Лабораторная работа №8

«АУДИТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛНОГО КАПИТАЛА»

Цель занятия – оценка нематериальных активов предприятия.

Методические указания:

Как известно, вторая половина XX века характеризовалась нарастанием постиндустриальных тенденций в экономике веду­щих стран мира. Поэтому теоретики постиндустриализма долж­ны были перевести осмысление одного из основополагающих тезисов этой метатеории — о ведущей роли знаний в экономиче­ских и общественных отношениях информационного обществав практическую плоскость. Для этого потребовалось карди­нальным поменять методологическую парадигму экономическо­го мышления, по-новому переосмыслить такие понятия, как стоимость и капитал.

В общем понимании интеллектуальный капитал — это сумма знаний и умений, а также опыт и квалификация всех работников организации, обеспечивающих ее конкурентные возможности на рынке. Результатом эффективного использо­вания интеллектуального капитала выступает интеллектуальный продукт — результат мыслительной деятельности, включающий изобретения, открытия, патенты и иные объекты интеллектуаль­ной деятельности. Поскольку объем интеллектуального продукта организации зависит от потенциальных возможностей и эффек­тивности использования интеллектуального капитала, проблемы роста интеллектуальных ресурсов фирмы приобретают в на­стоящее время большое значение Увеличение интеллектуального капитала возможно в рамках целенаправленной стратегии разви­тия организации по подбору, привлечению и подготовке персо­нала — носитель интеллектуального капитала. Важный исход­ный момент — возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.

При анализе интеллектуального капитала выделяют три со­ставляющие его структуры:

1. «человеческий капитал»;

2. «структурный капитал»;

3. «потребительский капитал».

Человеческий капитал — это часть сотрудников фирмы, спо­собных к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа со­трудников, владеющих знаниями, необходимыми фирме. Иначе говоря, человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются мораль­ные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.

Структурный капитал — это система организации и обес­печения эффективной работы человеческого ресурса и включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организацион­ных способностей фирмы. Потребительский капитал — это сформированная система отношений с потребителями продук­ции данной организации, с поставщиками и характеризуется сте­пенью предпочтения потребителей товаров и услуг только тор­говой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками.

Существующая на сегодняшний день система финансового учета предполагает отражение в бухгалтерском балансе наряду с материальными и нематериальных активов, представляющих интеллектуальный продукт и деловую репутацию фирмы, но ос­новная трудность связана со стоимостной оценкой интеллекту­ального капитала Попытки экономической оценки интеллекту­ального капитала осуществлялись экономистами многих стран.

Существуют определенные наработанные методики, используемые многими компаниями в своей практической деятель­ности. Основной метод оценки интеллектуального капитала компании — разница между рыночной стоимостью акционерно­го капитала и текущей стоимостью основных фондов. Учитывая определенные факторы, влияющие на достоверность и надеж­ность этого способа оценки, в ряде случаев используется «коэффициент Тобина», показывающий отношение рыночной стоимо­сти объекта к стоимости его замены.

Российская система финансового учета, и отчетности предпо­лагает учет нематериальных активов, в составе которых учиты­вается и деловая репутация организации», т.е. «цена фирмы», от­ражающая такие факторы, как удовлетворение потребительского спроса, хорошее управление, эффективность производства, хо­рошие отношения внутри коллектива, удачное местоположение и др. Деловая репутация определяется как превышение покупной цены имущества над оценочной (начальной)стоимостью. Вместе с тем практика продажи российских компаний показывает, что лишь немногие фирмы продаются по стоимости, превышающей стоимость имеющихся материальных активов. Кроме того, мно­гие организации сталкиваются с такой проблемой, что инвесто­ры практически не вкладывают средства в предприятия с не­большими объемами материальных фондов. В связи с этим более привлекательны фирмы, наращивающие свою капитализацию, в том числе и за счет роста интеллектуального капитала. Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала:

1. формирование коллектива сотрудников, составляющих осно­ву человеческого капитала организации путем систематиче­ского поиска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы.

2. создание здорового морально-психологического климата в коллективе, т.е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовле­творения от результатов своей деятельности, стремление к взаимообучаемости и взаимозаменяемости в работе с кли­ентами.

3. формирование банка знаний, включающего собственные ис­следования и разработки; накопленный опыт, знания и навы­ки работников в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т.д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др.

4. создание положительного имиджа и репутации компании пу­тем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки, формирования бренда организации, обладающего ры­ночной стоимостью.

Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рассмотрение нематериальных активов компании, их докумен­тальное оформление, фиксирование состояния на текущий мо­мент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе ра­ботников обычно рассматривается образование каждого из них, проводятся психометрические тесты и тесты на тип личности с целью выявления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются индивиды с критическим мышлением, умеющие ус­пешно продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склонность к командной работе. Справедливости ради отме­тим, что личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разработанных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все торговые марки и ноу-хау. Витоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что позволит определить количество работников с высшим образо­ванием, количество людей со стажем работы в компании более десяти лет, количество обслуженных покупателей, зарегистриро­ванных патентов, а также сумму, в которую обошлась их защита. Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита в том, что этот процесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита оп­ределиться с конкретной целью его проведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: