double arrow

Практики вторичной занятости студентов на примере сферы общественного питания

4

Для рассмотрения практик вторичной занятости студентов было проведено исследование трудовой занятости персонала ресторана «Gorky bar», находящегося в городе Ижевск. Метод исследования – полуструктурированное интервью. Было опрошено 8 человек, возраст которых от 19 до 25 лет. Из них 3 официанта, 1 администратор, 1 управляющий, 2 бармена и 1 работник кальянной. Часть опрашиваемых сотрудников являются студентами вузов, другие уже окончили учебное заведение, но начинали свою карьеру ещё учась в вузе. Главная цель проведенного интервью – выявить отношение персонала к их совмещению работы и учебы.

Для этого был поставлен ряд задач: выявить мотивы вторичной занятости студентов, материальное положение их семей, и что в конце осталось для них в приоритете: учеба или работа.

Интервью начиналось с выявления мотивов трудовой занятости. Так как респондентами являлись студенты и бывшие выпускники учебного заведения, то здесь наиболее вероятны ответы, связанные с желанием иметь свои личные деньги. Это может аргументироваться нехваткой стипендии или необходимостью платить за учебу. Студенты в силу своей несостоятельности еще сильно зависят от родителей, поэтому работа могла бы обрести им материальную самостоятельность.

Как и ожидалось, основная часть опрошенного персонала сослалась на желание иметь свои личные деньги, при этом несколько людей указали потребность платить за учебу. Также отметили причину трудоустройства в желании улучшить материальное положение своей семьи.

Сложная экономическая ситуация в семье также может заставить учащегося вступить в трудовые отношения. Поэтому следующей задачей стало выявление материального положения семей студентов. Результаты образовали общую картину экономически разноуровневых семей. Они оказались обеспеченными, способными без трудностей купить себе бытовые товары длительного пользования (холодильник,телевизор,мебель); среднеобеспеченными, где в основном денег хватало, но покупка бытовых товаров длительного пользования затруднительна; малообеспеченными, где денег хватало только на покупку продуктов питания и недорогих вещей.

Важным моментом в рассмотрении вопроса о вторичной занятости является успеваемость в университете. Работа может отнимать у студента большое количество времени, от чего становится труднее поддерживать учебную деятельность. Возможно, что рабочая рутина сильно вовлекает студента, и он уже меньше уделяет внимания учебным нагрузкам. С этой проблемой согласились все работники ресторана.

В дальнейшем лишь остается выбирать, что важнее: образование или карьера. Из восьми респондентов три ответило, что учеба всегда будет для них на первом месте. Остальные пять человек выбрали работу, прокомментировав это тем, что заработная плата на нынешней работе не меньше той, которую они бы получали, работая по специальности. Вот такие ответы были даны:

Ольга, официант, 26 лет, по образованию менеджер по туризму: «Я работаю официантом на протяжении 6 лет, и мне нравится моя работа. Если бы я работала менеджером по туризму, я бы зарабатывала раза в два меньше моей сегодняшней зарплаты. При этом мне бы пришлось поначалу работать как новичок, так как опыта работы по специальности у меня нет, и соответственно зарабатывать еще меньше. А так я еще получаю помимо своей заработной платы чаевые, которые составляют неплохую часть от всего моего дохода. И работаю я в дорогом и солидном заведении, где каждый день можно встретить человека с хорошими связями, к которому в случае чего можно обратиться за помощью».

Денис, официант, 23 года, по образованию повар: «По своей специальности я могу работать поваром, барменом, официантом. Я попробовал себя везде и понял, что работа официанта приносит больше денег, поэтому остался работать им. И работа переманила меня, когда я начинал учиться в университете, я не стал продолжать учиться на высшем образовании. Скорее всего это случилось из-за того, что выбранная специальность не была мне настолько интересна, как моя работа».

Андрей, 22 года, бармен: «Для меня работа играет второстепенную роль. Учеба для меня прежде всего. Я стараюсь по возможности больше уделять времени выполнению учебных работ. И если на работе у меня появляется свободное время, а мне очень нужно сделать какое либо задание, я делаю его на работе».

Далее появляется вопрос: «Может ли быть полезно совмещение работы и учебы для студентов?». С одной стороны, работа дает заработок, опыт, знакомства в профессиональной среде. Студент становится самостоятельнее, финансово независимым от родителей, это его выделяет от сверстников. С другой стороны, работа может мешать учебе, портить успеваемость. Респонденты разделились во мнении, но большинство высказалось о том, что такое совмещение несет больше вреда, чем пользу.

Основным мотивом вторичной занятости студентов является желание иметь свои собственные деньги. Так студент становится самостоятельнее, организованнее, менее зависимым от родителей. Также мотивами выступают желание материально помочь своей семье и необходимость платить за обучение. Через них можно увидеть стремление студента повзрослеть, принять на себя некоторые обязательства.

Материальное положение семей рабочих студентов при этом разноуровневое. Это означает, что желание студентов работать возникает не только в малообеспеченных семьях. Наоборот, в представленном интервью было выявлено, что основная часть персонала выросла в обеспеченных семьях, в меньшинстве, а точнее, только один работник из малообеспеченной семьи. Таким образом, можно сказать о том, что причины вторичной занятости не всегда закладываются из материальной необеспеченности семьи.

При совмещении нескольких занятостей, как правило, в конце выбирают какую-то одну. Так и здесь важно, куда стремится потом студент: окончить университет и работать по специальности или работать дальше в сфере вторичной занятости. Большинство в данном интервьюировании выбрало работу. Некоторые респонденты ссылаются на то, что работа по специальности приносила бы им не больше дохода, чем нынешняя работа, и это основной аргумент, встречающийся в ответах. Работа по совместительству может отнять желание учится, работать по специальности.

Таким образом, можно сделать вывод об отношении персонала об их совмещении работы с учебой. Выявлено, что часть из них не одобряют такое совмещение, потому что это плохо влияет на успеваемость в вузе.

Вот так аргументировал свою позицию бармен Геннадий, студент 5 курса: «Я не считаю, что работа может быть полезна студенту дневного отделения, я в этом году выпускаюсь и так получилось, что из-за нехватки времени и сил, единственный в группе не защитил с первого раза свою выпускную квалификационную работу. К тому же к последнему году обучения у меня накопилось немало долгов с прошлых сессий, мне понадобилось много времени для того, чтобы найти преподавателей и заново сдать то, что когда то давно проходил».

Карина, официант, студентка 1 курса: «Действительно, находясь на работе 3-4 дня в неделю трудно успевать делать все домашние задания, а так как мой рабочий график начинается в вечернее время, а заканчивается глубоко за полночь, не хватает времени на сон. Иногда даже приходится просыпать первые пары в университете. Поэтому в свои выходные дни я стараюсь выполнять по максимуму домашние задания и раньше ложится спать».

Другая часть одобряет наличие вторичной занятости у студентов, объясняя это приобретением самостоятельности:

Администратор ресторана Юлия, согласившаяся о пользе совмещения работы и учебы, прокомментировал свой ответ так: «Хоть мне и приходилось ночами не спать, я нисколько не жалею, что пошла работать. Да, было трудно, но зато я не просила денег у родителей, могла без разрешения покупать всё, на что хватит заработанных денег, а самое главное это то, что в глазах родителей я стала взрослой, самостоятельной девушкой. Кроме того, я нашла свое любимое дело и точно знаю, чем хочу заниматься в будущем, и что мне для этого нужно сделать».

Управляющая ресторана ответила, что работа помогает человеку понять, хочет ли он работать по своей будущей специальности. «Нужно перепробовать многое в этом мире, пока молодой и не найдешь своего места в жизни», - ответила она. На данный момент ей 26 лет, по образованию она специалист по рекламе, окончила Удмуртский государственный университет. С четвертого курса начала совмещать учебную деятельность с работой официанта в клубе. «Основная причина, почему я начала работать, это желание иметь свои собственные деньги. Через друзей я нашла себе работу. Поначалу я была официанткой, затем барменом. Я поняла, что возможность карьеры начала меня отнимать от учебы, что лучше я прорвусь здесь, раз у меня это получается, чем буду работать по своей специальности в сфере рекламы, не имея опыта работы. И я начала двигаться вверх по служебной лестнице. Из бармена я переросла в старшего бармена, а затем мне предложили место администратора. И так, набравшись опыта, я работала в разных заведениях одного известного ресторанного холдинга. В конце я получила должность управляющего ресторана, где сейчас и работаю. Я нисколько не жалею о своем выборе и считаю, что нужно совмещать работу и учебу - так лучше поймешь, где ты больше себя реализуешь и каких целей достигнешь».

Вторичная занятость помогла понять, чем человек хочет заниматься в жизни:

Кристина, администратор, 24 года, по образованию инженер по безопасности: «Свою карьеру я начала с работы официантом, администратором я работаю 2 года. За это время я поняла, что учусь на не интересующей меня профессии, но учёбу я не бросила. Недавно я получила диплом, но работать по специальности у меня нет желания. Я успела полюбить свою нынешнюю работу и решила двигаться в том же направлении».

Кроме того, одному из сотрудников ресторана, работа помогла поднять уровень обеспеченности семьи:

Геннадий, 22 года, бармен: «Все деньги расходовались на продукты и покупку необходимых недорогих вещей, поэтому я начал подрабатывать барменом в клубах, и сейчас я уже имею пятилетний опыт работы барменом, получил из этого знания и умение готовить разного рода коктейли, очень хорошо разбираюсь в крепком алкоголе. Помимо всех этих вещей, я существенно поднял бюджет своей семьи, так как сам начал платить за мою учебу в вузе. Это очень нам помогло».

В результате общения с трудоустроенными студентами, можно увидеть, что кому-то вторичная занятость помогла определить себя в жизни, выстроить карьерную лестницу, начавшуюся с работы официантки и на данный момент иметь статус управленца. Некоторым помогла улучшить состояние семьи, возможность оплатить учебу. С работой приобретается самостоятельность, возможность не зависеть от родителей, удовлетворение своих материальных и духовных потребностей в самоуважении. Кто-то же остался при мнении, что работа негативно влияет на успеваемость в университете, влияет на здоровье учащегося, что студенты не высыпаются, иногда приходится просыпать занятия. Работа вовлекает студента в рабочую рутину забот, обязанностей, хлопот. Так, времени и сил на учебную деятельность становится меньше, может перестать интересовать учебный процесс, и обратно в него включится уже сложнее. Вторичная занятость нередко «уводит» студента от его первоначальной цели – работать в области по специальности. В таком случае изменяются ценностные ориентации человека, университетское образование перестает быть значимым. Вот такие обобщения можно сделать об отношении студентов к вторичной занятости, как у любого явления имеющей как хорошие, так и плохие стороны.


Заключение

В данной курсовой работе была исследована вторичная занятость студентов дневного отделения вуза. В ходе изучения были исследованы первичные мотивы трудовой занятости студентов, студенты из каких семей идут на совмещение деятельностей, как это повлияло на их учебу.

В теоретической части работы был выявлен наиболее подходящий подход к изучению трудоустройства, так как он объединяет материальные мотивы вторичной занятости с духовными. В рамках интерпретативного подхода существует несколько причин, почему молодежь начинает вступать в трудовые отношения. Это может исходить из желания нарастить свой профессиональный опыт, повысить свою конкурентоспособность, или просто дать начало вхождению на рынок труда, познакомится с его особенностями. Также молодой человек, наполненный амбициями, может просто поменять свой статус, и быть не просто студентом, а начинающим полноценным сотрудником, имеющим свои обязанности, несущего ответственность. Тем самым он уже становится не таким, как все. Он становится на ступень выше в иерархии социальных статусов. На деле он уже менее зависимый от родителей, а больше социально адаптированный и самостоятельный. Также мотивировать учащего образовательного учреждения может желание занять свое время. Как правило, студент дневного отделения не занят вечером в университете, а значит, может провести свободное вечернее время, извлекая из него пользу.

Практическая часть работы показала, что примерная треть студентов в рассматриваемых исследованиях имели работу. В основном идут работать студенты из семей со средним или низким уровнем обеспеченности. К последним курсам учебы доля работающих студентов растет, это связано с желанием начать приобретать опыт в стенах университета и появлением большего внеучебного времени. Но мало тех, кто идет работать по специальности. Самое распространенное место труда это сфера продаж, услуг и работа, связанная с физическим трудом. Это легко обьяснить характером работы, не требующего специальных профессиональных навыков. И найти работу в этих сферах проще, так как досуг и товарные отношения сегодня везде развиваются.

Исследование персонала ресторана позволило сделать выводы об его отношении к вторичной занятости студентов. Здесь основным мотивом занятости было желание иметь свои собственные деньги, но также фигурировала необходимость платить за учебу и улучшение материальных условий семьи. При совмещении работы и учебы, многие впоследствии выбирали начатую карьеру в сфере общественного питания, в основном рабочий персонал работает не по специальности в дипломе. Отсюда можно сделать вывод, что студент работать теряет интерес к работе по специальности. Многим вторичная занятость помогла в дальнейшем сделать себе хорошую карьеру в данной области. Не смотря на то, что у студентов бывают проблемы в учебе по причине нехватки времени на нее и сильной занятостью на работе, они не бросают свою трудовую деятельность.

Исследование показало, что работающий студент — новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям рынка труда, активный субъект трансформации нашего общества. Работа способствует профессиональной интеграции, даже если она не совпадает со специализацией, поскольку расширяет сферы общения, позволяет накапливать социальный опыт. Если студент трудится по той специальности, по которой он собирается работать после окончания вуза, то он тем самым приобретает опыт, наличие которого является обязательным условием при приеме в большинство престижных организаций и фирм. Если же нет, то впоследствии он может выбрать, какая работа ему более интересна, чем он хочет заниматься в будущем. Но нужно не забывать обеспечивать условия для полноценной учебы, минимизировать неблагоприятное влияние внешних материальных обстоятельств на студента, планировать меры по поддержки студенчества.

 

Список используемой литературы

1. Адамчук В.В. Экономика и социология труда. - М., 2000. С. 180

2. Антропова М.Н. // Вестник КемГУ.-2010.- №3

3. Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1992

4. Ворона М. А. СОЦИС. - 2008. - №8..

5. Гага В.А. экономика и социология труда: социально трудовые отношения // Томский госуниверситет. - - 2008. - №8.

6. Генкин Б.М. Экономика и социология труда, - М.,2005

7. Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда. — М., 1989.

8. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. – 2006. - № 4.

9. Иванов К.А., СОЦИС. - 2008. - №8.

10. Каутский К.К. Экономическое учение Карла Маркса. –М,2001.

11. Кокин Ю.П.. Экономика труда. М.: Финстаинформ, 1999.

12. Лисовский В.Т. Социология молодежи, -Спб.,1996.

13. Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4

14. Розеватов Г.А., Букин В.П. Нестандартная занятость в современных условиях: молодежный аспект // Вестник Поволжской Академии Государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007, № 13

15. Ромашов О. В. Социология труда. - М., 2003.

16. Рязанцев С.А. Проблемы вторичной занятости студенческой молодежи. – М.,2006.

17. Стародубцева Е.К, Современный экономический словарь, -М.,2000.

 

 


[1] Лисовский В.Т. Социология молодежи, -Спб.,1996. С.85

[2] Кокин Ю.П.. Экономика труда. М.: Финстаинформ, 1999

[3] Каутский К.К. Экономическое учение Карла Маркса. –М,2001. С.53

[4] Адамчук В.В. Экономика и социология труда. - М., 2000. С. 180

[5] Генкин Б.М. Экономика и социология труда, - М.,2005 С.56

[6] Гага В.А. экономика и социология труда: социально трудовые отношения // Томский госуниверситет. - - 2008. - №8.

[7] Стародубцева Е.К, Современный экономический словарь, -М.,2000

[8] Ромашов О. В. Социология труда. - М., 2003. С. 143

[9] Рязанцев С.А. Проблемы вторичной занятости студенческой молодежи. – М.,2006. С. 98

[10] Ворона М. А. СОЦИС. - 2008. - №8. С.35-36.

[11] Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда. — М., 1989.С 105-106

[12] Иванов К.А., СОЦИС. - 2008. - №8. С.35-36

[13] Ромашов О. В. Социология труда. - М., 2003. С. 157

[14] Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М., 1992.

[15] Ворона М. А. СОЦИС. - 2008. - №8. С.36

[16] Антропова М.Н. // Вестник КемГУ.-2010.- №3

[17] Розеватов Г.А., Букин В.П. Нестандартная занятость в современных условиях: молодежный аспект // Вестник Поволжской Академии Государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007, № 13

[18] Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4

[19] По данным исследования вторичной занятости студентов южного федерального университета.

[20] Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4

[21] Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. – 2006. - № 4. - С. 123

[22] Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. – 2006. - № 4. - С. 125


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


4

Сейчас читают про: