Раздел V. Формирование деятельности

В данном разделе рассматриваются следующие подразделы:

v формирование игровой деятельности;

v формирование продуктивных видов детской деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд);

v формирование элементов трудовой деятельности.

Известно, что предметная деятельность является базисным видом де­ятельности для формирования всех вышеперечисленных видов детской деятельности. В процессе развития предметных действий у ребенка фор­мируются соотносящие и орудийные действия, при выполнении которых у него происходит становление ориентировочно-познавательной деятельно­сти и появляются предпосылки к развитию речи. Кроме того, в ходе выпол­нения предметных действий у ребенка улучшаются физиологические воз­можности рук, их согласованность и плановость в действиях, развивается тонкая ручная моторика и зрительно-двигательная координация.

Игровая деятельность является ведущей деятельностью детей дош­кольного возраста. Формирование игровой деятельности направлено на развитие у детей интереса к игрушкам, предметно-игровым действиям и воспитание умения играть со сверстниками. Постепенно от предметно-игровых действий переходят к обучению сюжетно-отобразительной игре, которая занимает в обучении умственно отсталых детей длительный пери­од. Только после формирования у детей представлений об отношениях между взрослыми следует перейти к воспитанию у них умений принимать на себя определенные роли и действовать в игре соответственно принятой роли, учитывая при этом ролевую позицию партнера. Сюжетно-ролевая игра создает основу для возникновения функции замещения, необходимую для дальнейшего развития мыслительной и речевой деятельности ребенка.

Формирование игровой деятельности при обучении умственно отстало­го ребенка требует проведения специально организованных родителями или педагогом занятий и лишь затем переносится в свободную деятельность детей.

Развитие продуктивных видов деятельности — это основа воспитания и обучения ребенка в дошкольном возрасте. Эти виды деятельности, с одной стороны, служат отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой — значимы для воспитания личностных качеств ребенка и его поведения.

Становление изобразительной деятельности и конструирования начинается с воспитания интереса к этим видам деятельности, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно: развитие инте­реса к определенному виду деятельности, формирование способов обсле­дования предметов, развитие зрительно-двигательной координации, совер­шенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие продуктивных видов деятельности направлено на формирование у детей умения анализиро­вать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством рисунка, лепки, аппликации, конструкций.

Изобразительная деятельность и конструирование связаны с заняти­ями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре. На занятиях изобразительной и конструктивной деятельностью проводится специальная работа по речевому развитию детей, что, в свою оче­редь, способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.

Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной и продуктивных видов деятельности ребенка и делает общественно значимыми для него предметные действия, что, в свою очередь, требует нового уровня овладения самими предметны­ми и орудийными действиями.

При овладении навыками самообслуживания, обеспечивающими изве­стную бытовую самостоятельность, ребенок без помощи взрослого может самостоятельно есть, одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, в дальнейшем детей учат посильному бытовому труду: это уборка игрового уголка, дежурства по столовой, в уголке природы, уход за животными, труд на участке и т. д.

Появление элементов трудовой деятельности играет большую роль в усвоении ребенком с ограниченными возможностями здо­ровья опыта действий с предметами, способствуя пониманию роли каждого отдельного действия и их логической последовательности.

Трудовое воспитание в специальных дошкольных учреждениях ведет­ся в двух направлениях.

С одной стороны, детей знакомят с трудом взрос­лых, с ролью труда в жизни людей, воспитывают уважение к нему.

С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практи­ческой деятельности детей — при формировании навыков самообслужи­вания, на занятиях по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.

В процессе выполнения трудовых заданий дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции. Действия по словесной инструкции, сначала очень простой и короткой, а затем все более развер­нутой, помогают формированию у детей словесной регуляции деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: