Лабораторная работа №7

«АУДИТ УСЛОВИЙ ТРУДА, БЕЗОПАСНОСТИ И ЗДОРОВЬЯ»

Цель занятия – оценка правильности реализации и управления программами безопасности и здоровья в организации.

Методические указания:

Это направление связано с диагностикой условий рабочей об­становки, которые могут привести к подрыву здоровья работни­ков. Такими последствиями могут стать заболевания, как различ­ных органов человека, так и психологические нарушения, стресс и депрессия.

Аудитор опирается на научно-обоснованные эргономические рекомендации, санитарные нормы, законодательные акты, произ­водит сравнение производительности в различных условиях, вы­ясняет восприятие своего рабочего места самими работниками.

Можно выделить три основных причины возникновения не­счастных случаев — случайности, небезопасные условия труда и небезопасные действия.

Дополним этот список типичными проблемами здоровья ра­ботников: алкоголизм, наркомания, эмоциональные болезни и стрессы.

Так как случайности практически выходят за рамки управляе­мых факторов, подробнее остановимся на остальных причинах.

Опасные условия — это плохо подготовленное оборудование, опасная процедура, присутствие опасных химикатов, газов, из­лучения. Интенсивная и тяжелая работа, переутомление, шум, недостаточная освещенность, теснота, высокая температура так­же причины несчастных случаев и заболеваний.

Основной задачей аудитора является обнаружение отклонений и нарушений правил и стандартов работы, как работодателем, так и наемным работником.

К опасным условиям работы можно также отнести и само ра­бочее место, поскольку несчастные случаи и профессиональные заболевания у шахтера, крановщика, литейщика встречаются внесколько раз чаще, чем у работников бухгалтерии, менеджеров того же предприятия.

К несчастным случаям вследствие переутомления может при­вести неудачное расписание работы, нарушающее биологиче­ский ритм человека. Известно, что несчастные случаи чаще про­исходят в ночные смены.

Психологический климат в сильной степени влияет на забо­леваемость и возникновение несчастных случаев. Отсутствие стабильности, угроза сокращения, враждебные отношения, не­компетентный менеджмент, отсутствие перспектив роста неред­ко приводят к депрессии.

Опасные действия - причина которых сами работники - глав­ная причина несчастных случаев. Эксперты считают, что невоз­можно устранить несчастные случаи только сокращением опасных условий. Люди часто сами сознательно пренебрегают техникой безопасности и даже бравируют этим, считая такое поведение ча­стью профессионализма. Пренебрежение защитным обмундирова­нием и оборудованием еще сильнее повышают степень опасности.

Исследования показывают, что есть люди, чаще других попа­дающих в разного рода «истории». Психологи считают, что склонность к несчастным случаям — это тип индивидуальности человека. Эксперты также считают, что склонность к несчаст­ным случаям является ситуационной.

Опыт показывает, что возраст работника и стаж работы влияют на вероятность несчастного случая: такие случаи наибо­лее вероятны у работников моложе 30 лет и вероятность снижа­ется после 50 лет. Зрение и визуальные навыки, недостаточность психомоторных навыков, импульсивность также являются факторами влияния.

Аудит может проводиться в пять этапов:

1. знакомство с предприятием (инвентаризация списка напря­женных мест и нарушений в работе);

2. анализ общей ситуации по отделам (сравнительное состояние секторов и выбор объектов для подробного исследования);

3. разработка и распространение анкет на местах, которая помо­жет определить подробное состояние сектора и дать оценку;

4. составление диагностического баланса сектора с целью вы­явить причины плохих рабочих условий;

5. рекомендации к подготовке программы улучшения. Руководство фирмы дает необходимые пояснения, советы поспособам сбора информации, таблицы ввода информации, таб­лицы обработки и синтеза.

Например, на фазе анкетирования руководству фирмы могут быть заказаны сведения по следующим направлениям:

• содержание работы;

• рабочее место;

• организационное окружение;

• распределение работ;

• выполнение задач;

• оценка и продвижение персонала;

• общественные отношения;

• индивиды и группы;

• стиль руководства.

По каждому из них составляется анкета из десятка вопросов, адресованных работникам и их руководителям, в которых даны три варианта ответов. Ответы затем обобщаются в документе об оценке настоящего состояния.

Метод самодиагностики позволяет составить справочник, не­кую базу, известную наибольшему количеству людей, что может стать основой для составления программы развития.

Причастность рядовых исполнителей и руководителей произ­водства к анализу и обсуждению проблем безопасности приводит к увеличению потребности больше знать, усиливает вовлечен­ность работников в дела организации и способствует воспитанию приверженности фирме.

 

Задание:

1. Выявить нарушения в соблюдении санитарных норм.

2. Проанализировать количество несчастных случаев связанных со случайностями, небезопасными условиями труда и небезопасными действиями.

3. Проанализировать уровень заболеваемости в организации по сезонно, по видам выполняемых работ (административные, производственные, обслуживающие).

4. Проанализировать предупредительные мероприятия, связанные с безопасностью труда и их эффективность.

5. Оценить количество денежных средств потраченных организацией на обеспечение безопасности труда.

Сделать выводы и дать рекомендации по совершенствованию условий труда, безопасности и здоровья в организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: