Примерные темы курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению

 

В этом разделе приводятся рекомендации по выполнению курсовой работы, а также перечень вопросов, которые должны найти отражение в курсовой работе.

Тема 1. «Активизация познавательной деятельности учащихся на примере изучения темы одного из предметов специального или общепрофессионального циклов учебного плана».

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика методов активизации познавательной деятельности учащихся;

● активизация познавательной деятельности учащихся путем использования различных форм сочетания слова и средств наглядности;

● требования к демонстрационному оборудованию;

● разработка средств активизации;

● план урока с указанием места применения активных методов обучения;

● выводы, касающиеся применения средств активизации познавательной деятельности учащихся.

Тема 2. «Организация работы кружка по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● основные элементы кружковых занятий и их характеристика;

● особенности организации кружка;

● характеристика материально-технического обеспечения кружковых занятий;

● обоснование применения кружковых занятий (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется применение таких занятий);

● выводы, касающиеся правильной организации кружка.

Тема 3. «Методы эффективного проведения экскурсий учащихся на предприятии».

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика методов эффективного проведения экскурсий учащихся на предприятии;

● обоснование применения методов эффективного проведения экскурсий;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения методов эффективного проведения экскурсий;

● выводы, касающиеся применения методов эффективного проведения экскурсий на предприятии.

Тема 4. «Методика работы преподавателя с наглядными пособиями на занятиях по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика темы;

● классификация средств наглядности;

● активизация познавательной деятельности учащихся путем использования наглядных пособий; сочетание наглядных пособий;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования наглядных пособий на занятиях по дисциплине …;

● план урока с применением наглядных пособий;

● выводы, касающиеся применения наглядных пособий на занятиях по выбранному предмету.

Тема 5. «Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов в учебном процессе по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика темы и ее значение для профессии …;

● описание диафильмов и диапозитивов;

● обоснование применения диафильмов и диапозитивов (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется использование диафильмов и диапозитивов: сообщение новых знаний или их закрепление);

● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования диафильмов и диапозитивов;

● выводы, касающиеся применения демонстрационных методов в преподавании дисциплины.

Тема 6. «Организация кабинета по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● характеристика материально-технического обеспечения преподавания дисциплин общеобразовательного и специального циклов в учебных заведениях системы НПО;

● технические планы и эргономические требования к кабинетам по дисциплине …;

● организация рабочего места учащегося и преподавателя в кабинете;

● оснащение кабинетов учебными средствами;

● выводы, касающиеся правильной организации кабинета.

Тема 7. «Возможные варианты проведения первого урока по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика урока;

● основные элементы урока и их характеристика;

● алгоритм действий преподавателя при проведении дидактико-методического анализа и подготовки урока;

● анализ возможных вариантов проведения первого урока по выбранной дисциплине;

● перечень необходимых методических материалов по дисциплине … (наглядные пособия, карточки-задания, комплект количественных и качественных задач по темам и т.д.);

● план урока;

● значение разработанных вариантов проведения первого урока.

Тема 8. «Методика изготовления и использования динамических моделей по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика динамических моделей;

● описание разработанной динамической модели по дисциплине …;

● обоснование использования изготовленной динамической модели;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования динамической модели;

● план урока с использованием динамической модели;

● выводы, касающиеся применения динамических моделей в преподавании дисциплины…

Тема 9. «Система самостоятельных работ по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика самостоятельной работы;

● общая характеристика темы, закрепляемой самостоятельной работой, и ее учебно-методическая цель;

● перечень проблемных вопросов, которые можно задать учащимся по ходу выполнения ими самостоятельной работы;

● анализ возможных путей постановки самостоятельной работы;

● разработка методических указаний по проведению самостоятельной работы;

● планирование самостоятельной работы учащихся на уроке; значение проведения самостоятельной работы на уроке.

Тема 10. «Создание проблемных ситуаций на уроках по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика проблемного обучения;

● особенности проблемного обучения в технических дисциплинах;

● проблемная ситуация как метод развития технического мышления;

● виды проблемных ситуаций, уровней проблемного обучения;

● перечень проблемных вопросов, которые можно задать учащимся по ходу объяснения выбранной темы с целью активизации их работы;

● план урока с созданием проблемных ситуаций;

● выводы, касающиеся создания проблемных ситуаций на уроках по дисциплине…

Тема 11. «Использование современных ТСО на занятиях по дисциплине …»

● обзор литературы по теме; характеристика ТСО на занятиях;

● возможность ТСО при обучении техническим учебным дисциплинам;

● деятельность преподавателя по внедрению ТСО в учебный процесс учебных заведений (УЗ) НПО,

● обоснование применения ТСО на занятиях по дисциплине …;

● рекомендации по использованию современных ТСО;

● план урока с применением современных ТСО;

● выводы, касающиеся применения ТСО на занятиях по дисциплине …

Тема 12. «Применение активных методов обучения на занятиях по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика активных методов обучения;

● сочетание активных методов обучения с другими методами;

● роль и место применения активных методов обучения на занятиях по дисциплине …;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения активных методов обучения;

● план урока с применением активных методов обучения;

● выводы, касающиеся применения активных методов обучения на занятиях по дисциплине…

Тема 13. «Методы установления и осуществления межпредметных связей (МПС) в процессе обучения на примере двух дисциплин специального и общепрофессионального циклов».

● обзор литературы по теме;

● выявление межпредметных связей по содержанию учебного материала;

● рассмотреть единство ТСО и дидактических материалов;

● построить графическую схему, демонстрирующую МПС;

● деятельность преподавателя на этапе выявления МПС;

● определение МПС на примере двух дисциплин общепрофессионального или специального циклов;

● выводы, касающиеся определения МПС анализируемых дисциплин общепрофессионального или специального циклов.

Тема 14. «Значение принципа наглядности в обучении по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика средств наглядности;

● роль и место средств наглядности в обучении на занятиях по машиностроительным дисциплинам;

● активизация познавательной деятельности учащихся путем использования различных средств наглядности;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения принципа наглядности;

● план урока с применением наглядных пособий;

● выводы, касающиеся применения средств наглядности на занятиях по дисциплине…

Тема 15. «Разработка иллюстрированного материала по одному из разделов курса».

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика иллюстрированного материала (практическое использование);

● подробное описание разрабатываемого иллюстрированного материала;

● обоснование применения разрабатываемого иллюстрированного материала (подчеркнуть, для какой цели рекомендуется применение такого материала: сообщение новых знаний или их закрепление);

● письменное изложение темы учебного материала с учетом применения разрабатываемого иллюстрированного материала;

● план урока с применением иллюстрированного материала;

● выводы, касающиеся применения иллюстрированного материала в преподавании машиностроительных дисциплин.

Тема 16. «Разработка наглядного пособия (макетов, моделей тренажеров и т.п.) по одной из дисциплин общепрофессионального или специального циклов».

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика темы (место темы в курсе) и ее значение для профессии (практическое использование темы);

● подробное описание разрабатываемого наглядного пособия и технического средства;

● обоснование применения разрабатываемого пособия;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования разрабатываемого пособия;

● план урока с применением пособия;

● выводы, касающиеся применения наглядных методов.

Тема 17. «Применение словесных методов обучения в преподавании дисциплины …»

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика словесных методов обучения;

● обоснование возможности применения словесных методов обучения в изложении выбранной темы;

● сочетание словесных методов с другими методами обучения, рекомендации по применению словесных методов обучения;

● план урока с применением словесных методов обучения по дисциплине …;

● выводы, касающиеся применения словесных методов обучения в преподавании машиностроительных дисциплин.

Тема 18. «Применение практических методов в преподавании дисциплин специального и общепрофессионального циклов».

● обзор литературы по теме;

● общая характеристика практических методов;

● общая характеристика темы, закрепляемой практическим методом;

● обоснование необходимости применения практических методов;

● перечень решаемых задач практическим методом;

● описание необходимого оборудования и приборов;

● значение и область применения практических методов обучения;

● выводы, касающиеся применения практических методов обучения.

Тема 19. «Программированное обучение. Пример использования элементов программированного обучения на уроках по дисциплине …»

● обзор литературы по теме;

● обзор основных понятий программированного обучения;

● возможности программированного обучения в технических учебных дисциплинах;

● деятельность преподавателя по внедрению программированного обучения в учебный процесс УЗ НПО;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом использования программированного обучения;

● план урока с применением элементов программированного обучения;

● выводы, касающиеся использования программированного обучения.

Тема 20. «Индивидуализация в обучении на примере одной из дисциплин общепрофессионального или специального циклов».

● обзор литературы по теме;

● описание индивидуальных методов обучения;

● преимущества индивидуального подхода в обучении; перечень вопросов и задач для устного индивидуального опроса; значение индивидуализации в обучении на уроках по дисциплине …;

● письменное изложение темы учебного материала с учетом индивидуального метода обучения;

● план урока по дисциплине с применением индивидуального подхода;

● выводы, касающиеся индивидуализации в обучении.

Тема 21. «Методика проведения теоретического занятия по одной из тем специальной дисциплины».

● общая характеристика темы и ее значение в подготовке автослесаря;

● характеристика учебного материала;

● планирование системы уроков;

● составление перспективно-тематического плана;

● детальная разработка методики проведения уроков по теме.

Тема 22. «Организация и методика проведения лабораторно-практических занятий (ЛПЗ)».

● цели и задачи ЛПЗ при изучении предмета;

● анализ учебного материала предмета и определение главных целей занятий и возможных методов их реализации;

● краткое описание содержания заданий;

● разработка учебной документации: перечень рабочих мест с описанием их оснащения, график перемещения звеньев по рабочим местам, план вводного инструктажа, план ЛПЗ по циклу, план заключительного инструктажа, инструкционные карты;

● методика проведения ЛПЗ.

 

 

Приведенный выше перечень разделов не должен рассматриваться студентами как единственно возможный способ выполнения курсовой работы, а только как один из вариантов. Некоторые разделы рекомендуется разбить на более мелкие смысловые части.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: