IV. Россия в период смутного времени и польско-шведской интервенции

После смерти Ивана Грозного (1584г) наследниками престола остались слабоумный Федор (его поддерживал фаворит царя - Борис Годунов) и малолетний Дмитрий (за ним стоял род бояр Бельских).

Борис Годунов добился престола для Федора и стал фактическим правителем государства. Во внутренней и внешней политике он придерживался линии, намеченной Иваном Грозным. Сильного союзника он приобрел в лице духовенства. В1589г. было основано патриаршество в Москве. Первым патриархом стал сторонник Годунова - епископ Иов.

В 1591г. при невыясненных обстоятельствах погибает царевич Дмитрий. В Москве распространился слух, что произошло убийство по «приказу Бориса Годунова». Но специальная комиссия по расследованию этого преступления во главе с Василием Шуйским опровергла эту версию.

В 1598г. умер царь Федор и Земский Собор присягнул Годунову как новому царю.

Политика нового царя была двойственной. С одной стороны -огромный успех во внешней политике: был установлен протекторат над Грузией, отвоеваны Иван - город, Капорье на побережье Балтики, установлены дружественные отношения со многими государствами западной Европы.

С другой стороны - ухудшение положения крестьянских масс и усиление крепостнической зависимости, что привело к многочисленным крестьянским выступлениям (восстание Хлопка - 1603 г - охватило все южные районы).

Используя нестабильность в стране, боярская знать и польско-литовские феодалы объединились и предприняли попытку свержения Бориса Годунова. Начинается движение т.н. Лжедмитрия I (бывший монах Чудова монастыря Григорий Отрепьев, который выдавал себя за спасшегося царевича Дмитрия) - 1604 - 1606гг. В 1605 г. Борис Годунов неожиданно умирает, а Лжедмитрий I и польское войско с триумфом входят в Москву. Однако бесчинства польских феодалов и попытка распространения католицизма в России привели к тому, что уже в 1606г. Лжедмитрий I был убит, а поляки изгнаны из Москвы.

Новым царем был избран Василий Шуйский. При восшествии на престол он подписал крестоцеловальную запись, по которой его власть существенно ограничивалась Боярской Думой.

Вскоре в стране появился новый ставленник поляков - Лжедмитрий II (1609), он обосновался со своими приближенными в г. Тушино. Василий Шуйский призвал на помощь шведов путем уступки им города Корелы с прилежащими землями. Вскоре поляки начали открытую интервенцию и осадили часть русских городов, в это время многие шведские войска перешлина сторону врага.Неудачная политика Василия Шуйского привела к его смещению (его постригли в монахи). Страной стали править знатные бояре во главе с князем Мстиславским («семибоярщина»). Поскольку они боялись народного восстания больше чем интервентов, они добровольно впустили поляков в Москву. Шведы к этому времени захватили все русское побережье Финского залива и ряд других городов, включая Новгород. В стране начинается движение за освобождение страны от интервентов, центром его становится Нижний Новгород, а организатором земский староста Козьма Минин и Князь Дмитрий Иванович Пожарский.

Осенью 1612г, войска народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским осадили Москву и изгнали интервентов из нее. А в феврале 1613г. был собран земский собор, на котором был избран новый царь -Михаил Федорович Романов.

Тем не менее польско-шведская интервенция не прошла для России бесследно: она потеряла города на побережье Финского залива и реке Неве, тем самым Швеция отрезала все выходы к Балтийскому морю, к Польше же отошли Смоленские, Черниговские и Новгород — Северские земли.

VI. Россия в XVII в.

После освобождения Москвы от польских интервентов начал восстанавливаться правительственный аппарат, который стал налаживать связи с городами и уездами страны. В феврале 1613 г. на Земском соборе царём был избран представитель старого московского боярства - 16-летний Михаил Фёдорович Романов (1613- 1645 гг.) Государственная власть в России была восстановлена в форме сословно-представительной монархии, которая постепенно эволюционировала в абсолютную.

В структуре государственных органов, которые ограничивали власть царя, заметную роль играли Боярская Дума и Земский собор. В Боярскую Думу - высший орган сословно-представительной монархии - входила верхушка родовитой боярской аристократии. Постепенно Боярскую Думу начинают пополнять представители неродовых фамилий - думные дворяне и думные дьяки, которые занимали государственные посты благодаря своим личным качествам и заслугам. Аристократический характер Боярской Думы с течением времени снижается, её значение падает. Не последнюю роль в этом сыграло и то обстоятельство, что наряду с ней при первых Романовых действовала «ближняя» или «тайная дума», которая состояла из немногих доверенных лиц по приглашению царя. К концу XVII в. значение «ближней думы» возросло.

Земские соборы, которые являлись представительным органом бояр, дворян, духовенства и торговой верхушки или посада, а в отдельных случаях и крестьян, в первое десятилетие царствования Михаила Романова заседали непрерывно. Они занимались изысканием денег для государственной казны и сбором ратных людей для войн. Позднее крепнущее самодержавие всё реже и реже прибегало к помощи Земских соборов (последний состоялся в 1686 г.).

Одновременно росло идеологическое и политическое значение царской власти. Была введена новая государственная печать, а в царский титул вводится слово самодержец. Идеология самодержавия покоилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей. Соответственно этому прославлялась персона царя, ему присваивали пышный титул, а все дворцовые церемонии совершались с торжественностью и великолепием.

С укреплением самодержавия происходят изменения и в его социальной опоре. Основой его становится дворянство, а оно, в свою очередь, было заинтересовано в укреплении царской власти. В XVII в. дворянство укрепляется экономически не без поддержки самодержавия. Оно всё более становится монополистом феодальной собственности на землю, постепенно оттесняя в этом отношении боярство и родовитые княжеские роды. Этому способствовала политика пожалования земель дворянству преимущественно в виде наследованного владения - вотчин, вытеснявших поместье как вид землевладения, закреплённый за владельцем только на срок его службы государю. Расширялись права дворян и на крепостных крестьян. В течение XVII в. возрастает и политическая роль дворянства. Оно успешно теснит родовитое боярство в госаппарате и в армии. В 1682 г. было отменено местничество (система назначения на руководящие посты по признаку знатности и родовитости).

Крепнувшее самодержавное государство опиралось на развитый государственный аппарат управления. Важнейшим звеном центрального управления оставались приказы, в руководстве которых видную роль стал играть бюрократический элемент - дьяки и подьячие. На местах, в уездах управляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. В их руках была сосредоточена вся полнота военной, судебной и финансовой власти.

Эволюция государственного строя сопровождалась изменениями в вооружённых силах. С 40-х гг. XVII в. начинает возникать система комплектования солдатских полков «даточными людьми». Создаются первые солдатские, рейтарские и драгунские полки. Государство вооружало солдат, платило им жалование. Зарождалась русская регулярная национальная армия.

Церковный раскол

Укрепление абсолютизма в России затронуло проблему взаимоотношения самодержавия и церкви, светской и духовной власти, требовала дальнейшего подчинения церкви государству. В этой связи в 50-60-х гг. XVII в. была предпринята церковная реформа. Она выросла, во-первых, из потребностей укрепления госаппарата, включая церковь, ибо она являлась его частью. И, во-вторых, эта реформа была связана с внешнеполитическими планами русского правительства, в которые входило объединение православных церквей Украины с русской церковью. Важнейшими шагами реформы должны были стать унификация строя церковной службы, обрядов и особенно унификация богослужебных книг. Однако среди церковных иерархов возникли разногласия, как проводить реформу.

Церковная реформа была проведена патриархом Никоном. Проводя реформу, патриарх ставил и теократические цели: создать сильную церковную власть, которая была бы независима от светской и стояла выше царской власти. И если реформа церкви, которая проводилась патриархом, отвечала интересам российского самодержавия, то теократизм Никона (теократизм от лат. teo- бог, crato- власть) явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Происходит разрыв между царём и патриархом. Никон был низложен и сослан в монастырь.

Реформа в конечном счёте привела к расколу русской церкви на православную господствующую и православную старообрядческую. Раскол вызвал кризис церкви в России, её ослабление и негативные дестабилизирующие социальные последствия для внутренней жизни страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: