Тема № 1. Управление. Государственное управление.
Исполнительная власть.
Вопросы по теме:
1. Общее понятие управления. Управление как социальное явление.
2. Государственное управление.
3. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением.
Общее понятие управления.
Управление – это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления.
Управлять – значит «направлять», «руководить кем - либо или чем - либо», исполнять и распоряжаться. В 60-х годах ХХ века сформировалось новое научное направление – кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях. Эта наука изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приёма, хранения и обработки информации в любых сложных динамических системах.
В связи с изложенным возникает необходимость раскрыть содержание руководства и его функционального назначения. С точки зрения теоретических и практических позиций можно сделать следующие выводы:
|
|
Во-первых, управление – это функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающих их целостность.
Во-вторых, управление служит интересам взаимодействия составляющих ту или иную систему элементов и представляющих единое целое с общими для всех элементов задачами.
В-третьих, управление – это внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), которые постоянно взаимодействуют между собой.
В-четвертых, управление предполагает не только внутреннее взаимодействие элементов, но и внешнее, что предполагает осуществление управленческих функций как внутрисистемного, так и межсистемного характера.
В-пятых, управление по своей сути сводится к управляющему воздействию субъекта на объект.
В-шестых, управление реально тогда, когда налицо известное подчинение объекта субъекту управления. Отсюда властность управления.
В-седьмых, в процессе управления находят своё непосредственное выражение его функции, указывающие на то, что управление имеет функциональную структуру.
Функции управления – это основные направления деятельности субъекта управления. К их числу относят:
1) информационное обеспечение деятельности государственных органов;
2) прогнозирование и моделирование;
3) планирование;
4) организацию;
5) координацию;
6) регулирование;
7) распорядительство;
8) руководство;
9) контроль.
Управление как социальное явление.
|
|
Основные черты, характеризующие общее понятие управления полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.
Во-первых, социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.
Во-вторых, социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.
В-третьих, социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.
В-четвёртых, социальное управление, выступает в роли регулятора поведения людей.
В-пятых, социальное управление базируется на определённой соподчинённости воль людей, где воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Отсюда – властность социального управления. Следовательно, власть есть специфическое средство, обеспечивающее следование воли управляемых воле управляющих.
В-шестых, социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления.
Социальное управление в обществе подразделяется на два вида:
1)государственное (управление делами государства);
2) негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований).
Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. В самом широком виде оно может пониматься в качестве механизма организации общественных связей.
Социальное управление имеет и специальный смысл. В этом варианте его обычно характеризуют как государственное управление, который понимается как вид государственной деятельности, отличный от её иных проявлений.