Мы говорим, что в изучении церкви в экклесиологии есть несколько аспектов.
Пневматологический аспектЦ. – церковь дом, тело СД. Церковь как дом Божий, где Господь пребывает Духом Святым. И для того, чтобы это было так, каждый человек – тот, в ком есть ДС, с кем Он может пребывать, с кем Он может общаться (слова Ап.Павла к Коринфянам 3:16– «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?).
Христологический аспект – Ц. как тело Христово, которое проявляется видимым образом на Е.
Евхаристический аспект – не просто присутствие на Е., а служение. Совместное благодарение Отца за Сына, за Его крест и Его Воскресение. Участие в этом благодарении и приобщение телу и крови Христовым во Святом Духе. Мы причащаемся в ДС, а не просто, потому что тело Христово на престоле. Оно на престоле именно потому, что тело Христово в храме, т.е. Церковь, церковное собрание.
Евангелисты Матфей и Иоанн ставят акценты на разном, но взаимодополняют друг друга.
Ап. Иоанн говорит о том, что Ц. это общение братьев друг с другом, что не любящий брата – не любит Бога. В этом случае мы говорим о тринитарном аспекте церкви, т.е. Ц. собирается по образу Св. Троицы. Когда множественность лиц соединяется в единстве, сохраняя уникальность каждого, личностность каждого и одновременно собирается в это единое тело Христово. Каждое из лиц Св. Троицы по природе равны, по божеству, по нетварности, по пребыванию в этом едином общении, но при этом безначален Отец, и есть уникальные качества каждого из лиц Св. Троицы – Отец безначален, Сын предвечно рождается от Отца, Св. Дух предвечно исходит от Отца.
|
|
Также и Ц. собирается как единое тело единой богочеловеческой природы.
Природа Ц. – это богочеловеческая природа. Лиц много, а природа одна. В Ц. мы соединяемся друг с другом во Христе. И каждый человек входит в это общение со Христом, он как бы внутри Христа. Ц. – это тайна, и понять её суть можно только верой. Можно понять внешнюю сторону церкви, а понять в чём её природа, её призвание, как она водима Христом в Духе Святом – можно понять только верой, потому что за этим стоит тайна. Либо есть этот опыт приобщения Ц., либо может быть есть, но я его ещё пока не чувствую, не осознаю.
Поэтому мы можем говорить исходя из тринитарных позиций, беря за образ её созидания – образ Св. Троицы.
Ещё можно сказать, что церковь есть церковь святых и церковь грешных.
Святость Ц. – это отданность её полностью служению Богу. Святой – это тот, кто служит Богу. Ц. создана здесь Христом именно как сообщество его друзей, которых Он собирает для того, чтобы они продолжали вместе с Ним дальше то дело, ради которого Он воплотился. Он понимает, что Воскресение не решает той задачи, ради которой ОН воплотился на Земле и открылся людям до конца. Нужно ещё чтобы люди приняли это, поверили в это. Поэтому нужны те, кто будет ходить по этой земле, и будут этому свидетелем перед теми, кто не знает этого опыта, кто не верит в него, кто отвергает его.
|
|
Святость Ц. – это всегда святость Христа. До конца, на глубине, если мы говорим, что Ц. есть тело Христово, и мы во Христе, то в эту меру мы святы.
В ту, как мы входим в дело Христово, в служение Христа.
Вот мы рассмотрели разные аспекты, с т.з. которых можно говорить о Ц. Можно раскрывать что такое Ц., в чём тайна Ц., и поэтому мы говорим о том что есть вера человека в Ц. и есть вера ц. в Ц.
Есть вера церкви исторической, которая живет в конкретное время, в конкретном месте и в конкретном народе, которая верит в Ц. как единство людей во Христе, в единство в Духе Святом,единство пред лицом Отца и служения Отцу. Христос и собирает для служения Отцу. Поэтому вера церкви в Ц. и раскрывается через аспекты, кот.мы уже назвали (пневматологический и евхаристический).
Ап. Петр в первом послании говорит (2:9):
«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел,цари и священники Бога живого…»
Здесь он говорит о царственном священстве народа Божьего.
Три служения, к которым призвана Ц. как единое собрание:
1. Священство народа Божьего. Служение священства свято. Оно является с одной стороны дар от Бога, а с другой стороны – это дар и для Него. Каждый человек является священником настолько, насколько он входит в Церковь. Принесение духовных жертв (Евхаристия, собирание групп, общин для совершения дел Божиих) – обязанность каждого из нас.
Возвещение совершенства Призвавшего нас в дивный свой Свет. Жертвы мы приносим в Иисусе Христе, т.е. в церкви. Сын предстоит пред Отцом по правую руку от Него, и если мы в Сыне, то мы можем входить в общение с Отцом.
Жертвы духовные приносятся во Христе не только во время Евхаристии, но и в любом нашем служении, которое мы посвящаем Богу. Быть в Ц. и быть во Христе – синонимы.
В НЗ священство и царство неразрывны.
2. Царственное служение народа Божьего. 1-е Петра 2:9
9 Но вы – род избранный, царское священство, народ святой, народ взятый в удел, чтобы возвестить совершенства Призвавшего вас из тьмы в дивный Свой свет
Откровение 1:6 и 5:10
6 и соделавшему нас царством, священниками Богу и Отцу Своему, Ему слава и держава во веки веков, аминь.
10и соделал их Богу нашему царством и священниками, и они будут царствовать на земле.
Царствовать – отвечать за народ, служить, чтобы народ служил Богу, шёл по пути Божьему.
Царь – тот, кто призван, чтобы уготовить народ для встречи с Богом.
Христос – Царь царствующих, и Господь господствующих.
Христос в мире сем – царь.
Царственное служение народа Божьего это огромный труд, ответственность задругих, чтобы мир преображался.
3. Пророческое служение народа Божьего. Бог любит этот мир, каждого человека в этом мире. Пророк это тот, кто от Бога и кто стоит перед Богом в истине.
Пророк – этот тот, кто знает волю Божью и ведёт за собой людей.
Возвещение и откровение того, что позволит судьбам мира и судьбам истории быть хоть немного ближе к путям Божьим. Задача пророческого служения Ц. – чтобы как можно больше спаслось, чтобы как можно больше людей услышали волю Божью, чтобы мы смогли до них её донести.
Царственное, священническое и пророческое служения – это те дары, которые Бог дает своей церкви для того, чтобы она приносила плоды.
Апостолат – дар свидетельства о Христе, дар призывания всех людей ко Христу.
Как личность человека уникальна и неповторима, так бывает и уникальным Дар.
|
|
1 Кор. 12
4 Ноестьразличиявдарованиях, аДух–тотже.
5 Иестьразличиявслужениях, аГосподь–тотже.
6 Иестьразличиявдействиях, аБог–тотже, производящийвсёвовсех.
7 НокаждомудаетсяпроявлениеДуханапользу.
8 ИбокомучрезДухадаетсясловомудрости; комуже–словознания, всогласиистемжеДухом;
9 иному–веравтомжеДухе; другомуже–дарованияисцеленийвединомДухе;
10 другомуже–сила, являемаявчудесах; другому–пророчество; другомуже–различениедухов; иному–разныеязыки; другомуже–толкованиеязыков.
11 ВсёжеэтопроизводитодинитотжеДух, разделяякаждомуособо, какОнхочет.
12 Ибокактело–одноиимеетмногочленов, всежечленытела, хотяихимного, составляютоднотело, –такиХристос.
13 ИбоимывсеводномДухебыликрещеныводнотело; будьтоИудеи, будьтоЕллины, будьторабы, будьтосвободные, ивсеоднимДухомбылинапоены.
14 Ибоителонеодинчлен, номного.
24 …НоБогтаксоставилтело, чтонаиболееобделенномучленуоказалособуючесть,
25 чтобынебылоразделениявтеле, ночленыодинаковозаботилисьбыдругодруге.
26 Истрадаетлиодинчлен, страдаютснимвсечлены; славитсялиодинчлен, снимрадуютсявсечлены.
27 Вы–телоХристово, ивотдельности–члены.
28 ИБогпоставилихвцеркви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затемчудеса, затемдарованияисцелений, оказаниепомощи, управление, разныеязыки.
29 Вселиапостолы? Вселипророки? Вселиучители? Вселисовершаютчудеса?
30 Вселиимеютдарованияисцелений? Вселиговорятязыками? Вселитолкуют?
31 Ревнуйтеодарахбольших. Иещепревосходнейшийпутьпокажувам.
1 Кор. 14
1 Стремитеськлюбви, ревнуйтеодарахдуховных, особенножеотом, чтобыпророчествовать.
2 Ибо, ктоговоритязыками, нелюдямговорит, ноБогу; ибониктонепонимает: ондухомговориттайны,
3 Тотже, ктопророчествует, людямговоритвназиданиеиувещаниеиутешение.
Наибольшие Дары, которые выделяет ап. Павел – Дар апостольства, пророчества и учительства (катехизации).
Церковь должна жить в мире сем, но не от мира сего. Закон Божий больше закона человеческого.
Существует космологический аспект Церкви. Церковь есть вселенское богочеловечество, т.е. новый народ, новое человечество, кот. Бог собирает в этом мире, и она может быть приравнена к Божьему миру в этом мире.
|
|
Мир должен был стать Царством небесным, но он им не стал вследствие грехопадения. Теперь его приходится преображать, и Царство небесноене сзади, нам не вернуться к нему надо. Оно впереди, и к нему человек приходит обладая опытом падения, восстания, прощения, и искупления через Христа, т.е. в Царство небесное приходит уже другой человек, возросший, изменившийся.
Церковь это путь в Царство божие. Церковь историческая нужна человеку, чтобы приуготовить себя к жизни в ЦН, чтобы возрасти в ней в полноту возраста Христова, без чего войти в ЦН будет невозможно.
На 2 вселенском соборе в 381 г. в Символ веры была включена фраза:
«Верую в одну святую, кафолическую (вселенскую, соборную), апостольскую церковь…»
Единую – Ц. одна, т.к. Христос один. Но на практике в жизни церквей много (протестантская, католическая и пр.). Каждый из нас должен стремиться к этому единству Ц., он должен понимать, что единство церкви эмпирическое – это наша задача. И если сегодня единства нет, то это наш общий грех и православных, и протестантов, и католиков. Это общий грех пред Богом, потому что Христос один и Церковь одна. Это значит, что общение любви должно быть между всеми христианами, через которое и можно преодолеть все эти расколы, противоречия. Нет здесь другого пути, кроме как простить и покаяться.
Святость церкви. Бог принимает церковь как Свою, принадлежащую Ему. Именно в этом вера в нашу Святую церковь. Господь Сам её освящает, Сам очищает, Сам спасает, ведет и преображает. А члены церкви как раз призваны соучаствовать в этом деле Божьем. Они призваны быть сотрудниками Богу. И если мы грешим, то мы можем просить Христа о ходатайстве за нас пред Богом Отцом. Христос и Дух Святой ходатаи за нас.
В святости, как и в единстве церкви, нужно возрастать и возрастать.
Индивидуальное спасение связано с общим спасением. Каждый христианин, очищая себя, преображая свою жизнь, он очищает и преображает какой-то маленький кусочек церкви. Он вносит через себя свет в церковь.
Церковь кафолична и вселенско-соборна. Кафолическая церковь (2 в. Игнатий Богоносец) – церковь всех и вся, всеобъемлющая, вселенская, соборная. Соборная – собрание церкви в Духе Святом, чтобы делать дела Божии. В ней главный Христос.
Церковь апостольская. Ц. мистически, духовно созидается на основании апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, т.е. на даре Пятидесятницы (ап. Петр). Поэтому апостольство как основание церкви. Церковь с одной стороны начинается с апостольской общины, с прямых учеников Господа, с опыта Пятидесятницы, а с другой стороны, потому что она имеет апостольское призвание. Все члены церкви от первого до последнего дня и входящие в нее должны быть верны апостольскому преданию в учении, в законе молитвы и в законе жизни. Именно там критерий того, как должна церковь жить, каждый член церкви.
Апостольская церковь – это мученическая церковь, церковь тех, кто готов пожертвовать всем вплоть до своей жизни. Поэтому свидетельство апостольское – это свидетельство и своим словом, и своей жизнью о своей верности Христу, о своей любви ко Христу, о воскресении Христовом.