2-м и 3-м курсе примерно равны, а на 4-м курсе этот показатель увеличился в 2,2 раза. Причем следует обратить

внимание на характер занятости студентов: на младших курсах преобладает подрабатывание, а на старших - постоянная работа. Днем работает значительная доля студентов - 57,1 %, по вечерам - 48,6 %, а 28,6 % - по ночам (некоторые выбирали по два варианта, например и днем, и вечером).

Сферы деятельности, в которых находят себе работу студенты, различны: по получаемой специальности (в органах государственной и муниципальной власти) работают всего 2,9 %, в коммерческих организациях - 77,1 %, на государственных предприятиях и в организациях -11,4 % и др.

Кем работают студенты, и чем они занимаются? Спектр представленных респондентами профессий достаточно широк: менеджер (10,2 %); продавец-консультант (8%); бухгалтер, предприниматель и строитель (по 5,1 % каждый); гораздо реже были названы такие профессии, как секретарь, администратор, водитель, официант, няня, агент по подписке и т.д.[22]

Итак, только четвертая часть студентов совмещают работу с учебой, хотя желающих работать значительно больше. Доля студентов, имеющих работу, увеличивается на старших курсах и связана в основном с коммерческой деятельностью, а не с получаемой специальностью. График работы студентов чаще всего не связан с расписанием занятий.

Мотивация к труду. Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов показал, что на первом месте стоит необходимость обеспечить свое содержание - это отметили 65,7 % опрошенных, на втором месте - желание получить опыт работы - 48,6 %, на третьем - возможность установления контактов, которые могут пригодиться в будущем, - 40 %.

При этом допускалась возможность отметить несколько причин.

Что касается материальной обеспеченности опрошенных, то студентов, отметивших высокий уровень материальной обеспеченности всего 1,6%, и работающих среди них нет; со средним уровнем обеспеченности (84,7%) работают 19,1 % студентов; с низким уровнем обеспеченности (13,7 %) имеют работу 7,6 %.

Итак, основными мотивами трудовой занятости студентов являются обеспечение собственного содержания, получение опыта работы и установление профессиональных контактов. Среди студентов со средним уровнем обеспеченности работает каждый четвертый, а с низким уровнем доходов - каждый второй.

Также в ходе исследования было выяснено, как влияет трудовая занятость студентов на их успеваемость в вузе. По мнению 57,2 % работающих студентов, занятость никак не повлияла на успеваемость, а 37,2 % отметили, что успеваемость ухудшилась в связи с их трудовой деятельностью.

Проанализировав все три исследования, можно сделать общие выводы.

В исследовании Г.А. Розеватова и В.П.Букина было выявлено, что 28% студентов готовы работать постоянно. О вопросе выборе работы, то тут лишь 11 % студентов согласны работать по специальности, основная часть хотела бы совмещать учебу с работой по дополнительному образованию или увлечению. Связывают решение пойти на эту форму работы с нуждой в деньгах 29 % опрошенных.

Социологический центр мониторингавыявил, что примерно 50% студентов имели эпизодическую или постоянную работу, причем к окончанию обучения число работающих студентов растет. В основном их деятельность связана с работой по специальности, в отличие от студентов младших курсов, и в 2011 таких было почти четверть, тем самым выпускники начинали накапливать свой профессиональный опыт. Самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров – это 24,6 %, а на втором месте обслуживающий и физический труд – 20 %. О вопросе совмещения работы и учебы, то здесь можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу.

Исследование Елисеевой Е.И. показало, что 15% студентов считают трудоустройство необходимым. Четверть опрошенных совмещало учебу с работой. Большинство студентов работают со средним и низким уровнем обеспеченности. В поиске работы больше половины студентов прибегло к помощи родственников и друзей, остальная часть либо напрямую обращаются к работодателям, либо ищут через СМИ или Интернет. Доли работающих студентов на 4 курсе выше в 2,2 раза, чем на 2 и 3 курсах. По получаемой специальности работают всего 2,9 % опрошенных, на первом месте стоит трудоустройство в коммерческих организациях. Основным мотивом занятости является получение денег, следом идут опыт работы и установление полезных контактов в будущем. Вторичная занятость больше половины учащихся не повлияла на успеваемость, ухудшилась учеба почти у 40 %.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: