Административное право является одним из важнейших отраслей российского права и занимает наряду с конституционным, гражданским, уголовным правом, ведущее место в регулировании общественных отношений. Главная их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.
Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются предметом и методом правового регулирования.
Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщённо называются управленческими.
Давая определение предмета административного права, необходимо иметь ввиду то, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к его предмету. Необходимо помнить следующее:
|
|
1. Не все управленческие отношения включаются в предмет административного права (где отсутствует воля и интересы государства, обеспечивается необходимость самоорганизации).
2. Не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права (заключение имущественных сделок при приобретении имущества ОИВ).
Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чём в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти. Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий возлагаемых на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.
Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе, на его служебную роль.
1. Своё регулятивное воздействие на управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам общества и государства характер.
2. Административное право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления ими управленческих функций (исполнительно-распорядительной деятельности).
3. Управленческие отношения настолько многогранны, что охватывают собой все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни (могут действовать и другие отрасли права).
|
|
Как уже было отмечено – управленческие отношения весьма многообразны. В зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:
а) между соподчинёнными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);
б) между несоподчинёнными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);
в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями, учреждениями;
г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного контроля и т. п.);
д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного управления;
е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, коммерческие структуры и т.п.);
ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;
з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.
Как видно, во всех названных видах управленческих отношений обязательно участвует исполнительный орган.
В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы с учётом государственного устройства России (ст. ст. 5, 71-72 Конституции).
Управленческие отношения можно классифицировать также, в зависимости от конкретных целей их возникновения, на две группы:
1. Внутренние (или внутрисистемные, внутриорганизационные, внутриаппаратные).
2. Внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти.
Итак, административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.