Подготовка изделий к росписи

Курсовая работа

По учебной дисциплине: ИМ роспись.

Тема: Сундук с игрушками. Игротека.

Техника исполнения: Борецкая роспись.

Выполнили: Снисаренко Н и Смольянинова А.

Группа: 070802 – 4 курс

Специальность: Декоративно-

прикладное искусство

и народные промыслы

Квалификация: Художник- Мастер

Проверила: Кувшинова Т.Н.

 

 

 

п.Дорохово

Рузского р-на Московской области

2012г.

Оглавление

I.Введение. 3

II.История. 4

1. Борецкая роспись. 4

2. Игротека. 6

III. Ход работы. 7

1.Разработка эскизов. 7

2.Подготовка изделий к росписи. 8

3.Роспись изделий. 8

4.Лакировка. 8

IV. Технологическая карта. 9

V. Заключение. 11

VI. Список литературы.. 13

VII. Приложения (фотографии, эскизы). 14

 

 

 

I.Введение.

Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.

Роспись занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров домов. Ее приемы, так же, как и в резьбе, разнообразны. Лучше всего сохранилась роспись крестьянских интерьеров в областях русского Севера. В XIX веке, а часто еще и в первые десятилетия XX века роспись покрывала почти весь интерьер северной избы. Она делалась без предварительного рисунка свободными живописными ударами кисти, которые подчеркивались потом пробелами (оживками).

Для нашей совместной курсовой работы мы выбрали Борецкую роспись, одну из разновидностей северорусской графической росписи. Нас привлекла яркость красок и разнообразием элементов. Борецкая роспись весьма интересна, но в то же время и трудна: в ней очень много мелких деталей и наполнения. Буйство красок и витиеватость элементов дает простор фантазии. После обширных поисков форм и видов изделий мы остановились на сундучке с игрушками, т.е. игротеке. Нам показалось, что эта работа весьма практична и интересна. В курсовой работе собранно множество массовых игр с предметами. каждый из них уникален в своем роде, например: блошки, юлы, мотальщики, закидушки, малечины-калечины. Практически все они имеют интересную историю, так как в них играли еще наши прабабушки и прадедушки.

Курсовая работа-игротека - является частицей ознакомления с русскими народными играми. Данная игротека имеет огромное значение для духовно-нравственного, эстетического, семейного воспитания, так как знакомит с национальными игровыми традициями и культурой, учит народным играм и забава, помогает развиваться творчески и умственно.

 

II.История.

Борецкая роспись.

Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы, композиционное решение сюжетов верховой езды, где всадник напоминает Георгия Победоносца, а также всегда горячий колорит росписи. Композицию росписи борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Однако от иконописи - только внешние признаки. Содержание народной росписи Борка самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца. Иногда в оконцах терема изображены львы и единороги.

Борецкая роспись - одна из разновидностей северорусской графической росписи, наряду с такими, например, как пермогорская или мезенская. Её название происходит от села Борок, находящегося на берегу Северной Двины. Сейчас Борок это пристань в Виноградовском районе Архангельской области в 7 километрах от Городка и несколько близлежащих деревень.

Расписывали туеса, короба, орудия труда и другие предметы домашнего обихода, но особенное внимание уделялось прялке. Красочной прялкой гордились, а в доме она висела на самом видном месте. В конце XIX века наиболее известными были прялки, расписанные мастерами из семьи Матвея Гавриловича Амосова из деревни Скобели Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку борецкой прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок, кроме розеток, иногда размещались птица, цветок или "перчик". На прялках иногда встречается такой сюжет - всадник на коне или два коня под дугой ("радугой-дугой"). Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки. На оборотной стороне прялки - сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. Жених и невеста - в красной одежде, подпоясаны золотыми поясами; вокруг ворота, по рукавам и подолу - золотая кайма, расшитая жемчугом. В нижней части тоемских (как и борокских, и пучугских) прялок почти обязательно, особенно в прялках второй половины XIX века и начала XX века, помещается свадебный выезд на коне или на паре коней. Человеческая фигура обычно одна: жених на облучке, а за его спиной условное изображение кареты с окном. Иногда на заднем сиденье (или рядом с возницей) девушка. Середина лицевой прялки нередко представляет собой сложный орнаментальный узор с символическим изображением "древа жизни" и различными сказочными птицами.
Верхний ряд - тоже обязательно (это, наверное, самая каноническая часть тоемской росписи) - два окна по бокам, а на подоконниках чаще всего цветы - условные либо реалистические. В центре между золотыми и желтыми окнами - либо вариант "древа жизни", либо пышный стилизованный цветок, вроде тюльпана, либо птица или птицы в травном узоре.

Фон в росписи обычно делали белым, бежевым, иногда золотым. Основными элементами росписи являлись трилистник, дужка с горошинами. Они дополнялись розанами и тюльпанами, мелкими растительными элементами, разноцветными птицами.

Доминирует красный цвет, используются также другие– изумрудно-зеленый, желтый, оранжевый, коричневый, голубой,охра. Для обводки и расштриховки - чёрный. Для украшения работы мастера использовали сусальное золото. Что касается особенностей узора, то он бывает растительным или геометрическим.

Борецкая роспись является сюжетной росписью. Символ борецкой росписи - Древо жизни, похожее на большой сказочный цветок. Огромный цветок с прямым стеблем, вокруг которого изображаются цветы, птицы, ягоды, изящные листья. Мотивами композиции могли служить жанровые сценки: чаепитие, гуляния, приезд жениха или свадебный выезд.

Комплекты борецкой посуды могут включать разнообразные предметы, в том числе кувшины, блюда, расписные горшки, масленки, миски, чаши и многое другое. Это отличный памятный подарок на любое торжество, будь то день рожденья, юбилей или свадьба. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Персонажи росписи сундуков одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние новгородской школы.

История борецкой росписи начинается с легенды, которая давно живет на двинской земле. Более пятисот лет тому назад московский князь Иван Третий подчинил себе русские земли. В те времена дань он собирал даже с Пскова и Новгорода. Но группа новгородских бояр, которую возглавила женщина с властным и сильным характером – боярыня Марфа Борецкая (жена бывшего новгородского посадника), – не могла смириться с подобным закрепощением. Чтобы усмирить их, Иван Третий отправил свое войско, и ему удалось покорить Новгород. Марфа Борецкая бежала с боярами в Северную Двину, где она поселилась на высоком берегу, огородив это место валом.

В истории борецкой росписи можно встретить предположения, что среди тех, кто бежал, были художники-иконописцы и художники миниатюрной живописи и рукописных книг. Мастерство свое они передавали потомкам из поколения в поколение, благодаря чему смогли сохранить лучшие традиции народного древненовгородского искусства.

 

Игротека.

Игротека - это комплект разнообразных игр, игрового инвентаря и игрушек, с помощью которого решаются задачи организации свободного времени детей, подростков и взрослых, реализация их потребности в игре, а также психолого-педагогические цели развития игровой культуры человека, семьи, воспитательного учреждения или организации, где такая игротека может быть создана или создается. Первые игротеки появились в нашей стране в 1934-1935 годах. До сих пор действуют такие формы деятельности игротек, как передвижная игротека, игровой клуб по переписке "Клуб на дому", городская "Неделя игры и игрушки", которая в этом году отметит свое 50-летие, игровые программы для детей разных возрастов, и в том числе для детей с ограниченными возможностями. История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со всей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие.

Основным материалом для изготовления игрушек были глина и дерево, а начиная с первой половины 19 века - папье-маше. Мастерили также игрушки и из соломы, мха, еловых шишек, льна. Как глиняные, так и деревянные игрушки изготавливались во многих местах России.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для все народных игр характерны любовь русского человека к веселью, удовольствию.

Все народные игры- это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития; на игры можно посмотреть с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания.

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству молодежи и развивает физическую культуру.

 

 

III. Ход работы.

 

Разработка эскизов.

Просматриваем образцы готовых изделий, выполненные в традициях росписи Русского Севера прошлых изделий и их современные аналоги. Внимательно изучаем используемую палитру и элементы росписи.

Соблюдая основные законы композиции (стилевое единство, выбор композиционного центра, симметрию, ритм, пропорциональность и масштабность), согласуя композицию орнаментом с формой изделий, подобрав цвета, мы создаем эскиз будущих изделий. Для этого нам понадобится: бумага формата А3 и А4, карандаши НВ и В, гуашь, кисти №3, №2,№1,№0.

Конечный результат эскиза:

1.Сундук:

А) Крышка сундука. В центре композиции круглая розетка, наполненная цветами с трилистниками, обрамленная орнаментальной полосой: прямоугольники, крест накрест разделенные на треугольнички. в центральной розетке есть еще одна поменьше в центре которой нарисован цветок, эта розетка тоже обрамлена орнаментальной полосой. Сама композиция на крышке полностью симметрична. По периметру крышки пущена орнаментальная полоса (такая же как и в розетках), по углам «уголки», наполненные цветком трилистника. Слева и справа розетки нарисованы большие цветки с трилистников и ягодок, из уголков «растет» трилистник с ягодками, пустые места заполнены ягодками, цветочками, виноградом и оживками.

Б) Передняя и задняя стенки сундука. Как и на крышке сундука композиция симметрична. По периметру пущена орнаментальная полоса, такая же как и на крышке, в углах, тоже «уголки» с цветком-трилистником. Центр композиции небольшая розетка с маленькими трилистниками, розетка также обрамлена орнаментальной полосой. По бокам разотки тройное древо жизни. Пустые места заполнены ягодками, цветочками, виноградом и оживками.

В) Боковины сундука.,По периметру боковин орнаментальная полоса (все та же), те же «уголки». Цент композиции древо жизни, тройное, но симметричное, из него растут цветочки, ягодки, трилистники. Пустые места заполнены ягодками, цветочками, виноградом и оживками.

2. Игрушки:

А) Юлы: орнаментальная полоса из треугольников по краю, а в центре разетка.

Б) Малечины-калечины: орнаментальные полосы из треугольников.

В) Ракетки: по краю орнаментальная полоса, как на сундуке, в центре разметка с цифрами, а по углам трилистники, на ручке трилистники с ягодами.

Г) Блошки: по краю идет орнаментальная полоса из треугольников, а в центре птица.

Д) Закидушки: 2. По периметру красная полоса, на ручке орнамент из ягодок. 2. По краю и у основания ручки орнаментальная полоса из треугольников

Е) Пуговицы: по окружности орнаментальная полоса из треугольников.

Ж) Мотальщики: на обоих концах орнаментальные полосы из треугольников.

Подготовка изделий к росписи.

Шлифовка. Обогнув небольшой брусок наждачной бумагой(№1), шлифуем поверхность деревянных изделий вдоль волокон. Очищаем изделия от пыли.

Грунтовка шпаклевкой. Разведя шпаклевку водой, чтобы она лучше ложилась, покрываем ровным слоем изделия, устраняя неровности. Даем изделиям просушиться.

После этого мы разводим клейстер: столовая ложка крахмала на стакан теплой воды, добавляем в уже кипящую воду (тоже стакан), ждем пока появятся первые пузырьки, и выключаем. Остывший клейстер наносим на изделия и даем просушиться.

С помощью кальки (на которую предварительно был перенесен эскиз) переносим эскизы на изделия.

Роспись изделий.

Расписываем изделия в определенной последовательности, давая просохнуть краске после каждого этапа, чтобы случайно не смазать ее: покрываем фон, наносим сначала краску светлых тонов, затем темных, оживки и только после этого обводим контур. Сверяемся с предварительными эскизами, чтобы не спутать цвета и избежать неточностей в рисунке. Для росписи используем темперную краску, кисти №3, №2, №1, №0.

Лакировка.

Для лакировки используем бесцветный лак. Покрываем в два слоя, второй наносим только после высыхания первого. Оставляем сохнуть изделия там, где на него не попадет грязь, пыль и т.п. используем лак ПФ 288, широкую плоскую кисть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: