Социально-педагогическая виктимология.
План
1. Социально-педагогическая виктимология: характеристика понятия.
2. Виды и типы жертв процесса социализации.
3. Факторы виктимизации.
4. Опасности, которые подстерегают ребенка на различных возрастных этапах.
Вопросы и задания
1. Проанализировать и оценить влияние таких факторов социализации как телевидение, печатные СМИ, электронные СМИ и Интернет, лидеров-кумиров, социальное окружение школы на детей определенного возраста (возраст выбирается самостоятельно). Свой выбор аргументировать.
Для выполнения данного задания необходимо проанализировать программу телевизионных передач на неделю, учитывая время, доступное для просмотра TV детьми 1 и 2 смены обучения, электронные и печатные ресурсы, доступные и популярные у ребят разного возраста, образы и поведение популярных певцов, актеров и т.д.
Задание содержит описательную часть (что делал?) и результативную. Результат анализа необходимо оформить в виде таблицы:
|
|
Положительное влияние фактора социализации | Как использовать в воспитательном процессе |
Негативное влияние фактора социализации | Как сократить или нейтрализовать негативное влияние |
Критерии для оценивания задания: точный и достаточный выбор материала для анализа, краткость и грамотность формулировок в таблице, вариативность форм применения положительного и устранения негативного влияния исследуемого фактора социализации.
2. Подобрать примеры известных литературных или кино героев, ставших жертвами социализации. Подготовить обоснование своего выбора, указав агентов и неблагоприятные факторы социализации данного персонажа.
Социально-педагогическая виктимология: характеристика понятия
Виктимология сегодня — это развивающееся комплексное учение о лицах, находящихся в кризисном состоянии (жертвы преступлений, стихийных бедствий, катастроф, экономического и политического отчуждения, беженцы, социальные организации и пр.), и мерах помощи таким жертвам.
Современная виктимология как специальная социологическая теория осуществляет ”сквозной” комплексный анализ феномена жертвы, исходя из теоретических представлений и моделей, первоначально разработанных в сфере иных социальных дисциплин (права, криминологии, политологии, теории государственного управления, социальной работы, конфликтологии, социологии отклоняющегося поведения).
Социально-педагогическая виктимология (от лат. victime - жертва и греч. logos - слово, понятие, учение) - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации.
|
|
Более конкретно социально-педагогическую виктимологию можно определить как отрасль знания, в которой на междисциплинарном уровне изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а также тех, чей статус (социально-экономический, правовой, социально-психологический) в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, дефицит возможностей для «жизненного старта» и (или) физического, эмоционального, психического, культурного, социального развития и самореализации. Социально – педагогической виктимологией разрабатываются общие и специальные принципы, цели, содержание, формы и методы профилактики, минимизации, компенсации, коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации.
Таким образом, социально-педагогическая виктимология, будучи составной частью социальной педагогики, решает определенный круг задач:
· разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации, коррекции этих отклонений;
· изучая виктимогенные факторы и опасности процесса социализации, определяет возможности общества, государства, организаций и агентов социализации по минимизации, компенсации и коррекции их влияния на развитие человека в зависимости от его пола, возраста и других характеристик;
· выявляет типы виктимных людей различного возраста;
· вырабатывает социальные и психолого-педагогические рекомендации по профилактике превращения виктимных личностей в жертв социализации.
Прежде чем рассматривать объективные факторы, благодаря которым человек может стать жертвой неблагоприятных условий социализации, необходимо рассмотреть понятия «виктимогенность», «виктимизация» и «виктимность».
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик, черт, опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств (например, виктимогенная группа, виктимогенный микросоциум и т. д.).
Виктимизация - процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Однако, если рассматривать этот термин буквально, то виктимность означает жертвенность, что традиционно понимается как синоним самоотверженности. Но поскольку в нашем случае речь идет о людях объективно или субъективно могущих стать жертвами чего-либо, а не приносить себя в жертву кому-либо или чему-либо, постольку виктимность правильнее трактовать с помощью неологизма жертвопригодность (автор - психолог А.С. Волович).