Кто и что направляет поведение

Следующий момент нашего рассмотрения — это вопрос о так называемом внешнем или внутреннем контроле. В психоло­гических исследованиях было показано, что люди различают­ся по тому, объясняют ли они события своей жизни влиянием других людей или случая, рока, судьбы (таких людей называ­ют «экстерналами» или «внешне направляемыми», «ориенти­рованными на внешний контроль») или, напротив, считают, что все зависит только от них самих (таких называют «интер­валами», «внутренне направляемыми», «ориентированными на внутренний контроль»). Мы уже касались этого вопроса, ког­да анализировали методику «Кто Я?» и говорили о каузальной втрибуции.

Существует, конечно, множество людей, которых нельзя отнести ни к той, ни к другой группе. Однако подлинно само­актуализирующаяся личность — это не просто «немного того, немного другого». Вот что пишет об ориентации на внешний (внутренний) контроль уже неоднократно цитируемый мной Э. Шостром: «Чтобы понять актуализацию, нужно прежде всего хорошо разобраться в понятиях — внутреннее руководство и руководство со стороны других. Внутренне направляемая лич­ность... оказалась со встроенным в раннем периоде жизни психическим компасом — гироскопом, который был установлен и запущен родительским влиянием. Позднее этот гироскоп претерпел дальнейшие влияния со стороны других авторитетных фигур. Внутренне направляемый человек проходит черезжизнь независимо с внешней точки зрения, однако еще подчиняясь этому внутреннему направлению. Источник его руководства внедрен ранее, и им управляет небольшое число принципов... Опасность избытка внутреннего руководства со­стоит в том, что индивид может стать нечувствительным к правам и чувствам других и может почувствовать, что может манипулировать ими авторитетно по причине своего внутреннего чувства «правоты»... Личность направ­ляемая другими, из-за страхов и сомнений со стороны его родителей в отношении того, как его вырастить, оказалась мотивированной развить радарную систему, чтобы получить сигналы от значительно более широких кругов... его первичное чувство склоняется к страху перед сменяющими друг дру­га голосами «авторитетов» или перед любым пристальным взглядом. Опасность руководства со стороны других состоит в том, что манипуляция как в форме угождения другим, так и в форме обеспечения постоянного принятия становит его первичным методом отношения.

Таким образом, можно видеть, что изначальное чувств страха может быть трансформировано во всепоглощающую неутомимую потребность в привязанности или уверениях в любви...

Самоактуализирующаяся личность имеет тенденцию быть менее зависимой... как в крайностях внутреннего руководства, так и в крайности руководства со стороны других. Ее можно характеризовать как имеющую более автономную самоподдерживаемую или бытийную ориентацию. Она руководима другими там, где она до некоторой степени должна быть чувствительна к человеческому одобрению, расположению и доб­рой воле, но источник ее действий по существу — это внут­реннее руководство. Этот человек руководим в большей степени внутренне, но его свобода не завоевана бунтом или нажимом на других или борьбой с ними. Он полностью выходит за пределы внутреннего руководства с помощью критической ассимиляции и творческого развития своих прежних принципов жизни. Он открыл внутренний вид жизни, который дает ему уверенность»*.

А вот какие примеры высказываний каждого из этих типов личности приводит Э. Шостром.

Личность с полной внутренней ориентацией: «Моим чувствам можно верить», «Что бы я ни решал, я должен принять свое собственное решение», «То, что я хочу, есть то, что я делаю».

Внешне направляемая личность: «Что подумают люди?», «Ска­жи мне, что ты думаешь, мне следовало делать?», «Что нужно делать, чтобы правильно делать?»

Самоактуализирующаяся личность: «Я сверяюсь с теми, кто любит меня и поэтому принимает мои собственные решения», «Я собираю столько информации по проблемам и следстви­ям, сколько можно, а затем доверяю решение моим глубочай­шим чувствам», «Я свободен от их давления, но, однако же, меня интересует то, что они думают»*.

А теперь вернитесь вновь к нашему ключу 7 (с. 13) и поду­майте над ним с этой точки зрения — что на самом деле озна­чает «верьте своим чувствам»?

Я думаю, вы помните, что в списке самоодобрения вто­рым, т. е. в самом начале, находится как раз это умение — разумное отношение к оценкам со стороны других людей. Другими словами, самопринятие впрямую зависит от того, ориентированы вы на внешнюю, внутреннюю оценку или ваша ориентация — сложное соединение, которое так образно опи­сывает Э. Шостром.

А какой тип ориентации характерен для вас?

Определите это, записав сначала тот ответ, который вам кажется правильным, не думая и не анализируя. Затем просмотрите свои результаты по методике «Кто Я?» с этой точки зрения и, наконец, проанализируйте несколько со­бытий своей жизни — равное количество из прошлого и настоящего, например по два. После этого подумайте та­ким же образом о своих ближайших и более отдаленных планах — от чего, считаете вы, зависит их исполнение (или от кого).

В анализе вам помогут следующие вопросы: 1) что я делал, чтобы достичь в этой ситуации успеха; 2) знал ли я, чего я хочу, или ждал, пока мне это объяснят другие; 3) откуда взя­лась эта ситуация, кто мне подсказал эту цель; 4) был ли я активен или пассивен — действовал сам, ждал помощи от дру-nix или думал, что все само собой как-нибудь образуется; 5) насколько типично для меня поведение в данной ситуации? Естественно, по отношению к будущему эти вопросы надо давать в будущем времени. И вновь запишите общий вывод.

Теперь сравните результаты по всем этапам выполнения этого упражнения. Не обнаружили ли вы чего-нибудь нового, пеожиданного для себя? Совпали ли начальное впечатление и окончательный вывод? Нравится ли вам этот результат? По­лучилось ли то, что вы хотели?

Если нет, то рецепт здесь один — действуйте на новом уровне. Дайте себе слово ч хотя бы в течение ближайших двух— че­тырех дней действуйте как самоактуализирующаяся личность, т. е. такая, чья жизненная ориентация в описании Э. Шострома вам показалась наиболее привлекательной. Не забывайте каж­дый вечер анализировать, что у вас получается.

И еще. Занимайтесь мысленным экспериментированием. Представьте, как бы изменилась та или иная ситуация, если бы вы по-другому представили свое участие в ней, поняли меру своей ответственности за нее. В качестве примера вы­полним следующее упражнение.

Вспомните и запишите три самых приятных события ва­шей жизни за последний год, три самых неприятных и три нейтральных. Затем каждое событие оцените с точки зрения того, насколько они были вызваны вами, а насколь­ко— другими людьми или обстоятельствами. Сделайте то, что вы уже хорошо умеете, — определите, действо­вали ли вы в этих ситуациях как «внешне или внутренне направляемый» человек или как человек, который, ориентируясь на внутренние критерии, уделяет большое внимание тому, что происходит вокруг. А на следующем этапе представьте, что изменилось бы в этих ситуациях, если бы вы при­держивались других типов ориентации. Не сдерживайте свою фантазий, дайте ей возможность поиграть. Как лично вам лучше добиться этого, вы тоже уже знаете. Используйте любой из предложенных ранее или выра­ботанных самостоятельно за время наших занятий способов.

Теперь то же самое сделайте с тремя ближайшими и тремя отдален­ными планами и целями. Вы имеете прекрасный шанс — выбрать тот ва­риант, который вам больше всего нравится, и осуществить его. Не упус­тите этот шанс.

Знаете, чем еще важен актуализационный тип ориентации на внешний/внутренний контроль? Он позволяет правильно относиться к тому, что называется «жизненный опыт». Нам кажется, что мы все знаем о значении жизненного опыта, об «учебе на ошибках» и т. д. С другой стороны, многие из нас часто думают и заранее готовят себя к той или иной ситуации. Сложность, однако, в том, что никогда ничего не повторяет­ся, никогда ничего не бывает точно таким, как вы себе пред­ставляли, как о том говорят, к чему готовят книги, статьи.

Жизнь идет своим, только ей известным чередом, и ни одна ситуация не похожа на ту, которая была или которой она долж­на была быть по нашим представлениям.

Примеры, которые любят в этом случае приводить психо­логи, — чтение о первом поцелуе, его ожидание и настоящий первый поцелуй; читать о плавании и на самом деле учиться плавать.

Исследования показывают, что тот, кто «ориентирован вов­не», часто настолько уверен в том, что сказано выше, что подхо­дит к каждой ситуации как к новой. «Внутренне направляе­мые», напротив, склонны придавать чрезмерно большое значе­ние имеющемуся опыту, также всевозможной предварительной подготовке к ситуации. Ограниченность этого очевидна — изменение ситуации ведет к тому, что такой человек не может к ней приспособиться, эффективно действовать. Он продол­жает играть по старым правилам, не замечая, что игра давно уже изменилась.

Таким образом, ориентация на прошлый опыт или на чу­жие советы, «как правильно жить», даже если они не приво­дят к неблагополучным последствиям, тормозит развитие лич­ности.

Совершенно по-другому обстоят дела у тех, кто понимает, что опыт, «полезные советы» и т. п., как говорится в одном из наших ключей, — лишь ткань, из которой в каждой ситуации можно шить новую одежду.

Пользуясь известным древним изречением, они понима­ют, что в каждый момент жизни входят в новую реку, но при этом признают полезность своих знаний о свойствах воды, о правилах поведения на воде, о том, как лучше плыть.

ТВОРЕЦ СВОЕЙ ЖИЗНИ

Не важно, насколько нелеп, глуп и сме­шон я могу быть, это я, и я должен быть патриотом себя.

Э. Шостром

Ничто так не красит женщину, как убеж­денность в своей красоте.

Софи Лорен

«Будьте собой, но в лучшем виде»

Психотерапевт из Австралии Фалу Эйр определяет это так: станьте режиссером своей жизни, вместо того, чтобы быть Атером»*. Так она назвала и свою книгу, из которой мне хотелось бы привести один небольшой фрагмент: «Не ситуация, а то, как вы на нее отвечаете, определяет качество вашей жиз­ни. Пока мы убеждены, что наша жизнь предопределена ок­ружением или удачей, мы остаемся бессильными. Ключ к ощущению личной силы — знать, что если вы и не можете кон­тролировать ситуацию, то в ваших руках абсолютный контроль над своей реакцией на нее. А то, как мы реагируем на ситуа­цию, определяет, войдем ли мы в восходящую спираль пози­тивных мыслей и энергии или в нисходящую спираль нега­тивных мыслей»** (помните про отношение и магнит?).

Давайте воспользуемся призывом Фалу Эйр и поставим фильм — каждый про свою будущую жизнь. Вот как предлага­ет это сделать московский психолог Н. Н. Толстых: «Пред­ставьте себе всю вашу будущую жизнь как художественный фильм, в котором вы играете главную роль. Вы сами — и сце­нарист, и постановщик, и директор картины. Вам решать, о чем будет этот фильм, вам выбирать, какие в нем будут дейст­вовать персонажи, где будут происходить события».* А даль­ше — внимание! Очень важный момент — надо нарисовать на бумаге свой портрет — портрет героя будущего фильма, но не обычный автопортрет, а такой, каким бы вы хотели стать. При этом не важно, будет ли этот рисунок выполнен в реалисти­ческой, абстрактной или в какой угодно другой манере. Важ­но, чтобы он отражал вас таким, каким вы хотели бы видеть себя в будущем.

Вы можете воспользоваться приемом, который рекоменду­ет психолог Н. Н. Толстых, особенно если вы любите рисо­вать (не важно, умеете или нет) и передаете в рисунке не столь­ко внешность, сколько чувства, отношения, а можете сделать это в воображении.

Оборудуйте место для занятий так, как мы делали это в упражнениях на расслабление, «театр». Включите тихую музыку, под которую вам приятно мечтать. Расслабьтесь и посидите несколько минут спокойно, ни о чем не думая, А теперь мысленно начинайте рисовать свой портрет в полный рост.

Рисуете ли вы мысленно или на бумаге — это безразлично, важно, чтобы, рисуя, вы думали о том, что сейчас вы рисуете себя таким, каким хотели бы видеть. Рисуете не только свой внешний, но и, главное, внутренний облик. Вы создаете себя сами. Что из того, что в вас сейчас есть, вы обязательно нари­суете? Что не нарисуете ни за что на свете? Что вы вложите в себя такого, чего в вас сейчас нет? Я надеюсь, вьг уделите достаточно внимания своей внешности, своему телу, своему физическому здоровью? Какие умения, способности, идеи, ка­кая внешность вам понадобятся? Для чего вам все это? Какие задачки из учебника жизни вы собираетесь решать? Подумай­те об этом.

Порисуйте еще немного и закончите портрет. Отдохните немного и посмотрите на него. Скажите себе: «Это я. Та­кой, каким я сделал себя сам. Нравлюсь ли я себе та­ким?» Если нет или не совсем, все еще можно испра­вить. Внесите необходимые изменения, уберите ненуж­ное, добавьте детали. Сделайте все, чтобы вы были довольны. Не торопитесь. Вы можете уделить этому не одно, а два и даже три занятия (но, пожалуйста, не больше). Теперь вы нравитесь себе? Тог­да опишите словами то, что вы в него вложили.

Наш герой готов к действиям. Пора сочинять сценарий, режиссировать, ставить фильм.

Пусть этот сценарий начинается с самого ближайшего бу­дущего, лучше всего с завтрашнего дня. Придумывайте, что хотите, одно важное условие — это должен быть фильм про победителя. Конечно, я не предлагаю вам придумать фильм в духе совершенно вам не знакомой «эпохи бесконфликтнос­ти», когда в литературе, в кино можно было бороться только хорошему с лучшим. Представляете, какая тоска была бы, как невыносимо скучно смотреть фильм, где у героя все только хорошо, очень хорошо или просто замечательно.

Поэтому пусть в вашем сценарии будут и неудачи, и про­валы, и любые катаклизмы, но это должен быть сценарий про победителя, повторю еще раз. Значит, вы должны придумать наиболее интересные пути преодоления жизненных труднос­ти. Если вы выберете для сценария путь избегания труднос­ти, то фильма про победителя не получится.

Сочиняя сценарий, имейте в виду следующее. Многие пси­хологи в результате исследований, психотерапевтической, тренинговой работы приходят к выводу, что для изменения от­ношения к себе и даже самого себя большое значение имеет так называемое позитивное мышление, о чем мы много говорили в начале нашей работы. С этим связана, кстати, такая распространенная рекомендация, полезность которой можете доверить: каждое утро начинайте с того, что, смотрясь в зер­кало, говорите: «Я люблю себя. Я достоин этой любви. Я одобряю себя. И благодаря этому я могу развиваться, изменяться идти дальше».

Но вернемся к нашему фильму. Вы уделили достаточно внимания другим персонажам? Обстановке? Тому, что проис­ходит вокруг? Надеюсь, ваш герой живет в нормальном, обыч­ном, а не идеализированном мире.

Запишите этот сценарий и вспоминайте о нем почаще. Вспоминайте о том, что вы имеете возможность творить свою жизнь и самого себя. Выдающийся русский актер и теоретик театрального искусства Михаил Чехов написал удивительные строки по этому поводу: «...одна мысль, одно ощущение стало овладевать мной. Это — ощущение возможности творчества внутри самого себя. Творчество в пределах своей личности... По опыту я знал только об одном виде творчества: вне себя. Мне представлялось, что творчество неподвластно воле чело­века и направление его зависит исключительно от так называ­емого природного предрасположения. Но вместе с мыслью о самотворчестве у меня естественно возник волевой импульс, как бы некий волевой порыв к овладению творческой энер­гией с тем, чтобы перенести ее вовнутрь, на самого себя»*.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: