Успех в жизни для меня — это

Следующее наше задание — поиск ответа именно на этот вопрос, только сформулированный несколько иначе: каковы мои притязания в жизни? Что я буду считать успехом, что неудачей?

Запишите ответы на эти вопросы как можно более подроб­но. После того как вы сделаете это, «раздвиньте границы» успеха и неудачи. Например, так: «Представление о жизненном успехе — теннисист мирового класса, чемпи­он престижных турниров. Более низкий уровень, но все же успех — теннисист, входящий в число 20 сильнейших иг­роков мира, следующий — тоже успешный, но в пределах страны и т. д.». Другими словами, надо снижать уровень желаемого успеха до тех пор, пока субъективно вы будете чувствовать, что успех в этом все-таки присутст­вует. То же самое с неудачей в жизни — вы «улучшаете» ее до тех пор, пока субъективно она будет продолжать восприниматься вами как неудача.

Я только хотела бы вас предостеречь от действия по прин­ципу «все или ничего», о чем мы уже говорили. Сможете ли вы хотя бы в мыслях, в мысленном эксперименте отойти от этого? Если нет, имейте в виду, вас ждут достаточно трудные испытания, поскольку все, что хоть немного отстает от ваше­го жизненного сценария, будет восприниматься как неудача. Мне бы хотелось в этой связи привести одно из высказыва­ний Л. Н. Толстого, который, хотя и в несколько ином плане, говорил о соотношении саморазвития и стремления к совер­шенству: «...главная моя ошибка... — та, что я усовершенство­вание смешивал с совершенством. Надо прежде понять хоро­шенько себя и свои недостатки и стараться исправлять их, а не давать себе задачей — совершенство, которого не только невозможно достигнуть с той низкой точки, на которой я стою, но при понимании которого пропадает надежда на возмож­ность достижения»*.

Расширение «поля успеха» и «поля неудачи» обеспечивает необходимый запас прочности, причем важно, что это делает­ся не только «сверху», со стороны удачи, но и «снизу», пока­зывая тот уровень, ниже которого вы ни в коем случае не сможете опуститься, если хотите уважать себя.

Московские психологи С. Г. Якобсон и В. Г. Щур провели с младшими школьниками и дошкольниками очень интерес­ный эксперимент, который в психологическом фольклоре на­зывается «Про Карабаса и Буратино». Суть его состояла в том, что детям предлагалось сопоставить свое поведение и оценить себя в целом с точки зрения двух образцов — положительного, желательного (его воплощал Буратино) и отрицательного (Карабаса Барабаса). Выяснилось, что многие дети считали себя хорошими, как Буратино, даже признавая (с по. мощью экспериментатора), что в конкретной ситуации они вели себя, «как Карабас».

Переходя с детского языка на обычный, следует сказать что наличие таких двух образцов, эталонов — «желательного Я» и «нежелательного Я», образцов очень конкретных, эмо­ционально насыщенных, как Карабас и Буратино для детей, очень важно не только для достижения, но и для понимания своих целей в жизни. Поэтому следующее наше задание та­кое: в возможно более яркой и образной форме представить сначала свое «желательное Я», а затем — обязательно — «не­желательное Я». Лучше всего это делать либо с помощью рас­слабления, либо с помощью приема «театр», что для вас луч­ше. Вообще представление и оценка себя с точки зрения двух эталонов — положительного и отрицательного — очень эф­фективны, и я рекомендую использовать этот прием, поскольку привычно, автоматически мы используем, как правило, лишь один эталон. Только хорошо бы сохранить при этом и муд­рость маленьких детей, которые продолжали считать себя «хо­рошими, как Буратино», несмотря на признаваемые у себя «карабасовы» черты.

«Зону прочности» с точки зрения жизненных целей, при­тязаний можно укрепить еще одним способом — увеличивая, расширяя число жизненных целей, позволяя им захватывать самые разные области жизни. В этом случае вы будете гаран­тированы от того, о чем поется в одной забытой эстрадной песне: «На тебе сошелся клином белый свет».

Итак, наше следующее задание — на расширение круга при­тязаний. Это задание заимствовано у психолога И. В. Дубро­виной. Состоит оно в следующем.

Возьмите лист бумаги, например «форматку» для черче­ния или рисования. Напишите в центре крупно букву «Я» Можете даже нарисовать вокруг нее кружочек, выделить каким-нибудь способом. Ваша задача состоит в том, что­бы назвать как можно больше областей, где это «Я» может быть реализовано, и определить «желательное» * «нежелательное Я» для каждой области. Просто проводите линию от «Я» центра вашей Вселенной, рисуйте квадратик или кружочек и пишите.

Сколько областей вы смогли выделить? Теперь, когда вы закончили, придумайте еще четыре — любых, самых неожиданных. Но важное условие — они должны быть вполне реальны, впрочем, как и все остальные.

Теперь отложите эту «звездную карту» своей жизни и по­смотрите на нее немного сверху, как бы со стороны. Может ли эта карта быть картой неудачника? Ведь у вас, как выясни­лось, столько возможностей. Так пользуйтесь ими.

И это дает нам очень важный ключ к приобретению само­уважения, самопринятия, уверенности в себе. Ключ 15:

Компетентность. Приобретение умений и навы­ков в самых разных областях, умение налажи­вать контакты, общаться с самыми разными людьми сделает вас, как написал один из участ­ников нашей группы, «независимым и свобод­ным для жизни».

Это даст возможность саморазвития и преодоления огра­ниченного жизненного сценария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: