Марксизм в России в последней трети ХIХ В

 

Несмотря на широкомасштабные охранительные мероприятия самодержавия после убийства Александра II, окончательно задушить революционное движение самодержавию не удалось. Кризис народничества, капиталистическое развитие страны, разложение крестьянской общины заставляли думающих людей искать иное теоретическое обоснование происходящих в стране процессов с позиций социализма. На вооружение был взят опыт Западной Европы, но без учета особенностей России, ее самобытности.

Первые шаги по изучению теории марксизма были предприняты еще народниками. В 1872 г. в Петербурге был издан I-й том «Капитала» в переводе Г.А. Лопатина и Н.Д. Даниэльсона. В 70-е гг. народники осуществили издание еще ряда работ Маркса и Энгельса. Однако народники брали из марксизма только те положения, которые показывали пагубные последствия развития капитализма и использовали их для обоснования необходимости некапиталистического пути развития России.

В 80-е гг. интерес к марксизму был вызван другим. К этому времени в стране завершился промышленный переворот. Произошли заметные сдвиги в социальной структуре общества. Промышленный пролетариат возрос до 1 млн. человек.

Политический строй России, отсутствие развитого законодательства порождали самые грубые формы эксплуатации. Рабочий день не ограничивался, женский и детский труд не регламентировались.

Подобные условия способствовали возникновению в России на рубеже 50-60-х гг. ХIХ в. рабочего движения. Первые стачки прошли в Орехово-Зуеве, на Сестрорецком оружейном заводе под Петербургом; в Серпухове начались забастовки прядильщиков и ткачей.

В 70-е гг. главными центрами рабочего движения становятся Петербург и Центрально-промышленный район.

Важным событием в истории рабочего движения России явилась стачка 1878 г. на новой бумагопрядильне в Петербурге, продолжавшаяся почти месяц. Одним из ее организаторов был П.А. Моисеенко, получивший позднее большую известность в связи с Морозовской стачкой. В событиях принимал участие Г.В. Плеханов, написавший прокламацию «К рабочим всех фабрик и заводов», призывавшую к единству в борьбе.

Самая мощная стачка пореформенной эпохи вспыхнула в январе 1885 г. на Никольской мануфактуре Морозова в Орехово-Зуеве. Властям пришлось использовать войска, чтобы вернуть рабочих в казармы. 600 человек были высланы, 33 предстали перед судом присяжных. Однако во время суда выявились такие ужасные факты притеснения рабочих, что присяжные оправдали обвиняемых. Несмотря на это, Моисеенко и Волков были подвергнуты административной ссылке по решению министра внутренних дел. Эта стачка произвела на общественность сильное впечатление. Правительство было вынуждено запретить ночную работу несовершеннолетних и женщин на фабриках и мануфактурах; вышел закон о взаимоотношениях фабрикантов и рабочих.

В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих», в 1878 г. в Петербурге - «Северный союз русских рабочих».

Завершение в России промышленного переворота, формирование пролетариата, начало рабочего движения свидетельствовали о том, что в стране складывалась социальная база марксистского учения, которому, однако, еще предстояло доказать право на существование в полемике со слабеющим народничеством.

Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, стал Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918). Организатор «Земли и воли», «Черного передела», он эмигрировал в Швейцарию. В 1883 г. в Женеве под его руководством образовалась качественно новая организация - «Группа освобождения труда». Главную задачу эта группа видела в распространении социалистических идей, критике взглядов народников, разработке важнейших вопросов общественной жизни России с позиций марксизма. Поставив своей главной целью пропаганду и распространение марксизма в России, Плеханов окончательно отказался от иллюзий по отношению к русскому крестьянству. Убедившись, что Россия должна пройти капиталистическую стадию развития, он в работе «Социализм и политическая борьба» подчеркивал, что гегемоном будущей революции станет пролетариат, а главным его союзником - интеллигенция. Народники встретили появление группы «Освобождение труда» враждебно. Тогда в 1885 г. Плеханов выпускает новую книгу - «Наши разногласия», в которой указывает, что Россия встала на путь капиталистического развития, а буржуазные отношения глубоко проникли в сельское хозяйство, поэтому надежды на самобытный путь развития России бесперспективны. Плеханов поставил задачу создания социал-демократической партии.

Группа «Освобождение труда» внесла значительный вклад в распространение марксизма в России. За 20 лет было выпущено более 250 переводов и оригинальных работ, которые доходили до рабочих центров России. Группа поддерживала контакты с лидерами рабочего движения Запада, с конца 80-х гг. принимала участие в деятельности II Интернационала.

В 1894 г. на русской политической сцене появляется В.И. Ульянов-Ленин со своей интерпретацией Маркса. В книге «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» он обрушивается с резкой критикой на конкурирующую народническую идеологию. Для Ленина развитие России по капиталистическому пути - объективная реальность. Он показал, что капитализм уже прочно стоит на ногах в России, а в крестьянстве очевидны раскол и расслоение. Исследуя капитализацию производства во всех сферах российской действительности, Ленин считал пролетариат единственно революционным классом, а крестьянство, по его мнению, могло поддерживать лишь общедемократические требования, да и то на первых этапах революции. Ленин не учитывал того фактора, что в России крестьянство составляло подавляющее большинство населения и его потенциал был далеко не исчерпан.

Число сторонников марксизма в стране возрастало. В России создаются марксистские кружки и организации - «Партии русских социал-демократов» Д.Н. Благоева; «Товарищества Санкт-Петербургских мастеровых» П.В. Точисского, кружок Н.Е. Федосеева. В 1895 г. из объединившихся социал-демократических кружков Санкт-Петербурга возник «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Эта организация уже не ограничивалась пропагандой в рабочих кружках, выдвигая задачи как экономические, так и политические - завоевание политических свобод. «Союз» также берет на себя руководство стачечной борьбой.

Под влиянием «Союза» возникают социал-демократические организации в Москве, Самаре, на Украине, в Закавказье, Польше, Латвии. Появление марксистских кружков и организаций Петербурге и других городах, несмотря на то, что многие из них были быстро разгромлены полицией, стало свидетельством того, что марксизм начал проникать в среду пролетариата. Этот процесс завершился провозглашением в 1898 г. российской социал-демократической рабочей партии - РСДРП.

Таким образом, марксизм и народничество были двумя направлениями в общем течении социалистической мысли. Они долго существовали параллельно, влияя друг на друга, стимулируя поиски социалистической перспективы. Лавров и Бакунин признавали научный авторитет Маркса, а тот, в свою очередь, изучая проблемы социалистического развития через общину, обосновал возможность некапиталистического пути развития.

Пройдя трудный путь, преодолев ряд кризисов, народничество привлекло внимание всех слоев населения, а требование передачи земли тем, кто ее обрабатывает, идея кооперативного социализма легли в основу программы партии социалистов-революционеров и в практику строительства социализма в 20-е гг. XX в. Народническая идеология явилась важным вкладом в мировую общественно-политическую мысль.

Путь к правовому государству для русского общества - это подъемы и падения, реформы и контрреформы, постоянная борьба идей, течений, имеющих благородные устремления, но так и не воплощенных в реальную действительность. Главной особенностью этого пути остается неизменное реформирование России «сверху», что при отсутствии активного народного движения «снизу» влекло и влечет за собой сегодня незавершенность и непоследовательность реформ.

История наглядно показывает, что в отношении «теорий строительства справедливого общества и народного благоденствия» Россия заметно обогнала весь цивилизованный мир, а в их практической реализации все еще оставалась на пути строительства правового государства.


Лекция 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: