Тематика курсовых работ

Лукина, И. Н.

Л 841 Курсовая работа по методике профессионального обучения. Рекомендации по выполнению / И. Н. Лукина. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. — 56 с.

 

Рекомендации содержат информацию о целях и задачах курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения», требованиях к оформлению, положения по выбору темы курсовой работы, по структуре, содержанию отдельных разделов.

Работа предназначена для студентов ФТиП, обучающихся по специальности 030500 «Профессиональное обучение» (специализации — «Машиностроение и технологическое оборудование»; «Автомобили и автомобильное хозяйство») и может быть полезна студентам других специальностей.

 

 

УДК 378 (075.8)

ББК 74р30–383

 

 

© Лукина И. Н., 2007

© ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», 2007


Введение

 


Социальный заказ сегодня определяет необходимость подготовки педагога профессионального обучения нового типа, сознание которого «настроено» на научно обоснованное, самоорганизуемое творчество. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» говорится, что в настоящее время в сфере образования требуется конкурентоспособный, компетентный педагог, осознающий личную ответственность и общественную значимость педагогической деятельности.

Вуз, осуществляя подготовку будущих педагогов профессионального обучения, готовит их прежде всего к практической работе, т. е. непосредственно к проектированию, реализации учебного процесса. Но успех в практике невозможен без умения анализировать собственную деятельность с научных позиций, проводить научно-педагогическое исследование. В настоящее время это особенно актуально, т.к. существует огромное количество нововведений, технологий, методических разработок, которые рекомендуется использовать при любых условиях, и разобраться в этом множестве может только компетентный педагог. Это обстоятельство повышает значение курсовых студенческих работ. Их выполнение предполагает не только использование научных знаний, но и в определенной степени их производство. Такое умение является составляющей частью содержания методологической культуры педагога профессионального обучения. Она предполагает знание педагогом методологии научного познания, умение применять её нормы и правила в процессе решения методических задач.

Формирование методологической культуры является необходимой составляющей базовой компетентности будущего педагога профессионального обучения. Она обусловлена следующими обстоятельствами:

1. В Российском Законе «Об образовании» закреплено не только право, но и обязанность творить, вести опытно-поисковую работу [4].

2. Научно-практическая конференция сегодня представлена в системе работы учреждений профессионального образования.

3. Значительное количество учителей и педагогов активно включается в экспериментально-исследовательскую деятельность, а это предъявляет особые требования к их методологической культуре.

4. Объем исследовательских знаний и умений педагога также содержательно определён и нормативно оформлен в профессионально-квалификационном стандарте — «Требованиях к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий» [11].

Уровень сформированности методологической культуры у будущего педагога профессионального обучения позволит определить его готовность осуществлять самостоятельную, творческую профессионально-педагогическую деятельность.

Еще в стенах вуза студенты знакомятся с логикой и методами исследований, овладевают основными исследовательскими умениями. Именно для этого в учебном плане подготовки педагогов профессионального обучения предусмотрена курсовая работа по методике профессионального обучения. Овладение элементами исследовательской деятельности является частью профессионально-педагогической подготовки педагога профессионального обучения.

В процессе такой подготовки студенты приобретают умения, необходимые для решения практических и исследовательских задач, например: сформулировать методическую проблему и соотнести с ней фактический материал; выдвинуть гипотезу; анализировать ход поиска решения задач.

Методические указания предназначены для студентов, которые выполняют курсовую работу по методике профессионального обучения. В методической подготовке педагога профессионального обучения выполнение курсовой работы запланировано на завершающем этапе изучения студентами дисциплины «Методика профессионального обучения» и нацелено на использование всей системы психолого-педагогических знаний студента для решения актуальной методической задачи — подготовки к преподаванию специальных и общепрофессиональных учебных дисциплин в учебных заведениях начального профессионального образования.

Пособие подготовлено в соответствии с ГОСТом о научно-исследовательских работах (ГОСТ 7.32—2001 СИБИД), который устанавливает общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

 

 

1. Общая характеристика
курсовой работы

 

Курсовая работа является составной частью учебной дисциплины «Методика профессионального обучения» и предназначена для закрепления теоретических знаний курса и совершенствования навыков проектирования учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования (НПО).

Курсовая работа — это результат самостоятельной исследовательской деятельности студента, завершающий изучение курса методики профессионального обучения.

Целью выполнения курсовой работы является повышение научно-методической подготовки будущего педагога профессионального обучения, формирование его методологической культуры, развитие навыков творческой педагогической деятельности.

Курсовая работа носит учебно-исследовательский характер. В ее основе лежит самостоятельная творческая деятельность студента по разработке реальной методической проблемы, задачи или вопроса. В ходе выполнения курсовой работы осваивается методика научного исследования, изучается передовой педагогический опыт, углубляются и систематизируются полученные на лекциях теоретические знания в области методики профессионального обучения.

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к осуществлению аналитической, исследовательской, проектировочной деятельности.

Курсовая работа строго индивидуальна и направлена на выполнение разработки методики учебных занятий по конкретному учебному предмету учебного плана учреждений НПО. Нередко курсовые работы, решающие реальные методические задачи и выполненные на высоком научном уровне, становятся основой дипломных работ.

В соответствии с учебным планом специальностей — 030500.08 «Профессиональное обучение (машиностроение и технологическое оборудование)», 050501.15 «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)» — курсовая работа по методике профессионального обучения выполняется на четвертом курсе в седьмом семестре.

 

Тематика курсовых работ

 

Для сознательного определения темы необходимо выявление проблемы исследования. В научном смысле проблема — это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

«Чаще всего проблема исследования (в относительно грамотном варианте) формулируется в виде вопроса» [8]. Например: «каковы условия, необходимые и достаточные для формирования у будущего педагога профессионального обучения педагогического мышления?» Проблема не выдвигается произвольно, а является результатом изучения состояния практики и научной литературы.

Проблема и тема исследования — тесно связанные между собой шаги. По сути, сама тема должна содержать проблему.

Тема курсовой работы должна отвечать следующим требованиям:

● соответствовать задачам подготовки педагога профессионального обучения;

● учитывать направление и проблематику научно-методических исследований;

● учитывать разнообразие интересов студентов в области теории и практики методики профессионального обучения;

● разрабатывать актуальные проблемы методики теоретического и производственного обучения будущих рабочих.

Тематика курсовых работ обязательно разрабатывается преподавателями цикла методических дисциплин кафедры, утверждается на заседании кафедры и доводится до сведения студентов.

Тема курсовой работы может определяться преподавателем; студентом (работа по теме, способствующей преодолению затруднений, возникающих при выполнении практических работ по методике профессионального обучения; по теме, соответствующей его интересам).

 

3. Структура и содержание
курсовой работы

 

Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» оформляется в виде пояснительной записки, состоящей из текстовой части, поясняющих схем и иллюстраций к теоретическим положениям, обобщающих таблиц.

Пояснительная записка объемом 20—25 страниц машинописного текста, выполненная на листах формата А4 (210x297мм), в соответствии с требованиями к текстовым документам по ГОСТ 7.32—2001 СИБИД, должна состоять из:

● титульного листа;

● содержания;

● введения;

● основной части;

● заключения;

● списка литературы;

● приложений.

 

Структура курсовой работы должна быть четкой и обоснованной, составленной так, чтобы была видна логика рассмотрения проблемы.

Титульный лист — это первый лист пояснительной записки курсовой работы (пример оформления титульного листа приведен в приложении А).

Содержание. В нем последовательно излагаются названия всех разделов, подразделов, пунктов и подпунктов плана курсовой работы. При этом их формулировка должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражающей ее внутреннюю логику. Обязательно указываются страницы, с которых начинается каждый пункт или подпункт.

Введение. Во введении должна быть отражена последовательность исследовательских шагов, т.е. логика исследования: актуальность — объект — предмет — цель — гипотеза — задачи— методы исследования.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена важностью, значимостью и приоритетностью среди других тем. Обоснование актуальности темы курсовой работы — объяснение, почему данную проблему нужно изучать в настоящее время при рассматриваемых условиях. При определении актуальности используют принятые в науч­ной сфере стереотипные выражения (клише):

● «как показывает обзор литературы (анализ литературных данных, результаты ранее проведенных исследований), задача … (проблема …) еще не решена в полной мере»;

● «в последнее время актуальной является задача … Это объясняется …»;

● «исследование … представляет большое научное и практическое значение для решения проблемы …. Оно необходимо при решении таких задач, как … Поэтому необходимость создания … является актуальной задачей»;

● «в связи с широким использованием … изучение … представляет практический и научный интерес»;

● «в настоящее время процессы … изучены недостаточно. Имеющиеся в литературе данные о … часто противоречат друг другу»;

Следующий логический шаг исследования — определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования — явление, на которое направлена теоре­тическая и практическая деятельность исследователя. В то же время объект исследования — это некий процесс, порождающий проблемную ситуацию, на который обращено внимание исследователя, и та сфера деятельности, в рамках которой будет проводиться исследование.

Так, например, объект исследования методики профессионального обучения всегда лежит в области целенаправленного учебно-воспитательного процесса — процесса обучения определенному предмету. Например, объектом методического познания может быть: процесс обучения электротехнике; процесс обучения графике; процесс обучения материаловедению.

Предмет исследования — более узкое понятие, чем объект. Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект — это область деятельности, то предмет — это изучаемый процесс в рамках объекта исследования. В одном и том же объекте могут быть выделены различные предметы исследования. В предмете фиксируется то свойство объекта, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Если объект исследования — это поле научных поисков, то предмет — точка в этом поле [5].

Предмет — внутренняя связь, которую исследователь стремится усовершенствовать, чтобы повысить эффективность функционирования данного явления. Важно отметить то обстоятельство, что предмет исследования чаще всего либо совпадает с темой, либо они очень близки по сути.

Предметом исследования в методике профессионального обучения могут быть: теоретический и производственный циклы обучения как составные части общего учебного процесса; цели, задачи и содержание профессионального обучения; организационные формы и методы обучения; планирование профессионального обучения; нормирование учебно-производственного труда обучающихся; организация и методика теоретического и практического профессионального обучения учащихся, учебно-материальная база производственного обучения, учебно-методическое обеспечение процесса профессионального обучения в образовательных учреждениях, ведущих профессиональное обучение.

Приведем примеры некоторых, на наш взгляд, правильно определённых объектов и предметов исследования:

● тема — «Формирование учебных умений как средство повышения качества знаний студентов в процессе изучения общеобразовательных дисциплин». Объект — процесс обучения общеобразовательным дисциплинам в профессиональном лицее; предмет — формирование умений;

● тема — «Разработка и изготовление динамических моделей по теме «Разрезы и сечения»». Объект — процесс обучения графике; предмет — дидактические средства обучения;

● тема — «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения технологий современного производства». Объект — процесс обучения технологиям современного производства; предмет — активизация познавательной деятельности.

Далее логично перейти к формулировке цели исследования.

Цель исследования. Начиная исследование, очень важно по возможности конкретно представить себе общий результат поиска, его цель.

Цель исследования — это то, чего необходимо достичь в итоге работы, т. е. это мысленное прогнозирование результата.

Приведем примеры корректно сформулированных целей:

● «выявить условия рационального сочетания репродуктивных и поисковых методов обучения»;

● «разработать эффективную систему мер, направленных на обеспечение индивидуального подхода в учебном процессе».

Принятые клише:

● «анализ … (свойств …, возможностей …)»;

● «создание …»;

● «разработка …»;

● «экспериментальное (или теоретическое) исследование …»;

● «обоснование применения … методов и их экспериментальная проверка».

Следующий важный момент — построение гипотезы.

Гипотеза — это научное предположение, допущение, требующее доказательства. Формулируя гипотезу, студент строит предположение, как можно достичь поставленной цели исследования, и выбирает наиболее подходящий способ.

Для выдвижения гипотезы необходимы:

● тщательное изучение состояния вопроса;

● научная компетентность;

● диагностические обследования на основе опросов, анкет, тестирования и других методов;

● подробный анализ и т.п.

Например, тема: «Система учебного оборудования для изучения электротехники в профессиональном училище».

Гипотеза: профессиональная подготовка по электротехнике в про­фессиональном училище будет осуществляться эффективно, если будет разработана система учебного оборудования.

Сформулированные цель и гипотеза дипломного исследования логически определяют его конкретные задачи.

Задачи исследования. Задачи исследования в курсовой работе обычно выполняют в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести… и т. д.). Формулировать задачу необ­ходимо как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание разделов курсовой работы. Это важно и потому, что заголовки таких разделов рождаются именно из формулировок задач предполагаемого исследования.

Рассмотрим задачи курсового исследования на примере темы «Персональный компьютер как средство коррекции знаний по специальной технологии»:

● выявить особенности коррекции технологических знаний как части учебного процесса;

● выявить возможности персонального компьютера в управлении деятельностью учащихся в процессе коррекции знаний по спец­технологии;

● разработать педагогическое программное средство по одной из тем спецтехнологии и методику его использования;

● проверить эффективность разработанной методики в учебном эксперименте.

Примерные клише:

● «были поставлены следующие задачи: …»;

● «задачами настоящей работы являются …».

Следующий этап — это выбор методов исследования. Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Выбранные адекватно задачам, методы и способы поиско­вой деятельности позволяют воплотить идею и замысел, проверить гипотезу, разрешить поставленную проблему. Для решения конкретных задач применяется множество исследовательских методов. Они обычно специфичны на каждом из этапов исследования. Исследовательские методы группируют по различным признакам. По уровню проникновения в сущность изучаемого выделяют группы методов эмпирического исследования, теоретического исследования и методы обработки данных.

Методы эмпирического исследования основаны на опыте, практике, эксперименте:

● изучение литературы;

● наблюдение, беседа, опрос, тестирование;

● изучение результатов деятельности;

● оценивание, эксперимент.

Для обработки данных измерений практически во всех областях научного знания базовыми являются статистические методы.

Для продуктивного исследования использование одних эмпирических методов недостаточно. Широко используются и методы теоретического поиска, связанные с анализом и синтезом, абстрагированием и конкретизацией, моделированием, мысленным экспериментом и т. д.

Вполне правомерно считать самостоятельной методикой исследования изучение и использование передового опыта. Поскольку эффективно заимствовать его возможно только творчески, то освоение опыта превращается в его переработку, модификацию, по существу, в процесс выработки на основе известного образца своего, авторского, варианта.

Самостоятельный, весьма распространенный и необходимый метод педагогического исследования представляет собой опытная работа. Опытная работа определяется как метод внесения в педагогический процесс преднамеренных изменений, рассчитанных на повышение его эффективности, с постоянной проверкой и оценкой результатов [3].

Например, при написании курсовой работы на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на примере изучения темы "Слесарные работы"» использовались следующие методы исследования:

● изучение и анализ специальной и психолого-педагогической литературы;

● изучение передового педагогического опыта;

● изучение продуктов деятельности учащихся;

● сравнение, анализ.

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких пунктов плана. В них раскрывается история и теория исследуемого вопроса, дается анализ литературы, анализ или характеристика темы учебной программы, обозначаются позиции автора. Далее излагаются методы, организация и результаты самостоятельно проведенного исследования.

Работу следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

Выделяют три вида источников библиографической информации:

● первичные (статьи, диссертации, монографии и т. д.);

● вторичные (библиография, реферативные журналы и т. д.);

● третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т. д.).

При изучении литературы по выбранной теме желательно соблюдать следующие рекомендации:

1) четко разобраться в том, что является теоретической базой исследования;

2) начинать следует с литературы, раскрывающей теоретические аспекты изучаемого вопроса — монографий и журнальных статей;

3) при изучении литературы не стоит стремиться освоить всю информацию, заключённую в ней, а следует отбирать только ту, которая имеет непосредственное отношение к теме работы;

4) изучая литературные источники, следует тщательно оформлять выписки, снимать ксерокопии, выписывать библиографические данные, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться; конспектирование и систематизацию получаемой информации следует проводить по разделам курсовой работы, предусмотренным планом.

Студент должен четко разобраться в том, что является теоре­тической базой его исследования и помнить, что он опирается на опыт всех предшественников и не является первооткрывателем, поэтому в тексте обязательно должны быть ссылки на первоисточник.

Литературный обзор должен продемонстрировать знание студентом специальной литературы, его умение систематизировать источники, анализировать их, т. е. выделять существенное, оценивать сделанное ранее другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической последовательности:

● представить характеристику данного явления с позиций ведущих ученых;

● определить, что входит в содержание данного явления, процесса (его компоненты, стадии, этапы развития);

● представить точку зрения ученых и практиков о путях решения данной проблемы;

● с какими трудностями сталкиваются исследователи на практике;

● какие условия эффективности того или иного процесса в данной области выделены учеными.

В обзоре литературы студенту не нужно излагать то, что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие непосредственное отношение к теме курсовой работы, должны быть названы и критически оценены.

Для написания обзора по теме исследования необходимо использовать не менее 20-ти литературных источников.

Далее следует проектировочная работа студента, направленная на создание методического проекта с разработкой дидактических средств и т.д.

Заключение содержит итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор; указывается практическая значимость, возможность внедрения результатов работы и дальнейшие перспективы исследования. Важнейшие требования к заключению — краткость и обстоятельность. В целом заключение должно давать ответ на вопросы: зачем проведено студентом данное исследование; что сделано; к каким выводам пришел автор?

Список использованной литературы содержит сведения о литературных источниках, использованных при написании курсовой работы.

Сведения об источниках, содержащие выходные данные, приводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1—2003 СИБИД. Выходные данные — совокупность данных, включающих сведения об авторах и лицах, участвовавших в издании; название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Приложения. В приложения включают материалы, дополняющие курсовую работу, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть, но необходимы для полноты восприятия выполненной работы, оценки ее научной и практической значимости.

Приложениями могут быть: схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, диаграммы, таблицы; описания аппаратуры и приборов; описания алгоритмов и программ задач, решаемых на ЭВМ; авторские справки; акты о внедрении и т. д.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: