В стабилизации экономики

Костанайский филиал

 

Кафедра экономики

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

КОМЕРЧЕСКИЕ БАНКИ И ИХ РОЛЬ

В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

 

 

Автор курсовой работы_________________________Мукужанова Г.Г.

Дата сдачи курсовой работы на кафедру «___»_______ 2013 г.

Направление подготовки 080100.62 Экономика

Дисциплина «Макроэкономика»

Форма обучения заочная

Группа КЭЗС-104

Научный руководитель_________________________Магзумов Б.К.

Старший преподаватель

Дата проверки курсовой работы «___»_______ 2013 г.

 

Оценка

«_________________»

«____» ___________2013 г.

 

 

Костанай, 2013 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА КОМЕРЧЕСКИХ

БАНКОВ…………………………………….………………..…….4

ГЛАВА 2 РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СТАБИЛИЗАЦИИ

ЭКОНОМИКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН……………………………………

2.1 Стабилизация экономики Российской Федерации………………………9

2.2 Стабилизация экономики Республики Казахстан…………………….. 20

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

3.1 Перспективы развития экономики Российской федерации…..……... 26

3.2 Перспективы развития Республики Казахстан………………………… 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………….…………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….……34

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из главных звеньев в современной рыночной экономике является коммерческий банк. Банки появились достаточно давно. Вначале они выполняли всего лишь роль хранилищ, но затем количество выполняемых ими операций и количество возложенных на них функций увеличилось. Развитие банковской системы характеризует развитие общества в целом. На современном этапе их значение усилилось, что можно заметить по тому влиянию, какое оказал мировой финансовый кризис. Именно поэтому данная тема является актуальной. Развитие экономики страны напрямую связано с развитием банковского сектора. Если в банковской сфере будут наблюдаться проблемы, то эти проблемы будут сказываться на экономике всей страны в целом.

Объектом исследования курсовой работы является коммерческий банк, как посредник в современной рыночной экономике. Предметом исследования является то, какую роль играет коммерческий банк в экономике страны.

Цель исследования – определение места коммерческого банка в Российской Федерации и в Казахстане, проблем и перспектив развития современной банковской системы. Реализация данной цели возможна лишь через решение следующих конкретных задач:

- определить функции коммерческого банка в рыночной экономике,

- проанализировать динамику развития банковской системы в Российской Федерации и Казахстана

- выделить основные проблемы и перспективы стоящие перед коммерческими банками на данном этапе развития.

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И СТРУКТУРА

КОМЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 

В механизме функционирования кредитной системы огромная роль принадлежит коммерческим банкам. Они аккумулируют основную долю кредитных ресурсов, предоставляют клиентам полный комплекс финансового обслуживания, включая выдачу ссуд, прием депозитов, расчеты, покупку-продажу и хранение ценных бумаг, иностранной валюты и т.д. По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные, государственные, частные, кооперативные, смешанные. Во всех странах преобладают акционерные банки.

Коммерческий банк- это предприятие, организующее движение ссудного капитала с целью получения прибыли. Сущность коммерческого банка проявляется в его функциях:

- аккумуляция и мобилизация денежного капитала

- посредничество в кредите

- создание кредитных денег

- проведение расчетов и платежей в хозяйстве

- организация выпуска и размещения ценных бумаг

- оказание консультационных услуг.

Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. Это одна из старейших функций банков. Мобилизуемые банком свободные денежные средства предприятий и населения, с одной стороны, приносят их владельцам доходы в виде процента, а с другой- создают базу для проведения ссудных операций. Именно с помощью банков происходит сосредоточение денежных средств и превращение их в капитал.

Посредничество в кредите является другой важной функцией коммерческих банков. Прямым кредитным отношениям между владельцами свободных денежных средств и заемщиками препятствует несовпадение объема капитала, предлагаемого в ссуду, с потребностью в нем. Не совпадает и срок высвобождения этого капитала со сроком, на который он требуется заемщику. Непосредственные кредитные связи между владельцами капитала и заемщиками затрудняет также риск неплатежеспособности заемщика. Коммерческие банки, выполняя роль финансового посредника, устраняют эти затруднения. Банковские кредиты направляются в различные сектора экономики, обеспечивают расширение производства. Ссуды предоставляются и потребителям на приобретение товаров длительного пользования, домов, их ремонт и т.д., способствуя тем самым росту уровня их жизни, решению социальных проблем. Заемщиком коммерческих банков выступает и правительство, поскольку государственные расходы нередко не покрываются доходами.

Создание кредитных денег. Особая функция банков- создание кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, карточек, электронных переводов. Коммерческие банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов. При этом общее количество денег в обращении не увеличивается, происходит лишь замена одного вида кредитных денег (банкнот) другим (депозитами).

Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретения у клиентов ценных бумаг, иностранной валюты и золота. При этом происходит увеличение объема денежной массы в обращении. Когда клиент снимает наличные деньги со счета в банке, общая денежная масса остается неизменной: деньги просто переходят из безналичной формы в наличную. Списание денег с депозитного счета (при погашении ссуд, продаже банком своим клиентам ценных бумаг, валюты, золота) ведет к сокращению денежной массы. В промышленно развитых странах коммерческие банки являются главным эмитентом денег. Поэтому центральные банки регулируют процесс денежной эмиссии прежде всего путем воздействия на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Проведение расчетов и платежей в хозяйстве. Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки - посредники в платежах. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач.

Эффективное функционирование платежной системы в странах с развитой банковской структурой требует совершенствования технологии расчетных операций. В этих странах создаются различные расчетные системы.

Через эту функцию реализуется важная роль банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг. Осуществляя для своих клиентов выпуск и размещение акций и облигаций, коммерческие банки имеют возможность направлять капитал для производственных целей, для финансирования государственных расходов. Рынок ценных бумаг дополняет систему кредита и взаимодействует с ней. Например, банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают ценные бумаги банкам для перепродажи. Если компания- учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. С этой целью банк создает консорциум по размещению ценных бумаг. Выпущенные крупными компаниями обязательства на большие суммы банки размещают среди своих клиентов, а не путем свободной продажи на фондовой бирже.

Оказание консультационных услуг. Консультационные услуги коммерческих банков заключаются в консультировании клиентов по таким вопросам, как повышение их кредитоспособности, получение лизинговых и инновационных кредитов, применение новых форм расчетов, использование пластиковых карточек, составление отчетности и др. За последние годы расширяются информационные услуги, связанные со сбором и предоставлением информации о кредитоспособности клиентов коммерческого банка, о рынке банковских услуг, процентных ставках по активным и пассивным операциям и т.д.

Организационная структура коммерческого банка определяется его Уставом, в котором содержатся положения об органах управления банком, их полномочиях, ответственности и взаимосвязи при осуществлении основных банковских операций.

Главным органом управления коммерческим банком является общее собрание акционеров. Оно принимает следующие решения: утверждает и изменяет Устав, выбирает Совет директоров, утверждает годовой отчет, распределяет доходы банка, принимает решения о формировании его фондов, создании и ликвидации филиальной сети, а также, решает и другие важнейшие вопросы деятельности банка.

На общем собрании акционеров из числа Совета банка назначается Президент, который и руководит исполнительным органом банка - Советом директоров (или Правлением банка). Совет директоров состоит из вице-президентов и осуществляет руководство за деятельностью банка. Вице-президенты (их число зависит от размеров и специфики деятельности банка) контролируют соответствующие подразделения и отделы банка.

Совет директоров формирует высшие управленческие органы банка, которые ведут практическую деятельность в соответствии с его указаниями и рекомендациями. Основными функциями Совета являются: определение стратегических целей банка и формирование его политики по ссудным, инвестиционным, расчетным, валютным и другим операциям; укрепление конкурентных позиций банка на рынке; установление деловых связей с другими организациями; выполнение консультативных услуг; периодическая проверка деятельности банка; подбор, обучение и использование кадров. Директора банка заслушивают отчеты руководителей отделов, обсуждают положение дел банка и принимают решения о его структуре (отделах, подразделениях),

Организационная структура банка включает функциональные подразделения и службы, число которых определяется экономическим содержанием и объемом выполняемых им операций. Подразделения (отделы) банка формируются по функциональному назначению. Так, операции банка по аккумуляции свободных денежных средств юридических и физических лиц выполняются отделом депозитных операций, учетно-ссудные операции - кредитным отделом, доверительные операции - трастовым отделом и т.д. Большое внимание коммерческие банки уделяют вопросам организации хозрасчета, рентабельности и ликвидности. С этой целью создаются структурные подразделения, которые занимаются вопросами текущей деятельности банка, оказывают организующее воздействие на его работу в целом. В их числе отдел разработки коммерческой деятельности банка; отдел организации хозрасчетной деятельности и отдел по управлению ликвидностью банка. На основе этой базовой структуры работа более крупного банка строится по территориальному или отраслевому принципу. Например, отдел кредитования может включать отделы по кредитованию отдельных отраслей экономики.

Деятельность коммерческих банков в России расширяется, они начинают выполнять новые функции. Теперь банки не только организуют кредитные отношения и опосредствуют расчеты, они также выдают средства на финансирование хозяйства, производят куплю-продажу ценных бумаг, выполняют посреднические и трастовые сделки, консультируют предприятия о порядке осуществления кредитных и расчетных операций и т.д. В этих условиях меняется организационная структура банков.

 

 

ГЛАВА 2 РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СТАБИЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

2.1 Стабилизация экономики Российской Федерации

 

Банковская система один из важнейших секторов экономики. Ее задачей является трансформация накоплений и сбережений в инвестиции на развитие производства и обращения товаров. Насчитывается 1056 кредитных организации, по сравнению с 1 января 2009 года их количество сократилось на 4,7% (в 2009 году насчитывалось 1108), в 2008 году насчитывалось 1136 кредитных организаций, по сравнению с 2009 их количество уменьшилось на 2,5%. Что же касается филиалов кредитных организаций то их число сократилось. На данный момент их насчитывается 3153, на начало 2009 года их насчитывалось 3470 (рис1).

 

Количество банков и филиалов за 2001-2010 гг

 

В связи с требованиями Банка России происходят качественные преобразования институциональной структуры банковской системы: укрупнение банков за счет слияний и поглощений; отзыв лицензий и банкротство несостоятельных кредитных организаций за счет усиления банковского надзора. Снижение количества филиалов связано с тем, что крупные многофилиальные банки в условиях кризиса проводят политику снижения издержек, за счет оптимизации своих издержек (табл1).

Таблица 1

Динамика собственного капитала и совокупных активов в

банковском секторе

  на 01.01.07 на 01.01.08 на 01.01.09 на 01.01.10
Собственные средства (капитал) банковского сектора, млрд. руб 1692,7 2671,5 3811,1 4620,6
Темп прироста капитала, % 36,3 57,8 42,7 21,2
Совокупные активы (пассивы) банковского сектора, млрд. руб 13 963,5 20 125,1 28 022,3 29 430,0
Темп прироста активов, % 44,0 44,1 39,2 5,0

 

 

Как видим, начиная с 2009 года темп прироста уменьшается, главной причиной этого является мировой финансовый кризис, который дестабилизировал российский финансовый рынок в 2008 году. Что же касается активов кредитных организаций то можно наблюдать следующую тенденцию.

В связи с кризисом в конце 2008 году, структура пассивов кредитных организаций поменялась. Рассмотрим структуру пассивов (табл.2).

 

Таблица 2

Структура пассивов за 2008-2010 гг.

 

Пассивы на 01.01.08 на 01.01.09 на 01.01.10
млрд. руб % млрд. руб % млрд руб %
Фонды и прибыль кредитных организаций 2 809,2 14,0 3 109,2 11,1 3 766,4 12,8
Кредиты, депозиты и прочие средства, полученные кредитными организ. от Банка России 34,0 0,2 3 370,4 12,1 1 423,1 4,8
Счета кредитных организаций 194,4 1,0 346,0 1,2 273,1 0,9
Кредиты, депозиты и прочие средства, от др. кредитных организаций 2 807,4 13,9 3 639,6 13,0 3 117,3 10,6
Средства бюджетов, государственных и вне бюджет. фондов 45,1 0,2 29,8 0,2 34,1 0,1
Вклады физ. лиц 5 159,2 25,6 5 907,0 21,1 7 485,0 25,4
Депозиты и прочие привлеченные средства юр. лиц 3 520,0 17,5 4 945,4 17,6 5 466,6 18,6
Другие средства клиентов 275,5 1,4 292,2 1,0 219,8 0,7
Другие средства организаций 3 232,9 16,1 3 521,0 12,6 3 857,4 13,1
Облигации, векселя и банковские акцепты 1 112,4 5,5 1 131,6 4,0 1 161,3 3,9
Прочие пассивы 915,3 4,5 1 677,0 6,0 2 557,4 8,7

 

Доля остатков средств на счетах клиентов в 2008 году в пассивах составляет 60,9%; в 2009 году – 52,6; в 2010 – 58,2. Доля привлеченных средств от юридических лиц в пассивах составила в 2008 году 33,6%; в 2009 – 30,3%; в 2010 – 31,8%. При этом рост депозитов юридических лиц в на начало 2009 года составил 40,5%, а на начало 2010 - 10,5%. Замедление роста экономики и снижение дохода нефинансовых организаций способствовало оттоку средств корпоративных клиентов в последние месяцы 2008 года и в 2009 году. Что же касается вкладов физических лиц то тут наблюдем следующее: совокупный объем вкладов за 2008 год увеличился на 14,5%, а в 2009 году – 26,7%. При этом их доля в 2008 году уменьшилась с25,6% до 21,1, а в 2009 году наблюдается увеличение до 25,4%. С сентября 2008 года ресурсная база кредитных организаций поддерживалась так же за счет средств Банка России и бюджетных депозитов. В 2008 году доля средств привлеченных от Банка России составила 12,1%, однако в 2009 году она сократилась до 4,8%. Кроме того, временно свободные средства в банках размещали государственные корпорации. В 2008 году также наблюдается снижение доли векселей и облигаций в пассивах банковского сектора – с 5,5% до 4,0%.

Активные операции кредитных организаций в 2008-2009 гг. характеризовались, прежде всего, замедлением темпов роста кредитования нефинансовых организаций и физических лиц. Структура активов имеет следующий вид (табл.3).

Таблица 3

Структура активов за 2008-2010 гг.

 

Активы на 01.01.08 на 01.01.09 на 01.01.10
млрд. руб % млрд. руб % млрд. руб %
Денежные средства, драгоценные металы и камни 501,7 2,5 829,3 3,0 795,8 2,7
Счета в Банке России 1294,7 6,4 2078,7 7,4 1 755,2 6,0
Корреспондентские счета в кредитных организациях 413,3 2,1 1 238,8 4,4 839,2 2,9
Ценные бумаги 2250,6 11,2 3 636,8 13,0 4 309,4 14,6
Прочее участие в уставных капиталах 25,2 0,1 63,2 0,2 72,6 0,2
Кредиты, депозиты и прочие средства, предоставленные нефинансовым организациям 9 316,0 46,3 12 509,7 44,6 12 541,7 42,6
Кредиты, предоставленные физическим лицам 2 971,1 14,8 4 017,2 14,3 3 573,8 12,1
Кредиты, депозиты и прочие средства, предоставленные кредитным организациям 1 418,1 7,0 2 501,2 8,9 2 725,9 9,3
Основные средства, нематериальные активы, материальные запасы 434,8 2,2 544,1 1,9 790,7 2,7
Использование прибыли 122,7 0,6 109,8 0,4 71,4 0,2
Прочие активы 489,6 2,4 870,4 3,1 880,7 3,0

 

В 2008 году объем кредитов увеличился на 39,5%, а в 2009 – сократился на 0,3%. При этом удельный вес в активах на 1.01.2008 составляет 71%, на 1.01.2009 – 71,2% и на 1.01.2010 – 67,5%. Суммарный объем кредитов предоставленных физическим лицам на 2008 год составляет 2971,1 млрд. руб, на 2009 – 4017,2 млрд. руб, и на начало 2010 года – 3573,8 млрд. руб, соответственно доли в активах составляют: 14,8, 14,3, 12,1. Видим заметное снижение доли кредитов физическим лицам в структуре активов. Основными причинами резкого замедления кредитования являются ухудшение экономического положения заемщиков и нежелание банков принимать дополнительные риски. Активы в иностранной валюте увеличились на 62,7% в 2008 году, и увеличились на 55,8% в 2009 году. Объем вложений в ценные бумаги возрос на 5,1% в 2008 году, а в 2009 году – на 82,2%. Удельный вес в активах соответственно составляет на 1.01.2008 11,2%, на 1.01.2009 – 8,4, на 1.01.2010 – 14,6%. Большую часть в портфеле ценных бумаг имеют вложения в долговые обязательства.

Какая же тенденция наблюдается на рынке межбанковского кредитования. В 2008 году кредиты и депозиты полученные от других кредитных организаций увеличились на 29,6% и составили на 1.01.09 3639,6 млрд. руб, а в 2009 году уменьшились на 14,4%. Что же касается доли в в пассивах, то отметим, что на 1.01.2008 году они сотавили13,9%, в 2009 – 13,0% и в 2010 – 10,6%. В 2008 году банки столкнулись с реализацией рисков, обусловленных мировым финансовым кризисом и высоким темпом роста. В марте – мае и августе – октябре 2008 года имел значение риск ликвидности, связанной с утратой доверия к финансовым посредникам и оттоком иностранного капитала. К концу 2008 года в результате мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Банком России, ситуация с ликвидностью стабилизировалась. По мере развития негативной ситуации в экономике возросла значимость кредитного риска. На 1.01.08 доля безнадежных ссуд составила 2,5%, на 1.01.09 – 3,8% и на 1.01.10 – 9,6%. На фоне обесценивания рубля огромнейшее значение приобрел валютный риск, он составил на 1.01.08 3,6%, на 1.01.09 – 3,4% и на 1.01.10 – 37,5%.

Проблемы, возникшие в деятельности ряда банков под воздействием мирового финансового кризиса, в существенной степени явились следствием недостатков в системе управления банковскими рисками. Кризис и его последствия для банковского сектора и конкретных банков продемонстрировали первостепенное значение взвешенного подхода к стратегии и тактике развития банками своей деятельности.

Одним из приоритетных направлений деятельности российской банковской системы является ее полномасштабное финансовое участие в модернизации российской экономики. Для осуществления динамичного развития экономики, перехода к инновационному хозяйственному укладу и укрепления позиций России в мировом сообществе необходимо создать в нашей стране финансовый центр мирового значения, способный эффективно аккумулировать и перераспределять временно свободные средства. Чтобы это сделать, необходимо решить ряд проблем.

Одной из важных проблем является проблема несовершенства правового обеспечения банковской системы. Причиной этой проблемы является то, что существующее законодательство представляет собой наследие финансовой системы советской эпохи. Несмотря на это был решен вопрос о достаточности капитала, была упрощена процедура формирования капитала кредитных организаций за счет нерезидентов, а также была усовершенствована система допуска иностранного капитала на российский рынок банковских услуг.

Следующей проблемой является неравномерность региональной концентрации активов кредитных организаций, а также низкая динамика развития региональной филиальной сети кредитных организаций, что в значительной мере сдерживает экономический рост регионов (Приложение А). При этом на 1.02.10 87% всех активов приходится на центральный федеральный округ, из которых 99,2% приходится на Москву и Московскую область. Таким образом, с учетом недостаточного территориального и технологического развития финансовой инфраструктуры, сегодня ясно, что решение проблем и дальнейшее развитие банковского сектора требует комплексных мер и серьезной поддержки со стороны государства.

Ключевыми проблемами развития современной банковской системы являются следующие:

- сохранение низкого уровня капитализации;

- рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования.

Рост совокупных активов за 2008 год составил 39,2%, а капитала 42,7%, что касается 2009 года, то наблюдаем следующую динамику 5% и 21,2% соответственно. В целом рост активов и капитала замедлился. Как видим, наблюдается положительная тенденция, не смотря на это все равно отношения собственного капитала к активам низкое, и составляет на 1.01.2009 13,6%, и на 1.01.10 15,7%.

Проблема зависимости от внешних источников финансирования осложнилась в сентябре 2008 г., что было связано с падением цен на нефть, обострением политической ситуации вокруг Северного Кавказа, громким банкротства американских банков. Все это привело к обострению ситуации в финансовой системе России: инвесторы начали массово покидать страну, переводя свои капиталы в финансовые центры США и Европы. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам. А так как примерно 70% межбанковских кредитов приходится на иностранные банки, то это оказало влияние на коммерческие банки. Но эффективные и слаженные действия Правительства и Банка России позволили избежать серьезных проблем.

Кредитная поддержка реального сектора экономики – центральная проблема не только банковского сектора, но и всей экономики России. Именно кредитование побуждает экономический рост, стимулирует увеличение массы товаров на рынке и, следовательно, приводит к снижению инфляции. Необходимость расширения кредитования в условиях кризиса связано с тем, что в условиях кризиса кредит является «спасательным кругом», который помогает выйти из провала.

Что же сегодня происходит в стране в кредитовании. Реально оживления кредитования нет. Если исключить из объема кредитования валютные факторы, видно, что за последний год корпоративные кредиты сократились – на 6,5%, а кредиты населению снизились примерно на 12,2%. Ниже приведем таблицу кредитования юридических и физических лиц за последние 12 месяцев (табл.4)

 

 

Таблица 4.

Кредитование юридических и физических лиц

за последние 12 месяцев

 

Отчетная дата Кредитования физических лиц, млн. руб. Кредитование юридических лиц, млн. руб.
на 01.04.2009 456768,3 4623078,9
на 01.05.2009 685466,7 6308013,1
на 01.06.2009    
на 01.07.2009 1173192,1 9177445,8
на 01.08.2009 1405697,3 10679067,6
на 01.09.2009 1635336,7  
на 01.10.2009   13880941,2
на 01.11.2009   15390763,7
на 01.12.2009 2333499,5 16801139,2
на 01.01.2010 2613558,4 19091539,8
на 01.02.2010    
на 01.03.2010    

 

При всей актуальности рассмотренных выше вопросов наличие высоких ставок по кредитам – одна из самых острых проблем на современном этапе. Для того чтобы определить возможные пути снижения процентных ставок конечным потребителям, важно прежде всего выяснить причины существования таких высоких ставок. Одной из причин является наличие высокой инфляции в стране и невозможность предоставления кредитов для банков в системе рефинансирования ниже этой инфляции. Также существенное влияние на величину процентной ставки оказывает система рисков при кредитовании (ее вес мы оценивается на уровне 40%). Другим, крайне важным фактором, влияющим на цену кредита, является ставка рефинансирования Банка России. Это исходная величина, которая как бы дает пусковой импульс для определения конечной ставки кредитования реального сектора. На размер процентной ставки также влияет следующий фактор – это величина процентной ставки размеров процентов по депозитам населения. В данной ситуации, естественно, главным направлением по снижению процентных ставок является снижение рисков по кредитам. В условиях кризиса решить эту проблему возможно установлением гарантий со стороны государства на предоставляемые банками кредиты.

Следующей проблемой в банковском секторе является проблема просроченной задолженности и «плохих долгов». На данный момент доля «плохих» долгов заметно увеличивается. Заметим, что темп роста увеличения кредитов за 2008 год составил 39,5%, а за 2009 сократился на 0,2%. Что же касается просроченных кредитов, то темп роста в 2008 году составлял 129,2%, а в 2009 – 240,5%, при этом из них темп роста просроченных кредитов физических лиц за 2008 год составил 53,9%, за 2009 – 63,6%, а юридических лиц 212,2% и 282,2% соответственно.

Одной из мер по борьбе с ростом объема «плохих» долгов является рекапитализация банковской системы, российские власти готовы втрое увеличить долю государства. Однако, накачка деньгами банковской системы здесь едва ли поможет, потому что российские банки, даже получив дополнительную ликвидность, не торопятся выдавать кредиты ненадежным в условиях кризиса заемщиков.

Российские власти готовы вернуться к идее покупки государством акций банков в массовом порядке, причем не только привилегированных. Как заявил на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, в случае быстрого увеличения «плохих» активов оптимальной схемой является вхождения государства в капитал банков. По словам Улюкаева, такое решение является макроэкономически нейтральным, то есть не окажет негативного воздействия на уровень и динамику процентных ставок. Для банков такая мера означала бы гарантированную возможность покрытия убытков, которые возникают с плохим качеством существующих или новых кредитов и рефинансирования в ЦБ фактически по всему спектру инструментов, добавил он.

Таким образом, выделим основные проблемы современного банковского сектора:

- Проблема просроченной задолженности или «плохих долгов»

- Слабая финансовая устойчивость кредитных организаций

- Высокий уровень процентных ставок по кредитам

- Кредитная поддержка реального сектора экономика

- Слабо развитый филиальный и региональный банковский сектор

- Неравномерность региональной концентрации активов в кредитных организациях

- Рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования

- Сохранение низкого уровня капитализации банков.

 

 

2.2 Стабилизация экономики Республики Казахстан

 

Начало становление экономика Казахстана было не радужным вспомнить хотя бы приостановление работ, растерянность казахстацев в отношении того хранить деньги в банке или лучше их оттуда забрать, вопросы безработицы и многое другое. Если остановиться на финансовом секторе, здесь есть много фактов, которые дадут нам объективную картину произошедших изменений. Это и депозитная база, и кредитная, объем, график погашения долгов самих банков перед внешними кредиторами. Это активность на фондовом рынке, рост собственного капитала финансовых организаций и многое другое.

По сравнению с началом 2010 года депозитная база казахстанских банков выросла на 958 млрд. 940 млн. тенге. Это свидетельствует о сохранении и повышении уровня доверия к банковской системе Казахстана. О росте своей активности в сегменте потребительского кредитования заявили 57% банков, причем только 40% банков свидетельствуют о росте спроса на потребительские кредиты со стороны населения. Совокупные обязательства банков второго уровня с начала 2010 года уменьшились на 12,9%. В структуре обязательств произошло увеличение вкладов юридических лиц на 17,6%, Вкладов физлиц на 12,5%. ВВП в Казахстане на 1 ноября 2010 года увеличился на 2 трлн. 296 млрд. тенге по отношении к 1 января текущего года. Банковские активы по отношению к ВВП за тот же период снизились на 5,1%. Отношение ссудного портфеля к ВВП сократилось на 9,2%. Количество вкладов клиентов по отношению к ВВП уменьшилось на 9,8%.

Национальный банк Казахстана в этом направлении проводил достаточно активную политику. В частности, несмотря на беспокойство населения сохранились гарантии государства по вкладам населения в объеме 5 млн. тенге, а также были снижены ставки по кредитам, что оказалось существенной поддержкой малого и среднего бизнеса.

Назгуль Алмасаева, заместитель председателя АО «Казахстанский фонд гарантирования депозитов»: «Следует отметить продуманную антикризисную политику нашего правительства и финансовых регуляторов страны: Нацбанка и АФН, благодаря которой экономика Казахстана не испытала тех серьезных последствий мирового финансового кризиса, от которых пострадали многие другие страны мира. В частности за последние 3 года не было ни одного банкротства банка, была спешно проведена реструктуризация проблемных банков, не зафиксировано снижение ВВП, уровень инфляции оставался в разумных пределах. Со своей стороны хотела бы остановиться на тех мерах государства, которые коснулись непосредственно депозиторов. Как вы знаете, в октябре 2008 года государством была значительно увеличена максимальная сумма возмещения по депозитам физических лиц с 700 тысяч тенге до 5 млн. тенге. И сам Фонд гарантирования также был исключительно финансово укреплен. В частности Национальный банк увеличил уставной фонд. В период с 2008 года по сегодняшний день уставной капитал увеличился с 16 млрд. до 21 млрд. тенге».

По данным Казахстанского фонда гарантирования депозитов, за прошедший год был зафиксирован незначительный переток крупных депозитов из проблемных в более устойчивые банки. Речь идет о суммах свыше 15 млн. тенге. На сегодняшний день количество депозитов физлиц до 5 млн. тенге составляет около 99%. Таким образом, подавляющее большинство депозиторов находятся под гарантией фонда. Также одним из стимулов спроса населения к банковским депозитам, также были меры, которые предпринимал каждый банк самостоятельно. То есть сейчас расширилась линейка депозитов, многие банки предлагают новые депозиты, Интернет-депозиты. Дополнительно к депозитам они предлагают дополнительные услуги. Некоторые банки проводят широкомасштабную рекламную акцию. В настоящее время Фонд гарантирования депозитов рекомендует банкам придерживаться определенных максимальных ставок по депозитам физических лиц. Это делается в целях приведения депозитной политики банка в соответствие с инвестиционными возможностями рынка и финансовой политики государства. Существует прямая зависимость между ставками на депозиты и ставками на кредиты. Чем больше процентов вознаграждения предлагается по депозитам, тем больше проценты по кредитам. А это в текущих условиях не очень желательно, так как с точки зрения отсутствия необходимого стимулирования заемщиков, также с точки зрения возрастания кредитных исков банков. Эти ставки могут пересматриваться, это зависит от конъектуры рынка. С 1 апреля максимальные ставки фонда для банков в тенге были снижены с 10,5% до 10%.Банки самостоятельно устанавливают ставки вознаграждения. Однако те, кто нарушает рекомендуемые максимальные ставки, подвергаются косвенному наказанию со стороны фонда.

Так же стоит отметить, что кредитный рынок никогда и не замирал. Другое дело, что источником кредитных средств часто выступало государство, а банки были только операторами государственных программ поддержки

Александр Юрин, эксперт управления финансовой стабильностью Национального банка РК: «Свою эффективность показали благодаря тому, что у них был комплексный эффект. С одной стороны прямая поддержка банковского сектора, с другой стороны – все программы отраслевые, которые были направлены на фондирование определенных отраслей экономики, они точно также осуществляют через банки. Это позволило избежать сжатого кредитного портфеля и позволило преодолеть недостаток фондирования банковского сектора».

Максат Кабашев, председатель правления АО «Альянс Банк»: «В прошедшем году «Альянс Банк» участвовал практически во всех государственных программах, связанных с поддержкой финансового сектора. Это программы фонда «ДАМУ», по которым мы участвовали в программах, связанных с финансированием МСБ. В программах «ДАМУ 2» и «ДАМУ 3» мы профинансировали порядка 11 млрд. тенге выделенных средств. И за прошедшие 11 месяцев то, что мы сделали. Еще будем участвовать в программе рефинансирования ипотечных займов, которая длится с 2009 года, мы в ней продолжаем участвовать. Порядка 338 млн. тенге мы профинансировали по этой программе. Также мы участвуем в программах, которые доводят до ума недостроенные объекты через фонд «Самрук-Казына Недвижимость». Там … операторами нескольких объектов в Казахстане, в том числе в Алматы. Один из крупных объектов – объект «Аксель Кек» вблизи Алматы. Сейчас мы пошли дальше, мы жителям этого комплекса предоставляем ипотечное кредитование».

За последние 2 года многое на рынке кредитования изменилось. Снизился объем кредитования, ужесточились требования банков, выросли ставки по кредитам. Но как показывает практика, потребительские кредиты по-прежнему остаются востребованными. Банки постепенно восстанавливают предложение потребительских продуктов, в том числе связанных с предоставлением относительно небольших кредитов без указания или привлечения займа на покупку бытовой техники и автомобилей. В мае 2010 года объем ежемесячного кредитования на потребительские цели составил около 27,5 млрд. тенге. Для сравнения, в мае 2007 года объем кредитования составлял около 140 млрд. тенге. То есть объемы кредитования в этом сегменте во время кризиса упали более чем в 5 раз. При текущей динамике развития национальной экономики – восстановление экономического оптимизма возможно в середине 2011 года, считают эксперты.

В связи с тем, что практически крупные банки Казахстана столкнулись с трудностями, связанными с качеством активов, профинансированных в докризисный период, особое внимание в 2011 году уделялось принятию решений. Адекватные оценки залогового имущества, а также ответственности менеджеров.

По словам экспертов, при оценке рисков кредитования акцент делается на доходность самого проекта. Кроме того, особое внимание уделяется и залоговой базе, которая оценивается по текущей рыночной стоимости.

В 2010 году завершилось реструктуризация трех крупных банков. Это стало своеобразным сигналом о снижении риска в финансовой системе и о стабилизации экономики страны (табл.5).

Таблица 5

Ведущие банки Казахстана – 2012

 

Место Банк Активы, млрд тенге Собств. капитал, млрд тенге Кредиты, млрд тенге Депозиты, млн тенге
  Казком 2416.80 450.72 2357.11  
  Народный банк 2222.22 282.65 1334.13  
  БТА Банк 1450.80 -1227.85 2068.81  
  Банк ЦентрКредит 1038.55 85.25 828.78  
  АТФ Банк 991.69 73.27 800.21  
  Сбербанк 684.83 84.11 474.38  
  Альянс Банк 548.21 15.55 562.09  
  Цесна Банк 539.67 49.84 408.87  
  Kaspi Bank 479.29 53.88 431.54  
  Евразийский банк 435.75 43.26 351.41  

 

 

По последним данным Комитета по статистике, экономический рост ВВП в Казахстане по итогам 2010 года порядка 7%, что является положительным трендом роста. Экономика начинает расти заново. Это хорошо. И с точки зрения кредитования это дает возможность нам наблюдать тот рост спроса нашей кредитной продукции со стороны населения, со стороны компаний. Заметно, что с увеличением экономики кредитование будет расти, потому что компании развиваются, нужныоборотные средства, средства нужны для приобретения остальных средств производства.Сегодня люди, так как у нихпоявляются свободные деньги, получат возможность планировать свои траты на период времени. Поэтому экономический рост в любом случае положительно на всю систему влияет. И сама экономическая ситуация улучшается.

Экономика восстанавливается. И хотя еще рановато подводить окончательные итоги 2010 года, то, что мы сегодня увидели дает нам возможность более уверенно смотреть в завтрашний день, создает твердую почву под ногами, а значит, мы с вами можем строить планы, реализовывать свои идеи и гордиться своей страной

 

ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

3.1 Перспективы развития экономики Российской федерации

 

Что же касается дальнейшего развития банковского сектора и перспектив, то тут возникают две главные задачи, во-первых, необходимо решить существующие проблемы, во-вторых, необходимо способствовать развитию банковского сектора экономики страны. Основные меры по решению этих задач можно сгруппировать условно по семи направлениям.

1. Монетарные меры

Установленный в январе 2009 г. коридор колебаний рубля к бивалютной корзине, обеспечивает при текущих макроэкономических параметрах определенное равновесие. Основная задача государства сейчас - подтвердить твердые намерения по поддержанию адекватного курса рубля и обеспечить его стабильность. Кроме того, представляется необходимым снизить ставку рефинансирования до 8-10%. Это позволит повысить доступность кредитов для предприятий и населения, и как результат, стимулировать производство и внутренний спрос, снизить уровень дефолтов заемщиков.

2. Повышение капитализации банковской системы

Мерами в данном направлении могут быть: введение нулевой ставки налога на прибыль в случае ее реинвестирования в собственный капитал банка, освобождение от налогообложения части прибыли инвесторов, направляемой на формирование уставного капитала банков, законодательное упрощение регулирования капитала банков.

3. Консолидация банковского сектора

Это направление призвано повысить устойчивость банковской системы и ее способность решать задачи по финансовому обеспечению отечественных производителей. В данном направлении положительную роль может сыграть предоставление капитала крупнейшим банкам для приобретения неплатежеспособных. Также необходимо повысить требования к минимальному размеру собственных средств для кредитных организаций, усовершенствовать процедуру реорганизации кредитных организаций и упростить процедуры их банкротства.

4. Формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка

Учитывая острую потребность банков в формировании базы пассивов, следует принять следующие меры:

• обеспечение предсказуемости условий предоставления беззалоговых кредитов Банка России и снижение их стоимости;

• увеличение размера гарантий по вкладам физических лиц как минимум до 3 млн. руб. Непринятие такой меры грозит уходом крупнейших частных депозиторов в более защищенные банковские системы мира;

• страхование средств юридических лиц в банках;

• законодательное закрепление возможности открытия безотзывных вкладов;

• предоставление муниципальным образованиям, бюджеты которых дотируются не более чем на 20%, права размещать свои средства на депозитах в коммерческих банках;

• обеспечение участия пенсионных накоплений в фондировании банков.

5. Расширение спектра государственных гарантий

Государственные гарантии - одно из важнейших направлений укрепления отечественной банковской системы. Объектами защиты с помощью государственных гарантий должны быть не только предприятия, но и граждане. Эти меры должны способствовать повышению внутреннего спроса, снижению панических настроений и негативных социальных последствий. Использование государственных гарантий может быть реализовано за счет:

• поддержки внутреннего спроса через финансирование программ по приобретению населением товаров длительного пользования;

• включения 30-50 крупнейших банков в программу кредитования инфраструктурных, стратегических проектов, предприятий малого и среднего бизнеса на конкурсной основе под гарантии государства;

• покрытия обязательств перед банками тех граждан, которые потеряли возможность обслуживать кредиты в результате кризиса.

6. Упорядочение рынка проблемных активов

Важным условием укрепления банковского сектора является упорядочение рынка проблемных активов. В первую очередь, необходимо сформировать единую систему классификации проблемных активов, а затем обеспечить вывод с помощью государства проблемных активов с балансов банков и создать единую площадку для торговли ими.

Для облегчения доступа банков к публичной финансовой информации было бы целесообразно создать Государственное бюро финансовой информации по банкам и корпоративным клиентам банков на базе Банка России. Кроме того, необходимы меры в области учета и распоряжения имуществом: формирование единой системы учета (регистрации) залога движимого имущества, создание механизма обязательного ареста имущества должников по искам банков, ввод упрощенного порядка судебного рассмотрения споров, связанных с взысканием задолженности по кредитным договорам и обращением взыскания на заложенное имущество. Также необходимо обеспечить возможность погашения требований банков за счет заложенного имущества, минуя процедуру банкротства.

7. Повышение прозрачности и технологичности банковской системы

Открытость и высокая эффективность российского банковского сектора - обязательные условия успешной работы в рамках глобальной экономики. К мерам, направленным на повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности банковского сектора, можно отнести:

- установление для 30-50 крупнейших банков обязательной подготовки отчетности в полном соответствии с МСФО на ежеквартальной основе

- введение дифференцированной системы надзора за банками

- передачу контрольных функций Роспотребнадзора в области потребительского кредитования Банку России

- разработку Банком России специальных нормативных актов для банков по риск-менеджменту

- переход на электронный формат подачи отчетности банков

- совершенствование законодательства в области регулирования технологий дистанционно-банковского обслуживания клиентов. В частности, следует разрешить банкам открывать новые счета (вклады) физических лиц без их личного присутствия, с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания.

После решение данных задач идея создания международного финансового центра в России станет достижимой целью. Такое развитие ситуации позволит включить Россию в список стран, в которых осуществляется торговля мировыми финансовыми активами, и превратить рубль в валюту международных расчетов. Это даст дальнейший импульс для увеличения объемов реальных инвестиций в российскую экономику, позволит увеличить стабильность доходов и уровень благосостояния населения России, развивать финансовые, банковские, страховые услуги на уровне мировых стандартов.

 

3.2 Перспективы развития Республики Казахстан

 

1. В настоящее время отсутствуют механизмы, которые позволили бы эффективно управлять залогами, переходящими в собственность банка после дефолтов заемщиков. Вопрос надо решать на уровне гражданско-правового права.

2. В Казахстане высокие процентные ставки по кредитам. Даже если учесть уровень инфляции - в реальном выражении - 7-8% годовых. На Западе они составляют 2-3%. Необходимо фондирование банков со стороны государства под низкие проценты, включая использование ресурсов Национального фонда.

3. Создать систему оценки рисков, например, как в США, где имеется три скоринговые компании, которые независимо оценивают кредитоспособность заемщика и где собираются воедино все данные по любому заемщику. Банки, основываясь на данных независимый оценках, делают расчет кредитоспособности. В Казахстане существует первое кредитное бюро, однако его функции ограничены выдачей справок о задолженности. Казахстанские банки вынуждены самостоятельно проводить оценку кредитных рисков заемщиков.

4. Вопрос о высоких комиссиях с карточным обслуживанием, особенно в «чужих» банкоматах, по сравнению, с развитыми странами. В Казахстане каждый банк имеет собственный процессинговый центр, не существует законодательных ограничений для банков по взиманию комиссий. Это ведет к удорожанию услуг и неэффективному распределению затрат, что в конечном счете отражается на потребителе. Идеальное решение – создание общего процессингового центра,- как, в США, где их всего два на всю страну, они обрабатывают транзакции всех банков.

5. Повышение финансовой грамотности населения. Для этого необходимо проводить «ликбез» через СМИ, ТВ, публичные лекции и т.д.

6. С целью минимизации потерь от кризисов в банковской сфере и предотвращения кризисных явлений, актуальным является разработка методик ранней идентификации финансовых кризисов. Необходимо привлечь ученых, специалистов, студентов.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При написании данной курсовой работы были выполнены все задачи, которые мы поставили во введение. Можно сделать следующие выводы:

За последние года в экономике России произошли большие изменения. Объём валовой добавленной стоимости в финансовой деятельности — 1,72 трлн руб (2009 г.). В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере финансов в России составляла 1,13 млн человек, что на 74 % превышало показатель 1999 года. Инвестиции в основной капитал в сфере финансовой деятельности в России — 86 млрд рублей (2008 г.). Капитализация российского фондового рынка превышает 1 триллион долларов (16-е место среди стран мира). Крупнейшая в России Московская биржа является лидером по объёму торгов во всех сегментах биржевого рынка в странах бывшего СССР и в Восточной Европе, а по объёму торгов на фондовом рынке она входит в 20-ку крупнейших в мире, по объёму торгов на срочном рынке — в 10-ку.

Российские банки входят в двухуровневую систему, верхний уровень которой представлен Центральным банком Российской Федерации, а нижний — коммерческими банками. Чистые активы 500 крупнейших российских банков в I полугодии 2010 года выросли почти на 8,5 %, достигнув, таким образом, по состоянию на 1 июля 2010 года отметки в 28,36 трлн.руб. ($0,91 трлн.). Объём золотовалютных резервов ЦБ РФ по состоянию на конец 2011 года равнялся $499 млрд (4-е место среди стран мира). Но все же есть трудности с которыми столкнулась Россия такими как:

- развитие банковского сектора замедленно, что связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом;

- перед коммерческими банками стоят следующие проблемы: проблема просроченной задолженности или «плохих долгов», слабая финансовая устойчивость кредитных организаций, высокий уровень процентных ставок по кредитам, кредитная поддержка реального сектора экономика, слабо развитый филиальный и региональный банковский сектор, неравномерность региональной концентрации активов в кредитных организациях, рост зависимости отечественных банков от внешних источников финансирования, сохранение низкого уровня капитализации банков;

- основными мерами по решению данных проблем в России являются следующие: монетарные меры, повышение капитализации банковской системы, консолидация банковского сектора, формирование базы пассивов банков за счет источников внутреннего рынка, расширение спектра государственных гарантий, упорядочение рынка проблемных активов, повышение прозрачности и технологичности банковской системы.

Казахстан является первой из стран Содружества Независимых Государств, осуществившая (в 1998 году) реформу пенсионного обеспечения населения. Казахстан первым среди стран СНГ (в 2000 году) создал Национальный фонд Республики Казахстан для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов. В 2003 год финансовая система Казахстана считалась лучшей среди стран СНГ, а точнее - более развитой, прозрачной и защищенной от вмешательства государства.

Казахстан молодая страна, а значит есть задачи которые необходимо решать и основными мерами по решению проблем Казахстана является: механизмы которые позволили бы эффективно управлять залогами, необходимость фондирование банков со стороны государства под низкие проценты, создание системы оценки рисков, создание общего процессингового центра, которые обрабатывают транзакции всех банков, повышение финансовой грамотности населения, Необходимость привлечения ученых, специалистов для разработки методик ранней идентификации финансовых кризисов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Жукова, Е.Ф. Общая теория денег и кредита / Е.Ф. Жукова/ 2 изд., перераб. и доп./2006

2. Усоскин В.М. «Современный коммерческий банк» /«Вазар-Ферро», 2006

3. Даму фонд развития предпринимательства/ электронная пресса/2010/– URL: http://www.damu.kz/5152

4. Ананьев Д.Н. «Банковский сектор России: итоги и перспективы развития» //Деньги и Кредит. – 2009. - №3.

5. Голодова Ж.Г., «Проблемы и перспективы развития отдельных групп коммерческих банков России» //Финансы и Кредит. – 2008

6. Горина Т.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006.

7. Долан Э.Дж и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – М., 2008

8. Обзор банковского сектора Российской Федерации №89 март 2010 года

9. Шенаев, В.Н. Денежный оборот // Банковские услуги. - 2007. - №7. - с.2-11.

10. Семенов, С.К. К вопросу о сущности и моделировании денежного оборота // Банковские услуги. - 2007. - №5. - с.2-6.

11. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред. академ. РАЕН Е.Ф. Жукова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003. - 600с.

12. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / О. И Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 464с.: ил.

13. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Г.Е. Алпатов, Ю.В. Базулин и др.; Под ред.В. В. Иванова, Б.И. Соколова. - М.: ТК велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624с.

14. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник для вузов. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°", 2005. - 586с.

15. Финансы. Денежное обращение. Кредит Учебник для вузов / Под ред. проф.Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2-е изд. 2002. - 512с.

16. Григорян, С. Электронное денежное обращение. Нужен ли надзор? // Банковское дело. - 2008. - №7. - с. 19-23.

17. Ионов, В.М. Наличное денежное обращение: основные тенденции развития // Деньги и кредит. - 2007. - №4. - с.40-45.

18. Расстригина, И. Применение лимита расчетов наличными денежными средствами // Финансовая газета. - 2008. - №11. - с.6.

19. Семенов, С.К. К вопросу о сущности и моделировании денежного оборота // Банковские услуги. - 2007. - №5. - с.2-6.

20. Семенов, С. Организация налично-денежного обращения // Экономист. - 2007. - №4. - с.52-56.

21. Чаплыгин, Г.В. Теоретические аспекты формирования денежно-валютной политики // Деньги и кредит. - 2004. - №8. - с.42-45.

22. Шамраев, А.В. Перспективность направления деятельности по нормативному регулированию безналичных расчетов // Банковское дело. - 2006. - №11. - с.8-12.

23. Шенаев, В.Н. Денежные системы // Банковские услуги. - 2007. №12. с.2-8.

24. Шенаев, В.Н. Денежный оборот // Банковские услуги. - 2007. №7. - с.2-11.

25. Юров, А.В. Наличные деньги и электронные средства платежа: оценка перспектив: Выступление на Первой международной конференции "Налично-денежное обращение: модели, стандарты, тенденции" (3 июля 2007г., г. Москва) // Деньги и кредит. - 2007. - №7. - с.37-42.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: