2.1 Теоретическая часть:
- освоение методики составления реакций ионного обмена (10 мин).
2.2 Практическая часть:
- приобретения навыков определения необратимости реакций ионного обмена;
- заполнение бланка-отчета и защита работы (50 мин)
3 Оборудование и реактивы:
- штатив с пробирками;
- держатель для пробирок;
- спиртовка, растворы солей, кислот, щелочей и индикаторов.
Даны растворы: BaCl2, FeCl3, CuSO4, Na2SO4, Na2SO3, KOH, NaOH, HCl, HNO3, H2SO4, H2O.
Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
Опыт №1 Реакция обмена с образованием осадка
1) В пробирку № 1 поместить 1 мл хлорида бария и добавить 0,5 мл сульфата натрия, встряхнуть.
2) В пробирку № 2 поместить 1 мл хлорида железа и добавить 0,5 мл гидроксида калия, встряхнуть.
3) В пробирку № 3 поместить 1 мл сульфата меди и добавить 0,5 мл хлорида бария, встряхнуть.
Опыт №2 Реакция обмена при выделении газообразных веществ
1) В пробирку №1 поместить 1 мл сульфита натрия и добавить 1 мл соляной кислоты.
2) В пробирку №2 поместить 1 мл карбоната натрия и добавить 1 мл серной кислоты.
|
|
Опыт №3 Реакция обмена с образованием воды
1) В пробирку №1 поместить 1 мл раствора щелочи натрия, добавить фенолфталеин и нейтрализовать раствором серной кислоты.
2) В пробирку №2 поместить 1 мл раствора соляной кислоты, добавить лакмус и нейтрализовать раствором щелочи натрия.
Уравнения реакций, наблюдения, выводы и записать в таблицу.
Вопросы для самоконтроля
- Какие вещества называются электролитами, а какие - неэлектролитами? Приведите примеры.
- Что называется электролитической диссоциацией? Сформулируйте основные положения ТЭД.
- На какие ионы диссоциируют соли, кислоты, щелочи?
- В каких случаях реакции обмена идут до конца?
- Какая из реакций называется нейтрализацией?
- Как правильно приготовить раствор кислоты?
- Какая кислота является аккумуляторной?
- Почему растворы солей не используют как аккумуляторные?
- Закончить уравнения следующих реакций и записать их в молекулярной и ионной формах:
а) Al2O3 + HCl→
б) Na3PO4 + Al(NO3)3→
в) K2SO4 + Na2S→
г)Na2SO3 + HNO3→
д)AlCl3 + KOH→
е)Fe2(SO4)3 + BaCl2→
БЛАНК ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №2
«Теория электролитической диссоциации»
Таблица 2.1
Название опыта | Ход работы | Наблюдения | Уравнения реакций | Выводы |
Лабораторная работа №3
«Теория электролитической диссоциации. Осуществить превращения
При помощи эксперимента»
Цель и задачи лабораторной работы
1.1. Цель работы:
- овладевать навыками проведения химических исследований, учиться анализировать при осуществлении проблемного и исследовательского химического эксперимента;
|
|
- повторить тему «Свойства кислот, солей, оснований, оксидов».
1.2 Задачи работы:
- приобретение навыков составления молекулярных уравнений, полных ионных и кратких ионных уравнений.
Содержание лабораторной работы
2.1 Теоретическая часть:
- повторение темы «Растворы, диссоциация кислот, солей и оснований» (10 мин).
2.2 Практическая часть:
- освоение методики применения химических реактивов для осуществления генетической связи между классами неорганических соединений;
- заполнение бланка-отчета и защита работы (50 мин)
3 Оборудование и реактивы:
- штатив с пробирками;
- держатель для пробирок;
- спиртовка, растворы солей, кислот, щелочей и индикаторов.
Даны растворы: FeCl3, CuSO4, AgNO3, NaOH, HCl, HNO3, H2SO4, Al2(SO4)3.