Реферирование монографий

1. Леви-Стросс К. Первобытное мышление / пер., вступ. ст. и прим. А.Б.Островского. М.: Республика, 1994. 384 с.

2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / пер. с англ. Д.А.Коропчевского; предисл. и прим. А.И.Першица. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

3. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследования магии и религии / пер. с англ. М.: фирма «Изд-во АСТ», 1998. 784 с.

4. Фрезер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете / предисл. и ком. С.А.Токарева. М.: Политиздат, 1985. 52 с.

5. Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды XVII-XIX вв. М., 1967.

6. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избранные труды. Л.: Наука, 1974. 727 с.

7. Жирмунский В.М. Народный герои ческий эпос: сравнительно-исторические очерки. М.;Л.: Художественная литература, 1962. 433 с.

8. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Историзм Пушкина и поэтика фольклора. Куйбышев, 1989. 193 с.

9. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Миф, фольклор, история в трагедии «Борис Годунов» и прозе А.С.Пушкина. Самара, 1992. 198 с.

10. Агранович С.З., Саморукова И.В. Гармония – цель – гармония. Художественное сознание в зеркале притчи. Москва, 1997. 134 с.

11. Агранович С.З., Саморукова И.В. Двойничество. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2001. 132 с.

12. Агранович С.З., Стефанский Е.Е. Миф в слове: продолжение жизни (Очерки по мифолингвистике). Самара: Самар. Гуманит. Акад., 2003. 168 с.

13. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л.: Наука, 1974. 171 с.

Темы исследовательских сообщений о взаимоотношениях фольклора и литературы

1. Жанры русского фольклор в ранней русской летописи.

2. Использование жанровых особенностей фольклорных произведений в поэтике «Слова о полку Игореве».

3. Фольклор и русская демократическая сатира XVII в.: сходство и отличие.

4. Сказочный сюжет о «мудрой деве» и «Повесть о Петре и Февронье».

5. Русская лубочная повесть XVII в. и фольклорная традиция.

6. Русская народная баллада как источник сюжетов лиро-эпических произведений русских писателей XIX в.

7. Фольклорный сюжет о влюбленных, умерших в один день, в мировой литературной традиции.

8. Сказочный сюжет «о разбойниках» в произведениях А.С.Пушкина.

9. Отражение в малороссийских повестях Н.В.Гоголя представлений о низшей демонологии.

10. Фольклорный образ черта в литературной традиции XIX в.

11. Черты русской традиционной песни в поэзии Н.А.Некрасова.

12. Мифологические мотивы, сюжеты и образы в Петербургских повестях Н.В.Гоголя.

13. «Песня о купце Калашникове» М.Ю.Лермонтова как переосмысление русской исторической песни.

14. Использование жанра былички в сюжете рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».

15. «Песни западных славян» А.С.Пушкина как фольклорная стилизация.

16. А.А.Блок о фольклоре.

17. Фольклорные мотивы в поэтическом творчестве М.И.Цветаевой.

18. Народная утопия в раннем поэтическом творчестве С.А.Есенина.

19. Мифологические образы в творчестве старших и младших символистов.

20. Элементы народного театра в советской комедии 1920-х годов.

21. Фольклорный образ мира в произведениях А.Платонова.

22. Элементы мифологического сознания в творчестве писателей «деревенщиков» 1960-70-х годов.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ОТРАБОТОК ПРОПУЩЕННЫХ ЛЕКЦИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

I модуль

1. Что такое синкретизм? Объяснить и привести примеры из фольклора.

2. Что такое вариативность фольклорных произведений? Объяснить и привести примеры.

3. Как вы понимаете проблему автора в фольклоре? Объяснить и привести примеры.

4. Чем, как вы думаете, произведение устного словесного творчества отличается от произведения литературного? Объяснить и привести примеры.

5. Перечислить основные особенности фольклора как особого вида искусства и кратко их охарактеризовать.

6. Чем, по вашему мнению, фольклор отличается от литературы?

7. Объясните, как возникают и развиваются фольклорные жанры и отдельные произведения, приведите примеры; как они связаны с течением исторического времени и социальными изменениями.

II модуль

1. Перечислите представителей одной из названных здесь школ русской и зарубежной фольклористики, расположите их в хронологическом порядке: а) мифологическая школа, б) школа заимствования, в) историческая школа.

2. Назвать не менее трех школ европейской (и русской фольклористики) и объяснить, каким образом та или иная школа отмечает природу сходства мифологий разных народов мира.

3. Какие вопросы решала историческая школа в процессе исследования русского героического эпоса? Привести 1-2 примера.

4. Назовите школы и исследователей, занимавшихся изучением былин, обозначьте методологические подходы.

5. Проанализировать сюжет любой былины с точки зрения одной из школ русской фольклористики.

III модуль

1. Какие свойства мифологического мышления вы знаете?

2. Чем определяется специфика мифологических представлений о времени и пространстве, объяснить, привести примеры?

3. Объяснить особенности мифологических представлений о времени с примерами.

4. Объяснить особенности мифологических представлений о пространства с примерами.

5. Назвать предпосылки возникновения мифологического сознания.

6. Назвать не менее 3-х признаков различий между архаическими и более поздними мифологическими системами.

7. Определить стадиальные различия и типологическое сходство в группе мифологических героев: первопредки – демиурги – культурные герои.

8. Привести не менее трех примеров сходных сюжетов, мотивов или героев из мифов разных народов мира; объяснить причину этого сходства.

9. Назвать не менее трех различий между такими мифологическими функциями, как культурный герой и трикстер.

10. Дать краткое (в одном предложении) определение: что такое хтонизм, анимизм, фетишизм, героизм.

11. Как образ богочеловека в монотеизме нового времени связан с особенностями календарного мифа и природой мифологических представлений о времени?

12. Как архаический образ царя-жреца отразился в народных праздниках календарной обрядности?

13. Как связаны миф, обряд, сказка, эпос?

IV модуль

1. Назвать жанры обрядовой лирики и определить их отличия от необрядовой лирики.

2. Назвать жанры народной устной прозы и определить, чем отличаются друг от друга сказочная и несказочная проза.

3. Дать определение былинам, назвать, чем отличаются древнейшие сюжеты от более поздних?

4. Чем исторические песни отличаются от былин и какие черты сходства можно в них найти?

5. Чем баллады отличаются от исторических песен и что общего можно в них найти?

6. Попытайтесь определить эволюцию эпического мышления, выстройте последовательную цепочку и обоснуйте: роман, баллада, былина, героический миф, историческая песня, волшебная сказка.

7. Назвать мотивы, сюжеты или образы народной сказки, где отразились в том или ином виде ритуалы или мифологические представления, привести примеры.

8. Как происходит трансформация жанра суеверного мемората в сказку?

9. Нарисовать схему системы жанров русского фольклора с краткими объяснениями художественных и исторических особенностей (выбрать для схемы один род словесного искусства): а) жанры русской лирики, б) жанры русского эпоса, в) жанры русского народного театра.

10. В чем заключатся отличия киевского и новгородского циклов былин? Привести 1-2 примера.

11. Каковы особенности экспозиции былин? Привести 1-2 примера.

12. В чем отличие архаического эпоса от героического? Привести 1-2 примера.

13. Каковы художественные функции эпитетов в былине? Привести 1-2 примера.

14. Какова роль «общих мест» в поэтике былины? Привести 1-2 примера.

15. Какова специфика художественного времени в былинах?

16. Сопоставить трех русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович), выявить сходства и различия, соотнести с принципами характеристики сказочных героев.

17. Какой (или какие) общий сюжет можно найти в «Одиссее» Гомера и в былинах о Добрыни Никитиче?

18. Какова художественная роль отрицательных сравнений в былинах? Привести пример подобного художественного приема из литературы нового времени.

19. Найдите не менее трех признаков, по которым можно отнести сюжет той или иной былины к древнейшим.

20. Какие черты былинной поэтики связывают этот жанр с волшебной сказкой, с исторической песней, с романом.

21. Как сюжеты былин и былинные герои связаны с историей? (На примере былины «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Данило Ловчанин» или др.).

22. Назвать разновидности зрелища, принадлежащего формам народного театра.

23. Каков генезис русского народного театра?

24. Назовите, какие приемы русского балагурства применяются в народном театре и объясните принципы их функционирования.

V модуль

1. Как особенности мифологического времени повлияли на формирование художественного времени в литературе нового времени?

2. Какой тип героя в художественной литературе нового времени может быть назван трикстером?

3. Как соотносится структура сказочного сюжета с эпической традицией в художественной литературе нового времени?

4. Чем отличаются народные праздники (связанные с народной праздничной смеховой культурой) и официальные, государственные праздники?

5. Привести примеры отражения мифологических комплексов в художественной литературе нового времени?

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФОЛЬКЛОР»

1. Понятие фольклор. Общие особенности народного искусства.

2. Миф. Общие свойства мифологического мышления. Особенности мифологического времени и пространства. Категории мифа.

3. Связь мифа и обряда (по работам М.Е.Мелетинского, А.Ф.Лосева, В.Я.Проппа и дополнительной литературе).

4. Значение ритуального смеха в фольклоре и литературе (по работам: В.Я.Проппа, М.М.Бахтина и дополнительной литературе).

5. Общая характеристика календарной обрядовой поэзии, связь с календарными мифами и обрядами, обрядовые и мифологические комплексы, отразившиеся в календарной обрядовой поэзии. Взаимоотношение православия и языческой календарной обрядности.

6. Обряды и поэзия зимнего цикла: Святки, Масленица - магия первого дня, комплекс карнавального короля, культ поминовения предков и др. мифологические представления.

7. Обряды и поэзия весеннего цикла: Веснянки, Егорьев день, Троицко-семицкая обрядность – соединение брачной и календарной обрядности.

8. Обряда и поэзия летнего цикла: похороны Кастромы, день Ивана Купалы, жнивные обряды и песни – представления о древних духах растительности.

9. Общая характеристика, собирание, изучение и состав семейной обрядовой поэзии. Связь ее с мифологическими представлении о времени и пространстве. Элементы утерянной семейной обрядовой поэзии, рассеянные в других жанрах фольклора.

10. Свадебная обрядовая поэзия.

11. Похоронные причитания и их связь с похоронным обрядом. Рекрутские причитания.

12. Генезис и поэтика заговоров.

13. Генезис и поэтика пословиц и поговорок. История собирания, изучения и основные сборники.

14. Генезис, поэтика и основные художественные средства загадки, ее связь с обрядом. Основные сборники загадок.

15. Сказка, определение жанра, ее жанровые разновидности, происхождение. История собирания и изучения сказок. Основные сборники.

16. Животный эпос, происхождение вымысла, темы, идеи, образы.

17. Социально-бытовые сказки. Происхождение вымысла, жанровые разновидности, социальная и идейно-художественная природа образов.

18. Взаимосвязь мифа, обряда и сказки (по работам В.Я.Проппа).

19. Происхождение вымысла волшебной сказки, жизненная основа древних сюжетов (по работам В.Я.Проппа).

20. Жанровые особенности волшебной сказки: композиция, пространство и время, персонажи, стилевые формулы (по работам В.Я.Проппа).

21. Жанровые признаки устной несказочной прозы. Состав, происхождение, поэтика.

22. Генезис и поэтика преданий, легенд, сказов.

23. Генезис и поэтика быличек, бывальщин, былей, их классификация и жанровая трансформация (по работе Э.В.Померанцевой).

24. Понятие «героический эпос», его связь с мифом, волшебной сказкой, архаическим эпосом (по работам М.Е.Мелетинского, В.Я.Проппа, А.Ф.Лосева).

25. Определение жанровых признаков былины. История собирания, изучения и основные издания былин.

26. Предпосылки формирования русского героического эпоса, периодизация, классификация сюжетов (по работе В.Я.Проппа «Русский героический эпос»).

27. Основные сюжеты былин древнейшего периода.

28. Тематика и поэтика былин Киевского цикла.

29. Тематика и поэтика былин Новгородского цикла.

30. Поэтика былин. (по работе А.П.Скафтымова «Поэтика и генезис былин»).

31. Время и пространство в былине (по работе Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»).

32. Проблема историзма русских былин: позиции исторической и сравнительно-типологической школ в русской фольклористике (по работам В.Ф.Миллера, М.М.Плисецкого Б.Н.Путилова).

33. Жанровые признаки исторических песен, периодизация. Собирание и изучение исторических песен.

34. Исторические песни раннего периода. Стихотворная форма, общие места, повторы, система образов. Связь с былиной и балладой.

35. Исторические песни об Иване Грозном. Приемы создания образов.

36. Исторические песни о Степане Разине. Приемы создания образов.

37. Новая историческая действительность в исторических песнях 18 века. Песни о Емельяне Пугачеве, жанровая трансформация.

38. Исторические песни 19 века.

39. Народная баллада. Происхождение и признаки жанра.

40. Народная драма: жанровые разновидности, поэтика и генезис.

41. Характеристика жанра лирической песни, происхождение, тематика, классификация.

42. Поэтика жанра лирической песни, приемы песенной композиции, психологический параллелизм, песенная символика, средства выразительности.

43. Поэтика и генезис жанра частушки.

44. Поэтика и генезис детского фольклора.

45. Фольклористика как наука. Принципы и методы изучения фольклора.

46. Начало изучения русского фольклора, сборники 17-18 веков.

47. Деятельность русской мифологической школы.

48. Антропологическая школа и теория заимствования в фольклористике.

49. Русская историческая школа.

50. Сравнительно-историческое изучение фольклора.

51. Основные черты фольклора доклассового общества.

52. Фольклор в эпоху феодализма.

53. Фольклор в эпоху капитализма и в ХХ веке (состояние и изучение фольклора).

54. Особенности взаимоотношений фольклора и литературы.

 

Основная литература по дисциплине


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: