Практическое занятие имеет целью познакомить студентов со сложной и слабо представленной в учебной литературе о фольклоре темой: генезис и поэтика народного театра. Народный театр представляется результатом сложных художественных и мировоззренческих процессов, поскольку включил в себя целый конгломерат обрядовых и внеобрядовых форм фольклора, совместивших в себе древний обряд, более позднюю игру, праздничное зрелище и искусство нового времени.
Практическое занятие предполагает знакомство с книгой Н.И.Некрыловой и с рядом фольклорных текстов в качестве примеров, их чтение, конспектирование и репродукцию на занятии. В качестве дополнительных сведений по данной теме можно познакомиться с работой В.Е.Гусева, где представлены наиболее древние формы народного театра, и с работой В.П.Даркевича, где можно изучить театральные формы праздничных городских зрелищ.
Практическое занятие № 6 (4 часа)
Миф как арсенал и почва искусства
I. Классические мифы и их отражение в фольклоре.
|
|
1. Какие общие свойства мифологического мышления отражаются в фольклоре?
2. Функциональная направленность мифа.
3. Определите особенности мифологического времени и его «парадигм».
4. Первопредки – демиурги – культурные герои.
5. Каковы особенности архаических мифов творения?
6. Этиология социума.
7. Хаос и космос. Космическая модель мира.
8. Календарные мифы.
9. Космологические циклы и эсхатологические мифы.
10. Героические мифы и «переходные» обряды.
11. Объясните связь таких явлений, как миф, сказка, эпос.
II. Античный миф в системе мифов народов мира.
1. Почему первобытный человек переносил на природу свои общинно-родовые отношения?
2. Что такое фетишизм, анимизм, хтонизм, героизм?
3. Мифы в их историческом развитии.
4. Художественные комплексы как факт мифологического сознания. (например, бинарные оппозиции в античной мифологии).
5. Как в мифе борются старое и новое?
6. Хтоническая мифология и разложение героического мифа.
ЛИТЕРАТУРА
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа М.: Наука, 1976. С.163-276 (или репринтное издание М.: Восточная литература РАН, 2000. 163-276).
Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Мысль, 1995. С. 11-102.
ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
Практическое занятие ставит целью более глубокое и в несколько другом аспекте, чем на лекции, ознакомление с проблемами мифа и мифологического сознания. Для этого необходимо прочитать, разобраться, законспектировать и репродуцировать на занятии две указанные выше монографии по предложенным вопросам. Это даст возможность соединить в сознании студентов представления об античной мифологии с мифологическими системами других народов мира, в том числе и со славянской мифологией, увидеть типологические закономерности развития культур разных народов, что даст в последствии возможность проследить становление фольклорных (а потом и литературных) сюжетов, тем, мотивов, образов.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНИХ
ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ СТУДЕНТОВ