В этом разделе приводятся рекомендации по выполнению курсовой работы, а также перечень вопросов, которые должны найти отражение в курсовой работе.
Тема 1. «Активизация познавательной деятельности учащихся на примере изучения темы одного из предметов специального или общепрофессионального циклов учебного плана».
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика методов активизации познавательной деятельности учащихся;
● активизация познавательной деятельности учащихся путем использования различных форм сочетания слова и средств наглядности;
● требования к демонстрационному оборудованию;
● разработка средств активизации;
● план урока с указанием места применения активных методов обучения;
● выводы, касающиеся применения средств активизации познавательной деятельности учащихся.
Тема 2. «Организация работы кружка по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● основные элементы кружковых занятий и их характеристика;
● особенности организации кружка;
|
|
● характеристика материально-технического обеспечения кружковых занятий;
● обоснование применения кружковых занятий (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется применение таких занятий);
● выводы, касающиеся правильной организации кружка.
Тема 3. «Методы эффективного проведения экскурсий учащихся на предприятии».
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика методов эффективного проведения экскурсий учащихся на предприятии;
● обоснование применения методов эффективного проведения экскурсий;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения методов эффективного проведения экскурсий;
● выводы, касающиеся применения методов эффективного проведения экскурсий на предприятии.
Тема 4. «Методика работы преподавателя с наглядными пособиями на занятиях по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика темы;
● классификация средств наглядности;
● активизация познавательной деятельности учащихся путем использования наглядных пособий; сочетание наглядных пособий;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования наглядных пособий на занятиях по дисциплине …;
● план урока с применением наглядных пособий;
● выводы, касающиеся применения наглядных пособий на занятиях по выбранному предмету.
Тема 5. «Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов в учебном процессе по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика темы и ее значение для профессии …;
|
|
● описание диафильмов и диапозитивов;
● обоснование применения диафильмов и диапозитивов (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется использование диафильмов и диапозитивов: сообщение новых знаний или их закрепление);
● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования диафильмов и диапозитивов;
● выводы, касающиеся применения демонстрационных методов в преподавании дисциплины.
Тема 6. «Организация кабинета по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● характеристика материально-технического обеспечения преподавания дисциплин общеобразовательного и специального циклов в учебных заведениях системы НПО;
● технические планы и эргономические требования к кабинетам по дисциплине …;
● организация рабочего места учащегося и преподавателя в кабинете;
● оснащение кабинетов учебными средствами;
● выводы, касающиеся правильной организации кабинета.
Тема 7. «Возможные варианты проведения первого урока по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика урока;
● основные элементы урока и их характеристика;
● алгоритм действий преподавателя при проведении дидактико-методического анализа и подготовки урока;
● анализ возможных вариантов проведения первого урока по выбранной дисциплине;
● перечень необходимых методических материалов по дисциплине … (наглядные пособия, карточки-задания, комплект количественных и качественных задач по темам и т.д.);
● план урока;
● значение разработанных вариантов проведения первого урока.
Тема 8. «Методика изготовления и использования динамических моделей по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика динамических моделей;
● описание разработанной динамической модели по дисциплине …;
● обоснование использования изготовленной динамической модели;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования динамической модели;
● план урока с использованием динамической модели;
● выводы, касающиеся применения динамических моделей в преподавании дисциплины…
Тема 9. «Система самостоятельных работ по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика самостоятельной работы;
● общая характеристика темы, закрепляемой самостоятельной работой, и ее учебно-методическая цель;
● перечень проблемных вопросов, которые можно задать учащимся по ходу выполнения ими самостоятельной работы;
● анализ возможных путей постановки самостоятельной работы;
● разработка методических указаний по проведению самостоятельной работы;
● планирование самостоятельной работы учащихся на уроке; значение проведения самостоятельной работы на уроке.
Тема 10. «Создание проблемных ситуаций на уроках по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика проблемного обучения;
● особенности проблемного обучения в технических дисциплинах;
● проблемная ситуация как метод развития технического мышления;
● виды проблемных ситуаций, уровней проблемного обучения;
● перечень проблемных вопросов, которые можно задать учащимся по ходу объяснения выбранной темы с целью активизации их работы;
● план урока с созданием проблемных ситуаций;
● выводы, касающиеся создания проблемных ситуаций на уроках по дисциплине…
Тема 11. «Использование современных ТСО на занятиях по дисциплине …»
● обзор литературы по теме; характеристика ТСО на занятиях;
● возможность ТСО при обучении техническим учебным дисциплинам;
● деятельность преподавателя по внедрению ТСО в учебный процесс учебных заведений (УЗ) НПО,
● обоснование применения ТСО на занятиях по дисциплине …;
|
|
● рекомендации по использованию современных ТСО;
● план урока с применением современных ТСО;
● выводы, касающиеся применения ТСО на занятиях по дисциплине …
Тема 12. «Применение активных методов обучения на занятиях по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика активных методов обучения;
● сочетание активных методов обучения с другими методами;
● роль и место применения активных методов обучения на занятиях по дисциплине …;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения активных методов обучения;
● план урока с применением активных методов обучения;
● выводы, касающиеся применения активных методов обучения на занятиях по дисциплине…
Тема 13. «Методы установления и осуществления межпредметных связей (МПС) в процессе обучения на примере двух дисциплин специального и общепрофессионального циклов».
● обзор литературы по теме;
● выявление межпредметных связей по содержанию учебного материала;
● рассмотреть единство ТСО и дидактических материалов;
● построить графическую схему, демонстрирующую МПС;
● деятельность преподавателя на этапе выявления МПС;
● определение МПС на примере двух дисциплин общепрофессионального или специального циклов;
● выводы, касающиеся определения МПС анализируемых дисциплин общепрофессионального или специального циклов.
Тема 14. «Значение принципа наглядности в обучении по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика средств наглядности;
● роль и место средств наглядности в обучении на занятиях по машиностроительным дисциплинам;
● активизация познавательной деятельности учащихся путем использования различных средств наглядности;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения принципа наглядности;
● план урока с применением наглядных пособий;
● выводы, касающиеся применения средств наглядности на занятиях по дисциплине…
Тема 15. «Разработка иллюстрированного материала по одному из разделов курса».
|
|
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика иллюстрированного материала (практическое использование);
● подробное описание разрабатываемого иллюстрированного материала;
● обоснование применения разрабатываемого иллюстрированного материала (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется применение такого материала: сообщение новых знаний или их закрепление);
● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения разрабатываемого иллюстрированного материала;
● план урока с применением иллюстрированного материала;
● выводы, касающиеся применения иллюстрированного материала в преподавании машиностроительных дисциплин.
Тема 16. «Разработка наглядного пособия (макетов, моделей тренажеров и т.п.) по одной из дисциплин общепрофессионального или специального циклов».
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика темы (место темы в курсе) и ее значение для профессии (практическое использование темы);
● подробное описание разрабатываемого наглядного пособия и технического средства;
● обоснование применения разрабатываемого пособия;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования разрабатываемого пособия;
● план урока с применением пособия;
● выводы, касающиеся применения наглядных методов.
Тема 17. «Применение словесных методов обучения в преподавании дисциплины …»
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика словесных методов обучения;
● обоснование возможности применения словесных методов обучения в изложении выбранной темы;
● сочетание словесных методов с другими методами обучения, рекомендации по применению словесных методов обучения;
● план урока с применением словесных методов обучения по дисциплине …;
● выводы, касающиеся применения словесных методов обучения в преподавании машиностроительных дисциплин.
Тема 18. «Применение практических методов в преподавании дисциплин специального и общепрофессионального циклов».
● обзор литературы по теме;
● общая характеристика практических методов;
● общая характеристика темы, закрепляемой практическим методом;
● обоснование необходимости применения практических методов;
● перечень решаемых задач практическим методом;
● описание необходимого оборудования и приборов;
● значение и область применения практических методов обучения;
● выводы, касающиеся применения практических методов обучения.
Тема 19. «Программированное обучение. Пример использования элементов программированного обучения на уроках по дисциплине …»
● обзор литературы по теме;
● обзор основных понятий программированного обучения;
● возможности программированного обучения в технических учебных дисциплинах;
● деятельность преподавателя по внедрению программированного обучения в учебный процесс УЗ НПО;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования программированного обучения;
● план урока с применением элементов программированного обучения;
● выводы, касающиеся использования программированного обучения.
Тема 20. «Индивидуализация в обучении на примере одной из дисциплин общепрофессионального или специального циклов».
● обзор литературы по теме;
● описание индивидуальных методов обучения;
● преимущества индивидуального подхода в обучении; перечень вопросов и задач для устного индивидуального опроса; значение индивидуализации в обучении на уроках по дисциплине …;
● письменное изложение темы учебного материала с учетом индивидуального метода обучения;
● план урока по дисциплине с применением индивидуального подхода;
● выводы, касающиеся индивидуализации в обучении.
Тема 21. «Методика проведения теоретического занятия по одной из тем специальной дисциплины».
● общая характеристика темы и ее значение в подготовке автослесаря;
● характеристика учебного материала;
● планирование системы уроков;
● составление перспективно-тематического плана;
● детальная разработка методики проведения уроков по теме.
Тема 22. «Организация и методика проведения лабораторно-практических занятий (ЛПЗ)».
● цели и задачи ЛПЗ при изучении предмета;
● анализ учебного материала предмета и определение главных целей занятий и возможных методов их реализации;
● краткое описание содержания заданий;
● разработка учебной документации: перечень рабочих мест с описанием их оснащения, график перемещения звеньев по рабочим местам, план вводного инструктажа, план ЛПЗ по циклу, план заключительного инструктажа, инструкционные карты;
● методика проведения ЛПЗ.
Приведенный выше перечень разделов не должен рассматриваться студентами как единственно возможный способ выполнения курсовой работы, а только как один из вариантов. Некоторые разделы рекомендуется разбить на более мелкие смысловые части.