Виды и типы жертв процесса социализации

Социализация детей, подростков, юношей в любом обществе протекает в различных условиях, часть из которых охарактеризо­вана в предыдущих разделах. Для условий социализации характер­но наличие многочисленных опасностей, могущих оказать и оказы­вающих негативное влияние на развитие человека. Поэтому объ­ективно появляются целые категории детей, подростков, юношей, становящихся жертвами неблагоприятных условий социализации.

Виды и типы жертв неблагоприятных условия социализации. Виды жертв неблагоприятных условий со­циализации условно можно обозначить как потенциальные и латентные, которые пред­ставлены различными типами-категориями людей.

Латентными жертвами неблагоприятных условий социализации можно считать тех, кто не смог реализовать заложенные в них за­датки в силу объективных обстоятельств их социализации. Так, ряд специалистов полагает, что высокая одаренность и даже гениаль­ность «выпадают» на долю примерно одного человека из тысячи родившихся. В зависимости от меры благоприятности условий со­циализации, особенно на ранних возрастных этапах, эта предраспо­ложенность развивается в той степени, которая делает ее носителей высокоодаренными людьми, примерно у одного человека из мил­лиона родившихся. А действительно гением становится лишь один из десяти миллионов, имевших соответствующие задатки. Т.е. боль­шинство Эйнштейнов и Чайковских теряется на жизненном пути, ибо условия их социализации (даже достаточно благоприятные) оказываются недостаточными для развития и реализации заложен­ной в них высокой одаренности. Поскольку ни они сами, ни их близ­кие об этом даже не подозревают, постольку их и можно отнести к латентному виду жертв неблагоприятных условий социализации.

Потенциальными жертвами неблагоприятных условий социа­лизации могут рассматриваться инвалиды; дети, подростки, юно­ши с психосоматическими дефектами и отклонениями; сироты и ряд категорий детей, находящихся на попечении государства или общественных организаций.

Потенциальными, но очень реальными, жертвами можно считать:

детей, подростков, юношей с пограничными психическими состоя­ниями и с акцентуациями характера;

детей мигрантов из страны в страну, из региона в регион, из села в город и из города в село;

де­тей, родившихся в семьях с низким экономическим, моральным, образовательным уровнями;

метисов и представителей инонацио­нальных групп в местах компактного проживания другого этноса.

Названные типы жертв далеко не всегда представлены «в чис­том виде». Весьма часто первичный дефект, отклонение от нормы или какое-то объективное жизненное обстоятельство (например, неблагополучная семья) вызывают вторичные изменения в разви­тии человека, ведут к перестройке жизненной позиции, формиру­ют неадекватные или ущербные отношения к миру и к себе. Не­редко происходит наложение одного признака или обстоятельст­ва на другие (например, мигрант первого поколения становится алкоголиком). Еще более трагический пример - судьба выпускни­ков детских домов (в большинстве своем - социальных сирот, т.е. имеющих родителей или близких родственников). Среди них до 30% становятся «бомжами», до 20% - правонарушителями, а до 10% заканчивают жизнь самоубийством.

Одни признаки и обстоятельства, позволяющие отнести чело­века к числу возможных жертв неблагоприятных условий социа­лизации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалид­ность), другие проявляются на определенном возрастном этапе (социальная дезадаптация, алкоголизм, наркомания); одни - неуст­ранимы (инвалидность), другие могут быть предотвращены или изменены (различные социальные отклонения - противоправное поведение и др.).

 

Факторы виктимизации

Объективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Объективные факторы, предопределяющие то или способст­вующие тому, что те или иные группы или конкретные люди ста­новятся или могут стать жертвами неблагоприятных условий со­циализации, многочисленны и многоуровневы.

Фактором виктимизации человека могут стать природно-климатические условия той или иной страны, региона, местности, посе­ления. Как уже говорилось выше, климат влияет на здоровье людей по-разному. Суровые или неустойчивые климатические условия могут оказывать нежелательное и даже пагубное влияние на фи­зическое развитие, здоровье и психику человека. Экологические особенности местности могут привести к образованию геопато­генных зон, в которых у некоторых групп жителей развиваются специфические заболевания и (или) которые отрицательно влияют на психику, приводя к появлению депрессивных и более тяжелых психических состояний у ряда людей.

Пагубно на физическое развитие, здоровье и психику человека влияют неблагоприятные условия проживания в той или иной местности или поселении, связанные с экологическим загрязнением - повышенным уровнем радиации, высоким уровнем шума, загазо­ванностью и т.д.

Климатические и экологические условия не только влияют на здоровье человека, но могут приводить к более высокому уровню, чем в других местностях, криминального, антисоциального, саморазрушительного поведения (алкоголизму, наркомании, само­убийствам).

Фактором виктимизации человека могут стать общество и госу­дарство, в которых он живет.

В любом обществе наличествуют инвалиды и сироты, но условия их социализации и жизни могут весьма различаться в зави­симости от уровня экономического развития и социальной поли­тики государства: инвестиции в сферу социальной защиты и общественного призрения, системы социальной реабилитации, про­фессиональной подготовки и трудоустройства, законодательства, определяющего права сирот и инвалидов и обязанности по отно­шению к ним общественных и государственных институтов. Соответственно и статус, и субъ­ективное состояние сирот и инвалидов зависят от названных об­стоятельств.

Во многих странах имеются большие или меньшие группы ми­грантов из других стран, а также из деревни в город и из региона в регион, которых, как уже говорилось, можно рассматривать как потенциальных жертв социализации. Но то, какая часть из них станет жертвами и какого типа (безработными, алкоголиками, преступниками и др.), в какой мере они будут ощущать себя жерт­вами, зависит от уровня социально-культурного развития обще­ства и государственной политики. В частности, количество жертв среди мигрантов зависит от меры толерантности (терпимости) общества к их культурным и социально-психологическим особен­ностям, а также от системы мер по их экономической поддержке, социально-психологической и культурной адаптации.

В психологии начиная с 40-х гг. XX в. разрабатывается про­блема диагностики и коррекции негативных психологических последствий, возникающих в результате воздействия на человека комплекса стрессогенных факторов, источником которых являют­ся различные травмирующие события, выходящие за рамки обыч­ного человеческого опыта (аварии, катастрофы, военные дейст­вия, насилие). В ходе второй мировой войны было начато иссле­дование стрессовых реакций человека, обусловленных его участи­ем в боевых действиях, которое получило дальнейшее развитие в связи с войнами в Корее и во Вьетнаме. Эти, а также исследования других экстремальных факторов (аварий, стихийных бедствий и др.) показали, что состояние, развивающееся у человека под их влиянием, имеет специфические особенности. Основная особен­ность этого состояния в том, что оно имеет тенденцию не только не исчезать со временем, но становиться все более отчетливо вы­раженным, а также проявляться внезапно на фоне общего внешне­го благополучия человека. Комплекс симптомов, характеризующих это состояние, получил название синдрома посттравматических стрессовых нарушений, т.е. в результате тех или иных экстремаль­ных обстоятельств или периодов социализации у человека появля­ется синдром, делающий его жертвой этих обстоятельств. В по­следние десятилетия эта проблема стала исследоваться и отечест­венными учеными в связи с афганской войной. Чернобыльской аварией, террористическими актами.

Минимизация последствий подобных катастроф отчасти зависит от специальных усилий общества и государства. Восстановление разрушенных поселений, создание нормальных условий жизни - одно из направлений деятельности государственных и обществен­ных структур. Важное значение имеет создание системы реабили­тации (медицинской, психологической, профессиональной, соци­альной). Минимизации также может способствовать преобразование общественно-политического строя и изменение социально-психологической атмосферы в об­ществе (как это было в Германии и Японии после войны), восста­новление справедливости по отношению к депортированным и их потомкам.

Специфические виктимогенные факторы образуются в обще­ствах, переживающих период нестабильности в своем развитии. Так, уже отмечавшаяся ранее стремительная экономическая, поли­тическая, социальная и идеологическая переориентация в России привела к потере индивидуальной и социальной идентичности ряда представителей старших групп населения, к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориен­тации и жизненных устремлений и другим не менее существенным последствиям. В результате возросло число жертв неблагоприятных условий социализации традиционных типов (правонару­шители, наркоманы, проститутки и др.). Наряду с этим появились новые для России типы жертв (как реальных, так и потенциальных) вследствие массовой миграции из бывших республик СССР, по­явления и роста явной и скрытой безработицы, имущественного расслоения общества и т.д.

Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, конкретных микросоциумов, в которых они живут. И дело не ограничивается уже упоминавшимися неблагоприятными экологическими усло­виями, которые, влияют не только на здоровье человека, но и на его психику, в частности на уровень агрессивности, стрессоустойчивости и другие характеристики.

Большое значение име­ют такие характеристики поселения и микросоциума, как эконо­мические условия жизни населения, производственная и рекреа­тивная инфраструктуры, социально-профессиональная и демо­графическая структуры населения, его культурный уровень, соци­ально-психологический климат. От этих параметров зависит на­личие типов жертв неблагоприятных условий социализации в конкретном поселении и микросоциуме, количественный и демо­графический состав каждого типа, они же определяют категории жителей - потенциальных жертв.

Так, в малом городе, где большая часть населения связана с одним-двумя предприятиями, их закрытие или перепрофилирова­ние грозит массовой безработицей. Если среди жителей города или поселка велик про­цент освободившихся из мест заключения (а есть местности, где он превышает 30), социально-психологический климат имеет явно антисоциальный и криминальный характер, что способствует появлению большого числа маргиналов, правонарушителей, алкоголиков, психически травмированных, инвалидов (ибо мно­гие отсидевшие возвращаются с подорванным здоровьем) и т.д.

Объективным фактором виктимизации человека может стать группа сверстников, особенно в подростковом и юношеском воз­растах, если она имеет асоциальный, а тем более антисоциаль­ный характер. На других возрастных этапах возможную виктимизирующую роль группы сверстников не следует недооце­нивать, ибо группа пенсионеров, например, может вовлечь челове­ка в пьянство, а группа соседей или сослуживцев - способствовать криминализации человека среднего возраста.

Наконец, фактором виктимизации человека любого возраста, но особенно младших возрастных групп, может стать семья. В семье может формироваться определен­ный тип жертвы, благодаря тем механизмам социализации, кото­рые для нее характерны - идентификации, импринтингу и др. Так, в неполной семье может сформироваться несколько поколений женщин-мужененавистниц, т.е. они станут обладателями опреде­ленного психического комплекса, что лишит их возможности соз­дать благополучные семьи.

Завершая характеристику объективных факторов виктимиза­ции, следует напомнить, что на каждом возрастном этапе сущест­вуют опасности, столкновение с которыми может привести к то­му, что человек становится жертвой неблагоприятных условий социализации (о них шла речь в третьей главе).

Некоторые субъективные предпосылки превращения человека в жертву неблагоприятных условия социализации.

Субъективными предпосылками того, станет или нет человек жертвой неблагоприятных условий социализации, являются в первую очередь и главным образом его индивидуаль­ные особенности как на индивидном, так и на личностном уровне. От этого зависит и субъ­ективное восприятие человеком себя жертвой.

На индивидном уровне виктимизация человека в тех или иных обстоятельствах зависит, видимо, от темперамента и некоторых дру­гих характерологических свойств, от генетической предрасположен­ности к саморазрушительному или отклоняющемуся поведению.

На личностном уровне предрасположенность к тому, чтобы стать жертвой тех или иных неблагоприятных условий социали­зации, зависит от многих личностных характеристик, к которым можно отнести:

степень устойчивости и меру гибкости человека,

развитость у него рефлексии и саморегуляции,

его ценностные ориентации и т.д.

От наличия и развитости у человека этих характеристик во мно­гом зависит то, в состоянии ли он и в какой мере противостоять и сопротивляться различным опасностям, с которыми он сталкивается, а также прямому негативному влиянию окружающих.

Особо следует назвать такую личностную характеристику, как экстернальность-интернальность, т.е. склонность человека при­писывать причины происходящего с ним внешним обстоятельст­вам или принимать ответственность за события своей жизни на себя самого.

Немаловажно и то, каким образом личность предрасположена реагировать на невозможность реализации наиболее значимых для нее потребностей, на крушение идеалов и ценностей, т.е. на то, каким образом она, реализуя особую форму активности, пе­реживает критические жизненные ситуации. От этого зависит ее способность преобразовывать свой внутренний мир, переосмыс­лять свое существование, обретать благодаря переоценке ценно­стей осмысленность существования в изменившихся условиях.

Субъективное восприятие человеком себя жертвой самым не­посредственным образом связано и во многом определяется его личностными особенностями.

В зависимости от этих особенностей реальные жертвы того или иного типа могут воспринимать или не воспринимать себя тако­выми. Так, одни сироты и инвалиды считают себя жертвами, что и определяет их самоотношение и поведение, а другие - не воспри­нимают, что, естественно, отражается на их самоотношении и по­ведении. Так, изучение детей, подростков и юношей с физическими опорно-двигательными дефектами показало следующее. Дошко­льники, начиная с четырех лет, знают, что они больны, что у них есть физический дефект. Но они не осознают этого, и поэтому он не отражается на их психическом состоянии и во многом даже на поведении. В семь-восемь лет дети осознают, что у них есть физи­ческий дефект. Это может специфически проявляться в их поведе­нии и в отношениях с окружающими. Если им предлагают какое-либо приятное занятие, о дефекте не вспоминают. Если же занятие им неприятно или от них хотят чего-то, что их не устраивает, они в качестве причины нежелания выполнить поручение ссылаются на свой дефект (т.е. они не переживают в связи с его наличием, но умеют спекулировать им). В ранней юности физический дефект становится основанием острых переживаний, потери жизненных перспектив (чего не отмечается в детстве и даже у многих подро­стков), т.е. юноша осознает свою ущербность по сравнению с окружающими, у него появляется самоощущение жертвы (что характерно для половины изученных).

Индивидуальные особенности, а также нормы и отношение ближайшего окружения могут приводить к тому, что вполне бла­гополучный в обыденном смысле слова человек, тем не менее счи­тает себя неудачником, несчастным и т.д., относится к себе как к жертве жизненных обстоятельств. Это может вести к тому, что его поведение и отношения с окружающими определяются подобным самоотношением, что, как минимум, усложняет его жизнь, и, как максимум, может привести к психическим и социальным отклоне­ниям, т.е. превратить его в реальную жертву.

 

Опасности, которые подстерегают ребенка на различных возрастных этапах:

На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми челове­ка наиболее вероятно.

В периоде внутриутробного развития плода: нездоровье роди­телей, их пьянство и (или) беспорядочный образ жизни, плохое питание матери; отрицательное эмоционально-психологическое состояние родителей, медицинские ошибки, неблагоприятная эко­логическая среда.

В дошкольном возрасте (0-6 лет): болезни и физические трав­мы; эмоциональная тупость и (или) аморальность родителей, игнорирование родителями ребенка и его заброшенность; нище­та семьи; антигуманность работников детских учреждений; отвержение сверстниками; антисоциальные соседи и (или) их дети; видеосмотрение.

В младшем школьном возрасте (6-10 лет): аморальность и (или) пьянство родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; видеосмотрение; плохо развитая речь; неготовность к обучению; негативное отношение учителя и (или) сверстников; отрицательное влияние сверстников и (или) старших ребят (привле­чение к курению, к выпивке, воровству); физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление.

В подростковом возрасте (11-14 лет): пьянство, алкоголизм, аморальность родителей; нищета семьи; гипо- или гиперопека; ви­деосмотрение; компьютерные игры; ошибки педагогов и родителей; курение, токсикомания; изнасилование, растление; одиночество; физические травмы и дефекты; травля со стороны сверстников; вовлечение в антисоциальные и преступные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; частые переезды семьи; развод родителей.

В ранней юности (15-17 лет): антисоциальная семья, нищета семьи; пьянство, наркомания, проституция; ранняя беременность; вовлечение в преступные и тоталитарные группы; изнасилование; физические травмы и дефекты; навязчивый бред дисморфофобии (приписывание себе несуществующего физического дефекта или недостатка); непонимание окружающими, одиночество; травля со стороны сверстников; неудачи в отношениях с лицами другого пола; суицидальные устремления; расхождения, противоречия меж­ду идеалами, установками, стереотипами и реальной жизнью; поте­ря жизненной перспективы.

В юношеском возрасте (18-23 года): пьянство, наркомания, про­ституция; нищета, безработица; изнасилование, сексуальные неу­дачи, стрессы; вовлечение в противоправную деятельность, в то­талитарные группы; одиночество; разрыв между уровнем притя­заний и социальным статусом; служба в армии; невозможность продолжить образование.

Произойдет ли столкновение с какой-либо из этих опасностей конкретного человека, во многом зависит не только от объектив­ных обстоятельств, но и от его индивидуальных особенностей. Конечно, есть опасности, жертвой которых может стать любой человек независимо от его индивидуальных особенностей, но и в этом случае последствия столкновения с ними могут быть связаны с индивидуальными особенностями человека.

 

 

Литература

 

1. Антонов-Романовский Г.В., Лютов А.А. Виктимность и нравственность // Вопр. борьбы с преступностью. — М., 1980. — Вып. 33.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. — 1991. — N 4.

4. Глухова А.А., Устинов В.С. Понятие и значение виктимологической статистики // Вестник Ниджегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2001

5. Коновалов В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений. М.: ВНИИ МВД СССР, 1962.

6. Кормщиков В.М. Изучение механизмов влияния неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего — важное условие профилактики правонарушений // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. М., 1977.

7. Кочеткова С.В. Опыт анализа насилия в семье // Российская юстиция. № 3, 2001.

8. Кувшинникова В.А., Потолова Л.М. Социальное положение нуждающихся семей // Социологические исследования, № 12, 1997.

9. Кузнецов Б.А. Из доклада // www.dv.projectharmony.ru

10. Лелеков В.А. Семейные факторы социального риска и преступность несовершеннолетних // Проблемы борьбы с преступностью (региоальный аспект). Сборник научных трудов. М., ВНИИ МВД России, 1996.

11. Мансуров Н.С. Социальные и общественно-психологические причины отклоняющегося поведения подростков. М., 1974.

12. Осадчая Г.И. Семьи безработных и семейная политика // Социологические исследования. № 1, 1997.

13. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. — М.: Мысль, 1985.

14. Смейлзер Н. Социология: Пер. с англ. — М.: Феникс, 1994.

15. Франк Л.В. Виктимология и виктимность. — Душанбе, 1972. — С. 112.

16. Холыст Б. Факторы, формирующие виктимность // Вопросы борьбы с преступностью. — М., 1984. — Вып. 41. — С. 73-74.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: