«АУДИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛНОГО КАПИТАЛА»
Цель занятия – оценка нематериальных активов предприятия.
Методические указания:
Как известно, вторая половина XX века характеризовалась нарастанием постиндустриальных тенденций в экономике ведущих стран мира. Поэтому теоретики постиндустриализма должны были перевести осмысление одного из основополагающих тезисов этой метатеории — о ведущей роли знаний в экономических и общественных отношениях информационного обществав практическую плоскость. Для этого потребовалось кардинальным поменять методологическую парадигму экономического мышления, по-новому переосмыслить такие понятия, как стоимость и капитал.
В общем понимании интеллектуальный капитал — это сумма знаний и умений, а также опыт и квалификация всех работников организации, обеспечивающих ее конкурентные возможности на рынке. Результатом эффективного использования интеллектуального капитала выступает интеллектуальный продукт — результат мыслительной деятельности, включающий изобретения, открытия, патенты и иные объекты интеллектуальной деятельности. Поскольку объем интеллектуального продукта организации зависит от потенциальных возможностей и эффективности использования интеллектуального капитала, проблемы роста интеллектуальных ресурсов фирмы приобретают в настоящее время большое значение Увеличение интеллектуального капитала возможно в рамках целенаправленной стратегии развития организации по подбору, привлечению и подготовке персонала — носитель интеллектуального капитала. Важный исходный момент — возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.
|
|
При анализе интеллектуального капитала выделяют три составляющие его структуры:
1. «человеческий капитал»;
2. «структурный капитал»;
3. «потребительский капитал».
Человеческий капитал — это часть сотрудников фирмы, способных к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа сотрудников, владеющих знаниями, необходимыми фирме. Иначе говоря, человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.
Структурный капитал — это система организации и обеспечения эффективной работы человеческого ресурса и включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организационных способностей фирмы. Потребительский капитал — это сформированная система отношений с потребителями продукции данной организации, с поставщиками и характеризуется степенью предпочтения потребителей товаров и услуг только торговой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками.
|
|
Существующая на сегодняшний день система финансового учета предполагает отражение в бухгалтерском балансе наряду с материальными и нематериальных активов, представляющих интеллектуальный продукт и деловую репутацию фирмы, но основная трудность связана со стоимостной оценкой интеллектуального капитала Попытки экономической оценки интеллектуального капитала осуществлялись экономистами многих стран.
Существуют определенные наработанные методики, используемые многими компаниями в своей практической деятельности. Основной метод оценки интеллектуального капитала компании — разница между рыночной стоимостью акционерного капитала и текущей стоимостью основных фондов. Учитывая определенные факторы, влияющие на достоверность и надежность этого способа оценки, в ряде случаев используется «коэффициент Тобина», показывающий отношение рыночной стоимости объекта к стоимости его замены.
Российская система финансового учета, и отчетности предполагает учет нематериальных активов, в составе которых учитывается и деловая репутация организации», т.е. «цена фирмы», отражающая такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, хорошие отношения внутри коллектива, удачное местоположение и др. Деловая репутация определяется как превышение покупной цены имущества над оценочной (начальной)стоимостью. Вместе с тем практика продажи российских компаний показывает, что лишь немногие фирмы продаются по стоимости, превышающей стоимость имеющихся материальных активов. Кроме того, многие организации сталкиваются с такой проблемой, что инвесторы практически не вкладывают средства в предприятия с небольшими объемами материальных фондов. В связи с этим более привлекательны фирмы, наращивающие свою капитализацию, в том числе и за счет роста интеллектуального капитала. Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала:
1. формирование коллектива сотрудников, составляющих основу человеческого капитала организации путем систематического поиска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы.
2. создание здорового морально-психологического климата в коллективе, т.е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовлетворения от результатов своей деятельности, стремление к взаимообучаемости и взаимозаменяемости в работе с клиентами.
3. формирование банка знаний, включающего собственные исследования и разработки; накопленный опыт, знания и навыки работников в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т.д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др.
4. создание положительного имиджа и репутации компании путем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки, формирования бренда организации, обладающего рыночной стоимостью.
Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рассмотрение нематериальных активов компании, их документальное оформление, фиксирование состояния на текущий момент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе работников обычно рассматривается образование каждого из них, проводятся психометрические тесты и тесты на тип личности с целью выявления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются индивиды с критическим мышлением, умеющие успешно продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склонность к командной работе. Справедливости ради отметим, что личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разработанных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все торговые марки и ноу-хау. Витоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что позволит определить количество работников с высшим образованием, количество людей со стажем работы в компании более десяти лет, количество обслуженных покупателей, зарегистрированных патентов, а также сумму, в которую обошлась их защита. Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита в том, что этот процесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита определиться с конкретной целью его проведения.
|
|