263-2008
РАСЧЕТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ
РАДИЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Методические указания к выполнению самостоятельной работы по курсовому проекту по дисциплине «Прикладная механика» для студентов специальности 210201 «Проектирование и технология радиоэлектронных средств»
очной и заочной форм обучения
Воронеж 2008
Составители: канд. техн. наук А.И. Андреев,
канд. физ.-мат. наук И.В. Андреев
УДК 621.396.66
Расчет и конструирование механизмов радиоэлектронных средств: методические указания к выполнению самостоятельной работы по курсовому проекту по дисциплине «Прикладная механика» для студентов специальности 210201 «Проектирование и технология радиоэлектронных средств» очной и заочной форм обучения / ГОУВПО "Воронежский государственный технический университет"; сост. А.И. Андреев, И.В. Андреев. Воронеж, 2008. 44 с.
В методических указаниях к выполнению самостоятельной работы по курсовому проекту рассматриваются вопросы конструирования механизмов РЭС, выбор конструкционных материалов, геометрические, кинематические и прочностные расчеты механизмов. Курсовой проект оформляется согласно требованиям СТП ВГТУ 62-2007.
|
|
Табл.7. Ил.10. Библиогр.: 5 назв.
Рецензент канд. физ.- мат. наук, доц. В.А. Кондусов
Ответственный за выпуск зав. кафедрой
д-р физ. мат. наук, проф. Ю.С. Балашов
Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета
© ГОУВПО "Воронежский государственный
технический университет", 2008
1 Общие требования к выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа выполняется с целью закрепления теоретического курса и приобретения практических навыков при самостоятельной разработке конструкции механизма радиоэлектронных средств (РЭС) и помощи в проведении самостоятельных расчетов по курсовому проекту.
Исходными данными для выполнения самостоятельной работы являются:
внешний вид механизма, его назначение;
тип передачи: ручная или приводная, а также крутящий момент и частота вращения на входе, передаточное число;
условия эксплуатации: предельная температура, относительная влажность, вибрации и ударная нагрузка.
2 Объем и содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа состоит из расчетно-пояснительной записки и графической части.
Материал расчетно-пояснительной записки должен включать:
описание внешнего вида механизма РЭС;
кинематический расчет механизма;
силовой расчет механизма;
|
|
выбор конструкционных материалов;
расчет геометрии передачи и ее деталей;
расчет зацеплений на прочность;
списание конструкции механизма;
расчет одного из валов на прочность по запасу прочности.
Графическая часть самостоятельной работы должна содержать: чертежи деталей механизма с указанием точности размеров, отклонений формы и расположения поверхностей, формат А4.
Методические указания по выполнению работы
3 Описание внешнего вида механизма
Исходя из функциональных особенностей работы, механизмы РЭС можно объединить в следующие группы:
механизмы приводов антенн;
механизмы дистанционных передач;
механизмы следящих систем;
механизмы ручной настройки;
механизмы электромеханической настройки;
отсчетные механизмы;
механизмы перемещения носителя информации в устройствах магнитной записи и воспроизведения.
Механизмы каждой группы имеют свои особенности, как с точки зрения конструкции, так и передаваемых нагрузок и характера движения. При описании внешнего вида механизма нужно сделать выбор соответствующей группы и указать, к какой составной части измерительной, связной и радиовещательной аппаратуры данный механизм относится. Если механизм ручной настройки, то описать, как производят настройку путем изменения передаточного механизма элемента настройки. Если механизм относится к механизмам электромеханической настройки, то указать, как с помощью электропривода механизм приводится в движение.
При рассмотрении механизма дать его кинематическую схему. Если механизм имеет зубчатую передачу, то нужно указать, к какому типу передач она относится, как осуществляется зацепление.
Для фрикционных передач сделать разбиение их на передачи с жесткой и гибкой связью, определить данный тип
передачи и дать описание назначения механизма.
Для механизмов прерывного движения указывается их назначение и особенности работы данного вида.
4 Кинематический расчет механизмов
Кинематический расчет механизмов включает определение передаточного отношения i12 для зубчатых и фрикционных передач или нахождения их передаточного числа U = |i12 |.
Для фрикционных передач передаточное отношение с учетом упругого скольжения равно /1, 2/
, (1)
где - коэффициент, учитывающий скольжение и зависящий от модуля упругости материала, шероховатости поверхности, наличия смазки и условий эксплуатации;
Д2 и Д1 – диаметры ведомого и ведущего дисков;
w2 и w1 – угловые скорости вращения этих дисков.
В зубчатых передачах роль диаметра фрикционных катков играют диаметры d1 и d2 так называемых начальных окружностей, находящихся в зацеплении зубчатых колес. Точки касания этих окружностей имеют одинаковую скорость v = w1R1= w2R2.
Тогда передаточное отношение зубчатой передачи, состоящей из двух колес, равно
, (2)
где знак минус относится к внешнему, а знак плюс – к внутреннему зацеплению;
Z2 и Z1 – число зубьев второго и первого колес.
Таким же образом определяется передаточное отношение для конической зубчатой передачи. Для червячной передачи передаточное отношение i12 равно /3/
, (3)
где Z2 – число зубьев колеса;
Z1 – число заходов червяка.
В многоступенчатой цилиндрической зубчатой передаче с последовательным соединением зубчатых колес передаточное отношение равно
, (4)
где к – число пар сопряженных колес внешнего касания (зацепления);
Zn – число зубьев последнего n-го колеса;
Z1 – число зубьев первого колеса.
Рисунок 1- Последовательное соединение зубчатых колес
Промежуточные колеса не влияют на величину передаточного отношения и получили название передаточных. Назначение передаточных колес сводится к изменению направления вращения ведомого звена механизма, а также к уменьшению габаритов последнего при значительных массовых расстояниях.
|
|
Для механизмов со ступенчатым соединением колес на каждом промежуточном ряду закреплено по два колеса, а на ведущем и ведомом валах – по одному.
Рисунок 2- Ступенчатое соединение зубчатых колес
Передаточное отношение такого механизма с учетом того, что w2 = w2’ и w3 = w3’ определяется выражением
. (5)
Или в общем случае n-колес
, (6)
где к – число пар сопряженных колес внешнего касания (зацепления);
Z1, Z2’, Z3’ …Zn – число зубьев соответствующих колес.
5 Расчет геометрии передачи и ее деталей
5.1 Фрикционные передачи
Фрикционные передачи роликами осуществляют передачу
движения между параллельными и пересекающимися валами. Сила трения возникает на образующей роликов или на их торцовых поверхностях.
Рисунок 3- Схемы фрикционных передач
Фрикционные передачи роликами осуществляют передачу движения между параллельными и пересекающимися валами. Сила трения возникает на образующей роликов (рисунок 3 а) или на их торцовых поверхностях (рисунок 3 б). Сила нормального давления Q/2 создается силами упругости составляющих дисков 1 и 2. Размеры передачи зависят от диаметров роликов Д1 и, Д2 межосевого расстояния, равного аw = 0.5 ((Д1 + Д2). Задаваясь диаметром Д1, определяют Д2 = U Д1 где U - передаточное число. При геометрическом расчете диаметров дисков 1 и 2 фрикционных механизмов с гибкой связью 3 значения Д1 (мм) для передач с резинотканевыми ремнями равны /3/
, (7)
где Т1 -вращающий момент на валу малого шкива (н×м.).
Для синтетических ремней эта зависимость дает завышенные результаты. Поэтому при расчете рекомендуется предварительно выбрать толщину ремня ¸0.7 мм и диаметр Д1 определить из соотношения 100¸150.
Наименьший размер шкива в таких механизмах РЭС составляет Д1min=6¸8 мм. В качестве гибкой связи используют шнуры из шелка, капрона, резины, пластмасс, стальные
тросики, ленту, а также плоский и клиновый ремень. Минимальное значение расчетного диаметра меньшего шкива Д1 (мм) клиноременных передач определяется из выражения
|
|
, (8)
где Т1 – момент на валу (н×м.).
Диаметр большего шкива равен , а вычисленные значения округляют до ближайших стандартных значений: 30; 45; 50; 56; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200 и т.д.
Межосевое расстояние аw определяется конструктивными требованиями к ремонту привода и для плоскоременных передач равно
. (9)
Коэффициент 1,5 принимают для передач с синтетическими ремнями и 2,0 – для передач с резинотканевыми ремнями.
Для клиноременных передач:
aw min = 0.55 (Д1+Д2)+h, (10)
aw max=2 (Д1+Д2). (11)
Обычно для увеличения долговечности ремня принимают aw > aw min и руководствуются следующей зависимостью:
,
где С – числовой коэффициент равный 1,5 для передаточного числа U = 1, C=0.9, если U = 5 и С=0.85; для U>6.
Расчетная длина ремня Lp стального тросика, ленты, шнура в зависимости от выбранного aw определяется выражением /3/
. (12)
Угол охвата ведущего шкива равен
. (13)
Значение угла зависит от тяговой способности и составляет для передач с резинотканевыми ремнями и клиноременных . Поэтому габариты клиноременных передач существенно меньше.
5.2 Геометрия цилиндрической зубчатой передачи
В механизмах РЭС наиболее распространены эвольвентные зубчатые передачи /4/. Меньшее зубчатое колесо (Z1) называют шестерней, а большое (Z2) – колесом. Зацепление зубчатых колес Z1 и Z2 кинематически можно представить как качение без скольжения двух окружностей диаметром dw1 и dw2. Положение линии зацепления, т.е. траектории общей точки контакта зубьев при ее движении относительно неподвижного звена зубчатой передачи, определяется углом зацепления (ГОСТ 16530-70). Окружность зубчатого колеса, делящуюся при его нарезании на равное число частей длиной р, называемых шагами и имеющую стандартный модуль, называют делительной. Диаметр такой окружности находят из равенства . Модуль m является основной характеристикой зубчатого колеса и равен (мм). Зубчатые колеса с модулем 0.1 мм m 1мм называют мелкомодульными. Для снижения номенклатуры и унификации режущего инструмента модули стандартизованы и выбираются из таблицы 1.
Первый ряд следует предпочитать второму.
У передачи, которая состоит из зубчатых колес Z1 и Z2, изготовленных без смещения, начальные dw1 и делительные d окружности совпадают
dw1=d1=m Z1. (14)
dw2=d2=m Z2 . (15)
Таблица 1- Значения модуля
Ряд | m, мм |
Первый | 0.1; 0.12; 0.15; 0.2; 0.25; 0.3; 0.4; 0.5; 0.6; 0.8; 1.0; 1.25; 1.5; 2.0; 2.5; 3.0; 4.0; 5.0 и т.д. |
Второй | 0.14; 0.18; 0.22; 0.28; 0.35; 0.45; 0.55; 0.7; 0.9; 1.125; 1.375; 1.75; 2.25; 2.75; 3.5; 4.5; 5.5 и т. д. |
Высота зуба берется равной h = ha+hf. При ha=h*am, hf=(h*a+C*)m, где h*a – коэффициент высоты головки, С* - коэффициент радиального зазора (по ГОСТ 16532-70 значения h*a = 1 и С* = 0.25).
Рисунок 4- Схема зацепления двух зубчатых колес
Диаметры вершин зубьев равны
(16)
Диаметры впадин находятся из выражений
(17)
Межосевое расстояние зубчатой пары равно
. (18)
Исходный контур инструментальной рейки, используемый при нарезании зубчатых колес, имеет угол профиля .
Ширина венца зубчатого колеса bw определяется произведением межосевого расстояния aw на соответствующий коэффициент ширины зубчатого венца , выбор yba осуществляется из таблицы 2.
Таблица 2- Параметр yba
yba | Примечание |
0.01¸0.1 | Кинематические и легконагруженные передачи |
0.1¸0.25 | Легко и средненагруженные передачи при повышено жесткости валов |
0.025¸0.40 | Передачи повышенной и высокой нагруженности при достаточной жесткости валов |
При увеличении коэффициента ширины зубчатого венца для обеспечения контакта по всей длине зуба необходимо повышать жесткость и точность изготовления зубчатых колес.
5.3 Конические зубчатые передачи
Зубчатый венец ограничивает внешний и внутренний торцы колеса, а сама передача имеет межосевой угол и углы наклона образующих начальных конусов и . Размеры зубчатых колес обозначают по их внешнему торцу (индекс С) и среднему сочетанию (индекс m). В соответствии с ГОСТ 196624-74 зубчатые колеса без смещения при прямом зубе и торцевом модуле для имеют следующие параметры:
Рисунок 5- Схема конической передачи и геометрия конического зубчатого колеса
внешнее конусное расстояние
среднее конусное расстояние
ширина зубчатого венца
углы делительные конусов
внешний делительный диаметр
внешний диаметр вершин
,
где
внешняя высота зуба равна ,
где С*=0.2;
расчетное расстояние .
Передаточное число в конической передаче . Погрешности зубчатых колес зависят от точности их изготовления.
5.4 Геометрия червячной передачи
Червячные передачи работают по принципу работы винтовой пары. Как правило, ведущим звеном является червяк, а ведомым – колесо. В червячной передаче с архимедовым червяком различают начальные диаметры и ; делительные диаметры червяка 1 и колеса 2 и и шаг P связанный с модулем зацепления в основном сечении червяка m соотношением (рисунок 6). Резьба червяка может быть однозаходной и многозаходной, число витков червяка равно , число зубьев колеса - . Модули предпочтительного ряда в осевом сечении червяка должны выбираться из ряда:0 .1; 0.125; 0.16; 0.2; 0.25; 0.315; 0.4; 0.5; 0.63; 0.8; 1.0; 1.25; 1.6; 2.0; 2.5; 3.15; 4.0; 5.0 и т.д.; допускается использование модулей 0.12; 0.15; 0.3; 0.6; 1.5; 3.0; 3.5; 4.5; 5.5 и т.д.
Рекомендуются следующие коэффициенты диаметра червяка (ряд 1 ): 6.3; 8.0; 10; 12.5; 16; 20; 25. Некоторые сочетания и по ГОСТ 2144-76 даны в табл. 3. Делительный (начальный) диаметр , диаметры вершин и впадин
витков при ; , при =0.2 выражаются в виде
(19)
(20)
. (21)
Длина нарезанной части червяка:
при =1; 2
при .
Угол обхвата витков червяка колесом , угол зацепления .
Таблица 3- Значения m для выбора параметра
1.0 | 1.6 | 10; 12.5; 16; 20 | 1; 2; 4 | ||
1.25 | 12.5; 16; 20 | 1; 2; 4 | 2.0; 2.5; 3.15 | 8; 10; 12.5; 16; 20 | 1; 2; 4 |
При этом для червячного колеса параметры равны
(22)
. (23)
(24)
(25)
При , ; при , ; при , .
Ширину венца находят в соответствии с углом обхвата червяка колесом . Делительный угол подъема винтовой линии вычисляют из выражения:
. (26)
Рисунок 6- Геометрические параметры червячной передачи
Межосевое расстояние в червячной передаче без смещения:
. (27)
Геометрические расчеты червячных передач во многом аналогичны расчетам зубчатых механизмов.
5.5 Передача винт-гайка
В передаче винт-гайка используют в основном трапецеидальную резьбу (рисунок 7. а) и лишь в отдельных случаях – метрическую (рисунок 7. б). Резьба имеет наружный , внутренний и средний диаметры (
относится к винту, - к гайке), шаг , теоретическую высоту H и рабочую высоту профиля связывает H1 , угол профиля , угол подъема резьбы , число заходов , ход резьбы .Для трапецеидальной резьбы в стандартах определены профиль и основные ее размеры. У этой резьбы , ; , мм, =1.5 мм. Для метрической резьбы эти параметры даны в СТ СЭВ 640-77, угол профиля резьбы , шаг и высота профиля H. Теоретическая высота H и рабочая высота профиля связаны H1 = 5/8 H = 0,541 P для винта и для гайки соответственно H/8 и H/4. Стандарт предусматривает для одного номинального диаметра резьбу с крупными и мелкими шагами /1/..Резьбы с мелким шагом используют в соединениях, испытывающих вибрационные нагрузки, что обеспечивает лучшее самоторможение.
Рисунок 7- Трапецеидальная (а) и метрическая (б) резьба
. Обозначение основной резьбы с указанием допуска имеют вид: для болтов M12-6g; для гаек M12-6H, для болтового соединения M12-6H / 6g (для 6-й степени точности).
5.6 Механизмы прерывистого движения
Мальтийские механизмы используют для преобразования
непрерывного вращательного движения во вращательное движение с остановками. Такой механизм состоит из мальтийского креста 1 и кривошипа 3 с цевкой 2 и фиксатором 4, где звеном является кривошип с цевкой. Рассмотрим геометрические параметры данного механизма с внешним зацеплением и четырехпазовым крестом. Его геометрическими параметрами являются межосевые расстояния aw, радиус R1, радиус фиксатора , число пазов креста Z, угол между пазами креста , угол поворота кривошипа при повороте креста на угол (рабочий угол кривошипа) и расчетные радиусы креста R2min и R2max.
Угол между пазами креста , где z =3¸12.
Угол поворота кривошипа равен
. (28)
Радиус кривошипа определяют, задаваясь межосевым расстоянием aw
. (29)
Радиусы креста R2min=aw-R 1; R2max= . Диаметр цепки кривошипа и ширина пазов креста dz=(0.2¸0.3)R1. Условиям безударного зацепления цевки с пазами креста являются зависимость . Кинематическими параметры механизма являются период цикла Тu, коэффициент движения e и наибольшая угловая частота креста w2max. Период цикла механизма соответствует времени одного оборота кривошипа равен сумме времени движения креста tq и времени его покоя tn: Tu=tq+ tn=60/n1, где n1 – частота вращения кривошипа, об/мин. Коэффициент цикла движения . Наибольшая угловая частота креста: w2max=w1R1/R2min. Динамические параметры механизма характеризуются ускорениями движения креста, значения которых в начальный
и конечный моменты движения , ускорение уменьшается при увеличении числа пазов креста.
Рисунок 8- Геометрия мальтийского механизма
Остановка механизма при выходе из паза осуществляется секторным замком, выпуклая цилиндрическая поверхность которого входит в вогнутую поверхность креста и препятствует его повороту.
6 Силовой расчет механизмов
Для вычисления крутящего момента Т2 на ведомом валу механизма используется следующее соотношение:
, (30)
где Т1 – крутящий момент на ведущем валу;
i12 – передаточное отношение механизма;
- его коэффициент полезного действия.
Для создания крутящего момента на входном валу Т1 в механизме РЭС используются различные электродвигатели /5/ с редуктором и без них. Развиваемый электродвигателем крутящий момент Т1 () при мощности Р1 (Вт) и угловой скорости вращения двигателя w1(c-1) равен:
, (31)
где n1 – число оборотов двигателя (мин -1).
При включении редуктора в состав механизма Т1 равен
, (32)
где Un- передаточное число редуктора;
- его коэффициент полезного действия.
Для зубчатой передачи коэффициент полезного действия равен
., (33)
где С=(Ft+3.0)/(Ft+0/18) – коэффициент учитывающий увеличение силы трения в мелкомодульных зубчатых передачах;
f – коэффициент трения скольжения, обычно равный 0.05-0.08; Ft- окружная сила <3.0 Н.
В силовой расчет механизма входит определение сил, действующих в зацеплении. При зацеплении прямозубчатых колес в полюсе П, действующая по общей нормали к профилям зубьев, сила нормального давления Fn и ее составляющие определяется формулами
. (34)
Для конической зубчатой передачи сила, действующая в зацеплении по нормали к зубу Fn, раскладывается на окружную Ft и распорную Fr. Сила Fr, для шестерни Z1 имеет радиальную Fr и осевую Fa составляющие
. (35)
Для колеса Z2 сила Fr1 является осевой, а Fa1 - радиальной.
При работе червячной передачи сила нормального давления Fn образует с силой трения Fтр, возникающей между витками червяка и зубьями колеса, равнодействующую силу Fc, которая может быть разложена на три составляющие – окружную на червяке Ft1 (равную осевой на колесе Fa2) и радиальную Fr.
. (36)
Сила нормального давления равна
(37)
Коэффициент полезного действия червячной передачи на ведущем червяке равен
, (38)
где приведенный угол трения, равный 0.02-0.05 /4, 5/.
При этом крутящий момент Т2 определяют в соответствии рассчитанным значением и передаточным отношением i12, а затем находят силы в зацеплении.
Для механизма винт – гайка зависимость между окружной силой Ft и осевой силой Fa определяют из выражения /3/:
. (39)
а необходимый крутящий момент на винте равен
, (40)
где - приведенный угол трения;
- угол подъема резьбы;
Р – шаг резьбы.
При осевой силе Fa<30 H крутящий момент равен /3/:
, (41)
Рисунок 9- Определение сил червячной передачи
где la=(Fn+1.500)/(Fn+2.400) – поправочный коэффициент;
Fn=Fa/().
Фрикционная передача с роликами работает при Fтр Ft и для надежности берут
, (42)
где Fтр – сила трения; Ft – передаточное окружное усилие; Т1 – крутящий момент на ведущем ролике; -коэффициент запаса сцепления. Если , то сила поджатия роликов при параллельных валах
. (43)
При торцевом касании эта сила в 2 раза меньше, т.е. . Коэффициент трения скольжения f зависит от материала, шероховатости поверхности и условий смазки. В случае контакта без смазки при стальном и бронзовом роликах f =0.1¸0.18, при остальных ролика f=0.15¸0.2, при стальном и текстолитовом f=0.2¸0.25. Для фрикционных передач с гибкой связью, использующих силы трения и связанных с упругим скольжением ремня по шкивам, изменяются усилия по дуге обхвата от значения F1 до F2 на ведущем и от F2 до F1 на ведомом шкивах. Угол обхвата ведущего шкива , а для увеличения угла обхвата и силы натяжения гибкой связи применяют натяжные ролики.
Начальная сила натяжения гибкой связи
, (44)
где - напряжение предварительного натяжения, зависящее от типа гибкой связи;
S – площадь сечения гибкой связи.
Для силовых передач гибкой связью ремнем из синтетических волокон с полиамидными покрытием при толщине ремня мм напряжение предварительного натяжения МПа. Для передач, используемых в механизмах настройки, ввиду меньшей упругости применяемых материалов и малой величины передаваемого окружного усилия s0= 0.5¸1 МПа. Передача окружного усилия Ft=F1-F2 вызывает перераспределение начальной силы натяжения Fo при n1>0. Для создания сил трения необходимо, чтобы F2<0. Из системы уравнений
. (45)
получим: F1=Fo+T1/D1 и F2=Fo-T1/D1
Рисунок 10- Силовая схема передачи гибкой связи
Предельное соотношение между силами F1 и F2 определяется формулой Эйлера
, (46)
где f – коэффициент трения скольжения; - угол обхвата.
Отсюда следует, что
. (47)
Силы натяжения ветвей ремня нагружают валы силой Fв, равной
. (48)
Задаваясь сечением ремня, коэффициентом трения скольжения f и геометрией передачи, проводят ее силовой расчет.
7 Расчет зацеплений на прочность
7.1 Прочностные расчеты фрикционных передач и мальтийских механизмов
Основным критерием работоспособности и расчета фрикционных передач с металлическими роликами или дисками является их контактная прочность, которая зависит от значения контактных напряжений
, (49)
где - приведенный модуль упругости;
rnp=r1 r2/(r1+r2) – приведенный радиус;
F – сила притяжения двух дисков;
r1 и r2 – радиусы кривизны в точках контакта;
m1 и m2 – коэффициенты Пуассона материалов двух дисков;
Е1 и E2 – модули упругости этих дисков;
b – ширина площадки контакта;
[бн] – допускаемое контактное напряжение для менее прочного из материалов этих дисков. Наиболее распространено сочетание материалов дисков (роликов): закаленная сталь по закаленной стали; текстолит (гетинакс) по стали, бронза или латунь по стали. Для закаленных сталей [бн] = 800-1600 МПа, для текстолита [бн] = 80-100МПа, для латуни (бронзы) по стали [бн] =200-350 МПа. Для фрикционной передачи с гибкой связью наибольшего значения напряжения достигают в сечении ремня при набегании его на малый шкив
[бн], (50)
где Е- модуль упругости ремня;
- его толщина;
Т1 -вращающий момент на валу, диаметром D1;
S – площадь поперечного сечения гибкой связи;
s0 = Fo/S – напряжение предварительного натяжения, равное для резинотканевых ремней бо=1.8 МПа, для синтетических бо= 10 МПа, для клиновых бо = 1.2 ¸1.5 МПа. Модуль упругости равен E = 200¸300 МПа для резинотканевых, для капроновых E =600 MПа, для клиновых E= 500¸600 МПа.
Условие (49) используют для определения межосевого расстояния фрикционной передачи /2/
. (51)
Знак «плюс» ставиться при внешнем контакте катков, а знак «минус» - при внутреннем, считая и Enp=2E1E2/(E1+E2), а ширина диска , где - коэффициент ширины ролика. При известном межосевом расстоянии диаметры катков находят из очевидных формул
.
Уточнив геометрические параметры передачи, определяют и проверяют условие (49). Расчет на прочность мальтийского механизма проводят аналогично, рассматривая кривизну замков креста и кривошипа, и выбирая им соответствующие материалы.
7.2 Расчет на изностойкость механизма винт-гайка
Расчет сводится к определению фактического среднего контактного напряжения (давления) p между витками винта и гайки и сравнению его допускаемым [р]. Условие изностойкости в предположении равномерного распределения нагрузки по виткам резьбы равно
, (52)
где d 2 и h1 – средний диаметр и рабочая высота профиля резьбы;
z – число витков;
[p]- допускаемое контактное давление;
Fa – осевая сила.
Допускаемые напряжения для пар материалов винт-гайка: закаленная сталь – бронза [p] =10¸13 МПа, незакаленная сталь и бронза [p] = 8¸10 МПа. Для механизмов точных перемещений значения [p] принимают в 2-3 раза меньше, чем для механизмов общего назначения.
Заменив в приведенной выше формуле z на p1, где p1 – шаг резьбы, h – высота витка и обозначив - коэффициент высоты гайки, - коэффициент рабочей высоты профиля резьбы, получим формулу для проектировочного расчета передачи
. (53)
Принимают для трапецеидальной и для упорной резьбы, для цельных гаек и для разъемных гаек. Длину винта выбирают конструктивно в зависимости от требуемого перемещения . Наружный диаметр гайки D о пределяют из условия прочности ее тела на растяжение и кручение
, (54)
где k =1.25 для трапецеидальных и к=1.2 для прямоугольных и метрических резьб;
[бр] – допускаемое напряжение на растяжение для бронзы равное 32 ¸ 44 МПа.
7.3 Расчет на прочность цилиндрических и конических зубчатых передач.
Определение контактной прочности рабочих поверхностей зубьев производит в полюсе зацеплений П. Контакт зубьев рассматривают как контакт двух цилиндров с радиусами r1 и r2, а формулу (41) записывают в виде m1~m2~m
(55)
где для прямозубых передач нормальная нагрузка
,. (56)
- коэффициенты нагрузки, учитывающие соответственно распределение нагрузки между зубьями (для прямозубых ), неравномерность распределения
нагрузки по ширине зубчатого венца и дополнительные динамические нагрузки; - суммарная длина контактных линий, зависящая от коэффициента торцевого перекрытия e и ширины венца колес b2 (при однопарном зацеплении) и 2b2 (для двухпарного зацепления).
При расчете l0 определяют по формуле
, где . (57)
Приведенный радиус кривизны равен
., (58)
где и - радиусы эвольвентных профилей зубьев. Подставив значения q и rnp в формулу (47) и заменив , получим
, (59)
, (60)
где - коэффициент, учитывающий механические свойства материала сопряженных зубчатых колес, для стальных равный мм;
- коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе П, при , ; - коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий, для прямозубых передач . Для не стальных зубчатых колес имеем
. (61)
Учитывая, что Ft=2T2/d2, где d2=2awU/(U+1) и заменив d1 = d2/U, KHa = 1, получим формулу проверочного расчета прямозубых передач
, (62)
где бн и [бн] – расчетное и допускаемые контактные напряжения, Н/мм2; Т – Н мм; аw и b2 – мм.
Учитывая, что , получим формулу проектировочного расчета прямозубых передач
. (63)
Рассчитанные значения aw (мм) выбирают из ряда: 20; 30; 40; 50; 63; 80; 100; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315; 355; 400; и т.д.
Поскольку для зубчатых колес используют не только сталь, но и другие материалы выражение для aw принимает следующий вид:
. (64)
где Enp – приведенный модуль.
Обычно принимают значения Кнv =1.25, К Hb = 1.
Далее, рассматривая зуб как консольную балку, определяют напряжение изгиба в опасном сечении по формуле /1,2/
. (65)
где бf и [бf] – расчетное и допускаемое напряжение изгиба, Н/мм2;
Ft – окружная сила, Н;
m – модуль, мм;
Yf – коэффициент формы зуба, безразмерная величина, зависящая от числа зубьев Z;
- коэффициенты, учитывающие неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого венца и дополнительной динамической нагрузки в зацеплении. При твердости материала хотя бы одного из колес меньше 350 НВ и скорости м/с, что практически наблюдается для большинства зубчатых передач РЭС, принимают =1 и . Значения для зубчатых колес без смещения равны /7/ (таблица 4). Из-за меньшего числа зубьев зуб шестерни у основания более тонкий, чем у колеса, что отражено в большем значении Yf. Для обеспечения примерно равной прочности зубьев шестерни и колеса на изгиб, шестерню делают из более прочного материала, чем колесо. Зубья шестерни и колеса будут иметь примерно равную прочность при условии: [бf]1/Yf1~[бf2]. Модуль зубьев m определяют расчетом на изгиб исходя из межосевого расстояния aw, полученного из условия контактной прочности. В этом случае, заменяя Ft=2 T2/d2, где d2 = 2 aw U/(U+1), получим для модуля следующее выражение:
(66)
В формулу (56) вместо [бf] подставляют меньшее из значений [бf1] и [бf2]. Полученное значение модуля округляют в большую сторону до стандартного значения.
Таблица 4- Значения параметра Yf
Z | >100 | ||||||||||
Yf | 4.27 | 4.07 | 3.98 | 3.92 | 3.88 | 3.8 | 3.75 | 3.7 | 3.65 | 3.6 | 3.6 |
Формула (56) является основной для определения m прямозубых передач, рассчитываемых на контактную прочность. При этом обеспечивается примерно равная контактная и изгибная прочность зубьев.
Допускаемые контактные напряжения определяют по формуле (МПа)
. (67)
где бно – предел контактной выносливости рабочих поверхностей зубьев, соответствующий базе испытаний (числу циклов перемены напряжений);
[Sн] – допускаемый коэффициент безопасности, равный [Sн] = 1.1, при однородной структуре материала (нормализация, улучшение, объемная закалка) и [Sн] = 1.2 при неоднородной структуре (поверхностная закалка, цементация, азотирование);
Кн1 – коэффициент долговечности, учитывающий влияние срока службы и режима нагрузки
. (68)
Где =60 nt – расчетное число циклов нагружения на весь срок службы, n –частота вращения колес (об/мин), t – срок службы (ч).
Обычно при длительной работе передачи выбирают Кн1 ~1. При расчете цилиндрических прямозубых передач в качестве допускаемого контактного напряжения [бн1], [бн2] принимают [бн] того зубчатого колеса, для которого оно меньше, как правило, это [бн2], т.е. [бн]=[бн2]. Допускаемое напряжение изгиба [бf], МПа, определяют из основания
. (69)
где бfo – предел выносливости зубьев при изгибе,
соответствующий базе испытаний;
[Sf] – допускаемый коэффициент безопасности равный [Sf] = 1,75 из штампованных и [Sf] = 2.3 – из литых заготовок;
Kfc – коэффициент, учитывающий влияние приложения нагрузки, Kfc =1 при односторонним приложении нагрузки (передача нереверсная) и Kfc =0.7 -0.8 при двухстороннем приложении нагрузки (передача реверсная);
Kf1 - коэффициент долговечности; при твердости 350 НВ 1 Kf1 1,63; при длительно работающей передаче выбирают Kf1=1.
Пределы контактной и изгибной выносливости зубьев определяют из таблицы 5.
Расчет на прочность начинают с выбора материала, условий термообработки и способов изготовления колес, а затем находят [бн1], [бн2], [бf1], [бf2], задаваясь наименьшим [бH] и [бf] определяют aw и m. Далее, округляя эти значения до стандартных awc и mc, рассчитывают и проверяют условия прочности (64) и (66) для стандартных awc и mc. Если условия прочности выполняются, то расчет закончен, если не выполняются, то изменяют материал и условия термообработки.
Допускаемые контактные напряжения для колес, изготовленных из латуней и бронза, определяются выражениями , где бь – предел прочности на растяжение и . При проверочном расчете конических прямозубых передач сначала определяют внешний делительный диаметр колес по формуле /7/
. (70)
Значения d12 регламентированы ГОСТ 12289-76. При известном d12 формула проверочного расчета прямозубых конических передач на контактную прочность имеет вид
, (71)
где и - допустимое и расчетное контактное напряжения, МПа; Т2 – крутящий момент Н мм, d12 – мм. Коэффициент динамической нагрузки при твердости поверхности зубьев колеса 350 НВ равен Кnv= 1.2 при 250 НВ, значения Кnv=1.1.
Таблица 5- Выбор марок сталей
Термообработка | Марка сталей | бно, Н/мм2 | бfo, Н/мм2 |
Нормализация, Улучшение | 35; 45 40Х; 40ХН; 85ХМ | 2НВ +70 | 1.8НВ |
Закалка ТВ4 по контуру зубьев | 40Х; 35ХМ; 40ХН; 45ХП | 17HRCэ+200 | |
Закалка ТВЧ сквозная (m<3 мм), Цементизация и закалка | 20Х; 20ХН2М; 18ХГТ | 23 HRCэ |
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца Кf =1.01 -1.02 /5/. Внешний окружной модуль определяют расчетом на изгиб по формуле
. (72)
где vf – коэффициент вида конических колес;
для прямозубых колес vf =0.85;